Конспект Занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

 

ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ, ОСЕНЬ»

«ВСТРЕЧА С ЛЕСОВИЧКОМ»

Программное содержание.

1.  Задачи на развитие познавательных способностей:

Уточнить представления детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д.);

Продолжать упражнять в классификации растений и животных мир леса;

Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

2.  Задачи на развитие связной речи:

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб - дубовый, клен - кленовый, береза - березовый, осина - осиновый) и подбирать слова-антонимы (грустный - веселый, ленивый - трудолюбивый);

Упражнять детей в  составлении короткого описательного рассказа по картине;

Развивать фонематический слух.

3.  Воспитательные задачи:

Развивать умение применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию.

Материал к занятию. Аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; костюм Старичка-Лесовичка; картина «Осень в лесу».

Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Заучивание стихотворения В.Серовой «Я добрый великан» с одним из детей.

 

Ход занятия.

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Осенью)

Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте пойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Какие еще приметы осени вы увидели?

(Ответы детей).

Послушайте ещё одну загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес).

Воспитатель. Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. (Ю.Дмитриев «Что

такое лес?» из сборника «Мы идем в лес».)

Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник. (Ставит на мольберт картину «Осень з лесу».) Откройте  глаза,  Похожа картина, которую вы представили, на эту? (Ответы детей).

Воспитатель. Эту картину прислал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:

В лесу, в бору, живет старый старичок, На нем красный колпачок. Это старичок... (Лесовичок). (Воспитатель загадывает  загадку  и  наряжается  в  костюм   Старичка-лесовичка. Во время переодевания дети закрывают глаза — «ночь»).

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята! Дети. Мы веселые

                                        ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята! Дети. Мытрудолюбивые ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята! Дети. Мы дружные ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!

Дети. Мы всему учимся!

Старичок-Лесовичок. Вот я сейчас и проверю. Хотите попасть в мой

                                          сказочный лес? (Ответы детей).

Старичок-Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный

                                         ветерок. Закройте глаза (колдует):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый,

Старый лист газетный,

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси -

В лесу осеннем опусти.

 

Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются в лесу.

Старичок-Лесовичок. А кто сумеет разгадать загадку? Слушайте:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью кормит,

Зимой согревает.

(Дерево).

(Ответы детей).

Физкультминутка

«Собери листочки к своему дереву»

Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок-Лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый

Старичок-Лесовичок. Что произошло с листочками? (Висели,

                                          пожелтели, покружились, упали).

Лес, лесок стоит богат,

Угощает всех ребят:

Девчонок - земляникой, черникой, голубикой,

Мальчишек - орешками, грибами-сыроежками.

Девчонок — малиной,

Мальчишек - хворостиной.

Кто на свой пенек не сядет,

Того хворостинка и достанет.

(Дети садятся).

Старичок-Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз. Она не простая, а волшебная - она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.) Вспомните как пахнет в лесу.

Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть).

Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери резвятся. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячутся.

Выходит мальчик — «добрый великан»,  он ходит  по  «лужайке»  и читает (спокойно) стихотворение В.Серова «Добрый великан»:

Я шагаю по лужайке -

Великан в трусах и майке.

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка - добрый гномик -

На себе таскает домик,

Вся квартирка для жука -

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом -

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки -

В нем живут букашки.

Эта малая страна Вся кругом заселена!

(Угрожающе).

 

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган,

Налечу!

Все дома я могу

Разломать!

Всех жильцов на лугу

Растоптать!

Если я захочу...

(Ласково, по-доброму).

Только я не хочу!

Я- добрый великан!

(Расколдовывает детей и убегает).

Воспитатель (задает вопросы и выслушивает ответы детей).

-        В кого (или во что) превратил вас, ребята, Старичок-Лесовичок?

-        Что чувствовал ты, муравьишка, когда в лесу была хорошая погода? (Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку ежику, лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т.д.)

-        Когда пошел дождь и загремел гром?

-        Когда появился в лесу великан?

-        Что можно сказать (пожелать) людям, гуляющим по лесу, по лугу? Старичок-Лесовичок. А теперь давайте еще раз посмотрим на мою

картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень

внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить). Что вы видите на картине?

Дети. Лес, в нем много деревьев.

Старичок-Лесовичок. Какие деревья изображены на картине?

Дети. Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные... (Ввкладывается пиктограмма «Разные деревья»).

Старичок-Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу?

Дети. В лесу растут грибы.

Старичок-Лесовичок. Расскажите, какие грибы вы собрали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики). И из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой морошки, спелой черники, сочной малины и т.д.) (Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды»). Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?

Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кастами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери»).

Старичок-Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? (Ответы детей).

Старичок-Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: «Леса - всему свету краса. Когда леса не было...) А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу. (Соединяем веревочками отдельные пиктограммы.)

Дети придумывают рассказ по картине (2-3 человека) с использованием «биноклей» и составляем схемы на ковролине. Старичок-Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает всех детей выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по картине индивидуально, в свободное время.

Старичок-Лесовичок.

А теперь пора прощаться.

Скажем громко:

«Полон лес

И загадок, и чудес!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_lesovichkom.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ, ОСЕНЬ»

«ВСТРЕЧА С ЛЕСОВИЧКОМ»

Программное содержание.

1.        Задачи на развитие познавательных способностей:

Уточнить представления детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д.);

Продолжать упражнять в классификации растений и животных мир леса;

Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

2.        Задачи на развитие связной речи:

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб - дубовый, клен - кленовый, береза - березовый, осина - осиновый) и подбирать слова-антонимы (грустный - веселый, ленивый - трудолюбивый);

Упражнять детей в  составлении короткого описательного рассказа по картине;

Развивать фонематический слух.

3.        Воспитательные задачи:

Развивать умение применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию.

Материал к занятию. Аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; костюм Старичка-Лесовичка; картина «Осень в лесу».

Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Заучивание стихотворения В.Серовой «Я добрый великан» с одним из детей.

Ход занятия.

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Осенью)

Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте пойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Какие еще приметы осени вы увидели?

(Ответы детей).

Послушайте ещё одну загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес).

Воспитатель. Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. (Ю.Дмитриев «Что

такое лес?» из сборника «Мы идем в лес».)

Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник. (Ставит на мольберт картину «Осень з лесу».) Откройте  глаза,  Похожа картина, которую вы представили, на эту? (Ответы детей).

Воспитатель. Эту картину прислал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:

В лесу, в бору, живет старый старичок, На нем красный колпачок. Это старичок... (Лесовичок). (Воспитатель загадывает  загадку  и  наряжается  в  костюм   Старичка-лесовичка. Во время переодевания дети закрывают глаза — «ночь»).

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята! Дети. Мы веселые

                                        ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята! Дети. Мы трудолюбивые ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята! Дети. Мы дружные ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!

Дети. Мы всему учимся!

Старичок-Лесовичок. Вот я сейчас и проверю. Хотите попасть в мой

                                          сказочный лес? (Ответы детей).

Старичок-Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный

                                         ветерок. Закройте глаза (колдует):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый,

Старый лист газетный,

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси -

В лесу осеннем опусти.

Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются в лесу.

Старичок-Лесовичок. А кто сумеет разгадать загадку? Слушайте:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью кормит,

Зимой согревает.

(Дерево).

(Ответы детей).

Физкультминутка

«Собери листочки к своему дереву»

Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок-Лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый

Старичок-Лесовичок. Что произошло с листочками? (Висели,

                                          пожелтели, покружились, упали).

Лес, лесок стоит богат,

Угощает всех ребят:

Девчонок - земляникой, черникой, голубикой,

Мальчишек - орешками, грибами-сыроежками.

Девчонок — малиной,

Мальчишек - хворостиной.

Кто на свой пенек не сядет,

Того хворостинка и достанет.

(Дети садятся).

Старичок-Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз. Она не простая, а волшебная - она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.) Вспомните как пахнет в лесу.

Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть).

Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери резвятся. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячутся.

Выходит мальчик — «добрый великан»,  он ходит  по  «лужайке»  и читает (спокойно) стихотворение В.Серова «Добрый великан»:

Я шагаю по лужайке -

Великан в трусах и майке.

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка - добрый гномик -

На себе таскает домик,

Вся квартирка для жука -

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом -

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки -

В нем живут букашки.

Эта малая страна Вся кругом заселена!

(Угрожающе).

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган,

Налечу!

Все дома я могу

Разломать!

Всех жильцов на лугу

Растоптать!

Если я захочу...

(Ласково, по-доброму).

Только я не хочу!

Я - добрый великан!

(Расколдовывает детей и убегает).

Воспитатель (задает вопросы и выслушивает ответы детей).

  1. В кого (или во что) превратил вас, ребята, Старичок-Лесовичок?
  2. Что чувствовал ты, муравьишка, когда в лесу была хорошая погода? (Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку ежику, лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т.д.)
  3. Когда пошел дождь и загремел гром?
  4. Когда появился в лесу великан?
  5. Что можно сказать (пожелать) людям, гуляющим по лесу, по лугу? Старичок-Лесовичок. А теперь давайте еще раз посмотрим на мою

картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень

внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить). Что вы видите на картине?

Дети. Лес, в нем много деревьев.

Старичок-Лесовичок. Какие деревья изображены на картине?

Дети. Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные... (Ввкладывается пиктограмма «Разные деревья»).

Старичок-Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу?

Дети. В лесу растут грибы.

Старичок-Лесовичок. Расскажите, какие грибы вы собрали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики). И из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой морошки, спелой черники, сочной малины и т.д.) (Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды»). Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?

Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кастами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери»).

Старичок-Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? (Ответы детей).

Старичок-Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: «Леса - всему свету краса. Когда леса не было...) А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу. (Соединяем веревочками отдельные пиктограммы.)

Дети придумывают рассказ по картине (2-3 человека) с использованием «биноклей» и составляем схемы на ковролине. Старичок-Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает всех детей выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по картине индивидуально, в свободное время.

Старичок-Лесовичок.

А теперь пора прощаться.

Скажем громко:

«Полон лес

И загадок, и чудес!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты