Главные вкладки

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
    статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Хохлова  Любовь  Александровна

     

    Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hohlova__eklologicheskoe_vospitanie.doc76.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА

    ИЗ ФОРМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

    Хохлова Л.А.,

    воспитатель МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»

    город Старый Оскол Белгородской области

    Одной из основных задач воспитания и образования является фор мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

    Происходит интенсивное изменение окружаю щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проект ной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подхо де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор мирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

    Но организовать проектную деятельность с большой группой дошкольников довольно сложно, поэтому более эффективно использовать такую форму работы как кружок, в котором собирается небольшая подгруппа детей, имеющих общие интересы.

    В нашем деском саду работают разные кружки, но в своей группе уже со среднего дошкольного возраста мы ведем кружок «Экологический светофорик», где  решая ту или иную проблему, дети проводят исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

    Нами была разработана система работы кружка «Экологический светофорик», которая  включает в себя следующие блоки: первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребен ка в деятельности по освоению окружающего мира: второй блок способствует актуализации знаний, умений, навы ков ребенка, их практическому применению; третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

    В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его ос новная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также  сотрудники детского сада.

    В процессе работы над темой проекта усилия воспитателей и детей направле ны на формирование способностей к переносу знаний и умений в но вую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой фун кции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельнос ти с целью получения нового способа.

    При отборе содержания проекта  мы опираемся на име ющиеся у детей потребности и интересы. Тщательно продумывая мотивацию, заранее моделируем проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по ин струкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно при нятого решения.

    По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще мы используем  длительные.

    Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формирует ся и уточняется на протяжении все го периода и проходит в несколько эта пов:

    1) постановка цели;

    2) поиск формы реализации про екта;

    3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

    4) организация развивающей, по знавательной, предметной среды;

    5) определение направлений поис ковой и практической деятельности;

    6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с пе дагогами, родителями и детьми;

    7) работа над частями проекта, его коррекция;

    8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

    В работе мы использовали различные типы проектов: игровые, творческие, познава тельные и др. Также мы разработали различную тематику проектов: «Игра-путешествие в подводное царство», «Театр», «Строим город будущего» - игровые проекты; осенний, весенний, зимний вер нисаж, музыкальная сказка, «Веселая ярмарка» - творческие; фестиваль искусств «Весенняя капель», журнал «Почемучка», конкурс «Моя родословная»; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц) – познавательные.

    В процессе реализации проекта «Овощной марафон» в средней группе, провели сбор урожая на огороде детского сада, оформили фотовыставку «Загадки с грядки», сделали «театр овощей»,  провели драматизацию «В гости к бабушке Полине».

    Работая  над  проектом организации экологического музея в старшей группе, мы привлекли детей к сбору экспонатов: набор листьев и цветов для гербария, подборка книг о природе, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц.  

    Экологический проект «В царстве лекарственных растений», организованный в подготовительной группе, носил комплексный характер. Детская цель проекта (самостоятельно сформулированная детьми); «открыть» царство волшебных трав и стать заботливыми  хозяевами нашей «маленькой планеты» - детского сада, города.  На стене  групповой комнаты и в приемной повесили плакаты экологического содержания, выполненные детьми.

    Работа над проектами в кружке «Экологический  светофорик»  имеет боль шое значение для развития познава тельных интересов ребенка. Через объедине ние различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Кол лективная работа детей в подгруп пе дает им возможность проявить себя в различных видах де ятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

    По итогам работы  сделали вывод о том, что проводить проектную деятельность с небольшой подгруппой детей продуктивнее, т.к. в нее вовлекаются дети, действительно проявляющие интерес к проблеме. Нами отмечено, что в процессе кружковой работы дети усвоили нормы и правила экологически  обоснованного  взаимодействия с окружающим миром. Они испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение.

    Список литературы:

    1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008 – 286 с.
    2. Масленникова,О.М., Филиппенко,А.А. Экологические проекты в детском саду. / О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель,2009.– 232с.
    3. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников./ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
    4. Кондратьева, Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 240 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

    СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

    Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

    Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошл...

    Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

    Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений.         Именно на этапе д...

    «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...

    Выступление на конференции "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

    Мы много занимаемся с детьми по экологическому воспитанию, но благодаря проекту "Удивительные насекомые", поняла, что дети должны ежечасно, ежеминутно думать о всех живых существах планеты, ...

    «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...