Главные вкладки

    Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
    материал по окружающему миру на тему

    Дмитриева Людмила Вячеславовна

    Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений.

             Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_moy_na_konferentsiyu_-_kopiya.docx624.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Умка» городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

    Выступление на конференции по теме:

    «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

    C:\Users\PC\Desktop\Авершина Г.И. (5)\0_4cc54_42353177_orig.jpg

    Выполнила: воспитатель I категории

    Дмитриева Людмила Вячеславовна

                                                             г. Семилуки

    2017 год

    Актуальность проектной деятельности в формировании основ экологической культуры у детей среднего и старшего дошкольного возраста

        2017 год объявлен годом экологии  в нашей стране.

    Задачи:

    •  Улучшение общих экологических показаний России.
    • Обеспечение экологической показателей Российской Федерации.
    • Привлечение граждан к сохранению природных богатств страны.
    • Развитие экологической ответственности всех слоев общества.  

    И мы, педагоги, в решении двух последних задач можем принимать и принимаем непосредственное участие.

    Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений.

            Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

            Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

            Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

            Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

    • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
    • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
    • развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
    • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

              Экологическое воспитание дошкольников  следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека  к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

               Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?  Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о

    тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.).

            В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста.

            Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Это обусловило выбор темы моей работы «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность».

    Объект: процесс экологического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста.

    Предмет: метод проектов как способ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    Цель: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.

      Проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Что способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции. Формирование компетенций невозможно вне самостоятельной деятельности детей. Проект позволяет сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Для решения задачи формирования необходимых дошкольнику компетенций в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов.

            Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения. Здесь через осмысление и принятие проблемы проекта как своей личной ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно значимой целью проекта работа, в которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых знаний. Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного приобретения знаний. Продвижение по маршруту познавательной деятельности происходит в результате (путем) личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом.

        Проектная деятельность – творческая деятельность, идущая от интересов и потребностей детей. Поэтому план такой деятельности нельзя составить в традиционной форме, нельзя заранее предугадать, что детям будет интересно на данном этапе, какая проблема для них актуальна и значима. Отсюда педагог становится соучастником ребенка в создании условий, планирования и осуществления деятельности на пути решения различных задач. На основе диалога с детьми взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей, какой они видят свою деятельность, кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов справиться со своим заданием сам, кто из детей лидирует, а кто может пока только повторять знакомый опыт, идти за другим [2].

            Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:         

    • экспериментировать, синтезировать полученные знания;
    • развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

        Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность, формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

    Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь. Своей работой мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность

    Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педаг...

    Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошл...

    Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность

    Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...

    Обобщение опыта на уровне детского сада Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность

    Обобщение опыта работы на уровне детского сада Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность...

    Выступление на конференции "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

    Мы много занимаемся с детьми по экологическому воспитанию, но благодаря проекту "Удивительные насекомые", поняла, что дети должны ежечасно, ежеминутно думать о всех живых существах планеты, ...

    Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

    Обобщение опыта работы по теме:Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность....