Доклад «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
проект (старшая, подготовительная группа)

Носова Ольга Анатольевна

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывался прекрасный образ родного края, своей  Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕСТКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»                        

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»)

Выступление на Районном профессиональном методическом объединение

ДОКЛАД

ТЕМА: «НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

                                                                                                                          Выполнила: Носова О.А, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Родничок»

г. Надыма»

Г. Надым, 2024г.       

                                                                                                                                       

1 слайд Введение

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Не каждый родитель считает необходимым рассказать своему ребёнку о родной стране, о своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей. 

Существует проблема-недооценка важности патриотического воспитания начинается с дошкольного возраста:

- недооценка нравственного значения ребенка, как проявления его заботы о членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей,

 - незнание, правильных методов воздействия на ребенка.

- недостаточное знание детей о родном городе, его культурных традициях.

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей.

2 слайд Актуальность  

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину?

Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников.  

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

3 слайд

Цель проектной деятельности: создание условий для нравственно – патриотического воспитания, развития познавательной активности, любознательности, посредством традиционных и инновационных форм работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми:

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:

  • Приглашение в путешествие.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Мини – музей.
  • Мастерская народных промыслов.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурс стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд
  • Беседа.
  • Экскурсия.
  • Театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • Выставка и экспозиции
  • Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно- печатные, сюжетно – ролевые).
  • Сказки.
  • Развлечения, досуги, праздники.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Совместная деятельность детей, детей и взрослых
  • Наблюдение за
  • Экскурсии
  • Чтение художественной литературы
  • Дидактические и сюжетно – ролевые игры
  • Беседы
  • Использование современных технологий(схем и алгоритмов)
  • Проблемныеситуации и логическиезадачи
  • Празднование «День именинника»

4 слайд На первом этапе воспитания нравственно – патриотических чувств,  важна среда, в которой находится малыш с первых дней, создают её родители, близкие ребенку люди.

 Первый этап — «база», на которой будет выстраиваться патриотическое воспитание. Здесь важен нравственно-эмоциональный фон. Дошкольники очень эмоциональны и восприимчивы, им легче научится проявлять свои чувства с помощью игры, сказок, ярких образов, игрушек.

  • В ДОУ была создана среда  и условия для  воспитания нравственно патриотических чувств детей.

5 слайд Второй  этап патриотического воспитания развитие социально-личностной сферы дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей; повышение педагогической компетентности родителей; установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Эти задачи решал проект «Детский сад большая, дружная семья!»

Важно воспитывать чувство привязанности к дому, к детскому саду, к любимому уголку, игрушке. Чтобы у малыша были вещи, которые он любит, о которых вспоминает.

Традиции группы: «День именинника»,

6 слайд «Неделя добрых дел», помогают детям почувствовать себя одним целым с коллективом, поверить в себя в силу любви и дружбы.

7 слайд  Влияние Ближайшего  окружения на  воспитание нравственно –патриотических чувств  

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей

8 слайд В детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках, выставках «Дары Осени», различных сезонных выставках, изготовлению поделок из природного материала, овощей, организации досуга, праздников: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «День защитников Отечества» и т.д.

Третий этап является  самым насыщенным, содержательным .

9 слайд  Внедрение проектов: «День защитников Отечества»

Иногда, ошибочно считают, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Исходя из опыта работы, могу сказать, что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

10 слайд Значимой для детей является Акция «Посылка солдату».

11 слайд Проект «День Победы»

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Этому способствуют:

  • Тематические уроки мужества (рассказы детей о своих бабушках и дедушках)
  • Чтение  стихов, литературы о героях войны.  Создание альбомов о городах героях (Новороссийск)
  • Посещение музеев и создание мини  музеев в группе своими руками.
  • Совместно с родителями организовали посещение  к вечному огню и возложение цветов.

12 слайд Проект «Это Родина моя: Россия,  ЯМАЛ, Надым и я!»

В ходе реализации проекта - познакомили с  историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми города Надым, России, жителей коренных народов севера.

Провели:

  •  игру – квест «Надым – город счастья» ;
  • игру викторину «Россия - Родина моя»;
  • игру квест «Символы России»
  • мероприятие «В гостях у хозяюшки»;
  • мастер класс с родителями и детьми : «Куклы своими руками»;
  •  тематические беседы о праздниках и традициях русского народа;
  • занятие «Знаменитые и великие люди России;
  • мероприятие "Ямал - мой дом родной ;
  •   «Любимый край – родной Ямал»

Посетили краеведческий музей и библиотеку, памятники: Рыжкова А.И.  и Стрижова В.В

13. слайд  Формировали представления о стране, об ее истории, о Родине, о флаге, о гербе, о родном городе, в котором живут, о столице, о государственных праздниках. У дошкольников появляются чувства ответственности и гордости за достижения Родины .

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывался прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

14 слайд  Знакомили с культурой русского народа  -  русские народные праздники.

15 слайд  Мастер класс по изготовлению русских тряпичных кукол с детьми и родителями.

16 слайд  Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.

Проведены мероприятия "Ямал - мой дом родной»,  «Любимый край –родной Ямал»

17 слайд Нравственно- патриотическое воспитание, через музейную педагогику!
«Родной край- люби и знай!»

Дошкольники узнали о традициях, творчестве, играх, игрушках народов севера. Зарождается чувство эмпатии.

18 слайд Особую роль в патриотическом воспитании детей играет ознакомление дошкольников с природой отмечала Н. Ф. Виноградова. Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма.

Ценностно ориентированная деятельность в рамках проекта «Эколята», мероприятие: «Растения северного края  под нашей защитой»,  акция «Посади дерево», помогла детям осознать многостороннее значение растительного мира, получить практикум  природоохранной деятельности, сформировать  бережное отношение и всему живому к природе родного края.  

19 слайд 

Заключение

Метод проекта позволил детям поэтапно усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города,. Расширили знания детей о районе крае благодаря нашему краеведческому музею. Узнали о поэтах, художниках нашего района в детской библиотеки. Ребята познакомились с историей России, закрепили знания о символике Российской Федерации. Дети с удовольствием изучали карту России и ЯНАО. Изучали животных проживающих на территории РФ, с помощью красной книги познакомились с исчезающими видами животных. Закрепили знания о русских и ненецких народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширили предметно-развивающую среду.

Совместная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании: сотрудничество с детьми как с равноправными партнёрами.

Взаимодействие родителей и детского сада возникло не сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное. Ведь семья – частица народа!

Реализация данной системы работы по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.

Список   использованной  литературы

1 Педагогика / [Ю.К. Бабанский и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1988. – 478,[1] с. – ( Учеб. пособие для пед. Ин-тов).

2 Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе/В Андреева,р.Стеркина// Д./в 2008№//с34

3 Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 10. — 668 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] / Издательство: Перспектива, 2014 г. — 32 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» Циулина, М.В К вопросу о воспитании патриотизма http://www.smolpedagog.ru/article %2047.html

6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С. 36 -46

7. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА — М, 2016. — 146 с.

8. Маркушин, С. Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. — № 11 (130) /ноябрь 2011. — С. 196–200

9. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст] / Под ред. Кондрыкинской, Л. А. М: Сфера, 2003. — 192с.

10 Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. Учреждений: Програм-метод. Пособие. М. : ВЛАДОС, 2003. – 143 с.

11. Толковый словарь Даля // http://slovardalja.net/word.php?wordid=24470 Толковый словарь русского языка. Толковый словарь Ожегова // http://www.ozhegov.com/words/22388.shtml

12. Шелухина И.П. «Мальчики  и  девочки», изд. «Сфера»,М, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам».        Родина…, Отечество... В корня...

Доклад :(Нравственно -патриотическое воспитание)

Доклад об нравственно-патриотическом воспитании....

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

Доклад "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендуется для педагогов дошкольных отделений...

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»...

Консультация для педагогов ДОУ «Организация нравственно-патриотического воспитания средствами проектной деятельности»

Для личностного развития каждого ребенка огромную роль  играет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на кото...