Доклад «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
проект (старшая, подготовительная группа)
Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывался прекрасный образ родного края, своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕСТКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»)
Выступление на Районном профессиональном методическом объединение
ДОКЛАД
ТЕМА: «НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Выполнила: Носова О.А, воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Надыма»
Г. Надым, 2024г.
1 слайд Введение
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Не каждый родитель считает необходимым рассказать своему ребёнку о родной стране, о своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей.
Существует проблема-недооценка важности патриотического воспитания начинается с дошкольного возраста:
- недооценка нравственного значения ребенка, как проявления его заботы о членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей,
- незнание, правильных методов воздействия на ребенка.
- недостаточное знание детей о родном городе, его культурных традициях.
Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей.
2 слайд Актуальность
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.
Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину?
Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
3 слайд
Цель проектной деятельности: создание условий для нравственно – патриотического воспитания, развития познавательной активности, любознательности, посредством традиционных и инновационных форм работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми:
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:
- Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Мини – музей.
- Мастерская народных промыслов.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурс стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд
- Беседа.
- Экскурсия.
- Театрализация.
- Изготовление подарков.
- Выставка и экспозиции
- Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно- печатные, сюжетно – ролевые).
- Сказки.
- Развлечения, досуги, праздники.
- Инсценировки, театрализации.
- Совместная деятельность детей, детей и взрослых
- Наблюдение за
- Экскурсии
- Чтение художественной литературы
- Дидактические и сюжетно – ролевые игры
- Беседы
- Использование современных технологий(схем и алгоритмов)
- Проблемныеситуации и логическиезадачи
- Празднование «День именинника»
4 слайд На первом этапе воспитания нравственно – патриотических чувств, важна среда, в которой находится малыш с первых дней, создают её родители, близкие ребенку люди.
Первый этап — «база», на которой будет выстраиваться патриотическое воспитание. Здесь важен нравственно-эмоциональный фон. Дошкольники очень эмоциональны и восприимчивы, им легче научится проявлять свои чувства с помощью игры, сказок, ярких образов, игрушек.
- В ДОУ была создана среда и условия для воспитания нравственно патриотических чувств детей.
5 слайд Второй этап патриотического воспитания развитие социально-личностной сферы дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей; повышение педагогической компетентности родителей; установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Эти задачи решал проект «Детский сад большая, дружная семья!»
Важно воспитывать чувство привязанности к дому, к детскому саду, к любимому уголку, игрушке. Чтобы у малыша были вещи, которые он любит, о которых вспоминает.
Традиции группы: «День именинника»,
6 слайд «Неделя добрых дел», помогают детям почувствовать себя одним целым с коллективом, поверить в себя в силу любви и дружбы.
7 слайд Влияние Ближайшего окружения на воспитание нравственно –патриотических чувств
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей
8 слайд В детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках, выставках «Дары Осени», различных сезонных выставках, изготовлению поделок из природного материала, овощей, организации досуга, праздников: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «День защитников Отечества» и т.д.
Третий этап является самым насыщенным, содержательным .
9 слайд Внедрение проектов: «День защитников Отечества»
Иногда, ошибочно считают, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Исходя из опыта работы, могу сказать, что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
10 слайд Значимой для детей является Акция «Посылка солдату».
11 слайд Проект «День Победы»
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Этому способствуют:
- Тематические уроки мужества (рассказы детей о своих бабушках и дедушках)
- Чтение стихов, литературы о героях войны. Создание альбомов о городах героях (Новороссийск)
- Посещение музеев и создание мини музеев в группе своими руками.
- Совместно с родителями организовали посещение к вечному огню и возложение цветов.
12 слайд Проект «Это Родина моя: Россия, ЯМАЛ, Надым и я!»
В ходе реализации проекта - познакомили с историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми города Надым, России, жителей коренных народов севера.
Провели:
- игру – квест «Надым – город счастья» ;
- игру викторину «Россия - Родина моя»;
- игру квест «Символы России»
- мероприятие «В гостях у хозяюшки»;
- мастер класс с родителями и детьми : «Куклы своими руками»;
- тематические беседы о праздниках и традициях русского народа;
- занятие «Знаменитые и великие люди России;
- мероприятие "Ямал - мой дом родной ;
- «Любимый край – родной Ямал»
Посетили краеведческий музей и библиотеку, памятники: Рыжкова А.И. и Стрижова В.В
13. слайд Формировали представления о стране, об ее истории, о Родине, о флаге, о гербе, о родном городе, в котором живут, о столице, о государственных праздниках. У дошкольников появляются чувства ответственности и гордости за достижения Родины .
Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывался прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.
14 слайд Знакомили с культурой русского народа - русские народные праздники.
15 слайд Мастер класс по изготовлению русских тряпичных кукол с детьми и родителями.
16 слайд Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.
Проведены мероприятия "Ямал - мой дом родной», «Любимый край –родной Ямал»
17 слайд Нравственно- патриотическое воспитание, через музейную педагогику!
«Родной край- люби и знай!»
Дошкольники узнали о традициях, творчестве, играх, игрушках народов севера. Зарождается чувство эмпатии.
18 слайд Особую роль в патриотическом воспитании детей играет ознакомление дошкольников с природой отмечала Н. Ф. Виноградова. Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма.
Ценностно ориентированная деятельность в рамках проекта «Эколята», мероприятие: «Растения северного края под нашей защитой», акция «Посади дерево», помогла детям осознать многостороннее значение растительного мира, получить практикум природоохранной деятельности, сформировать бережное отношение и всему живому к природе родного края.
19 слайд
Заключение
Метод проекта позволил детям поэтапно усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города,. Расширили знания детей о районе крае благодаря нашему краеведческому музею. Узнали о поэтах, художниках нашего района в детской библиотеки. Ребята познакомились с историей России, закрепили знания о символике Российской Федерации. Дети с удовольствием изучали карту России и ЯНАО. Изучали животных проживающих на территории РФ, с помощью красной книги познакомились с исчезающими видами животных. Закрепили знания о русских и ненецких народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширили предметно-развивающую среду.
Совместная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании: сотрудничество с детьми как с равноправными партнёрами.
Взаимодействие родителей и детского сада возникло не сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное. Ведь семья – частица народа!
Реализация данной системы работы по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.
Список использованной литературы
1 Педагогика / [Ю.К. Бабанский и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1988. – 478,[1] с. – ( Учеб. пособие для пед. Ин-тов).
2 Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе/В Андреева,р.Стеркина// Д./в 2008№//с34
3 Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 10. — 668 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] / Издательство: Перспектива, 2014 г. — 32 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» Циулина, М.В К вопросу о воспитании патриотизма http://www.smolpedagog.ru/article %2047.html
6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С. 36 -46
7. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА — М, 2016. — 146 с.
8. Маркушин, С. Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. — № 11 (130) /ноябрь 2011. — С. 196–200
9. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст] / Под ред. Кондрыкинской, Л. А. М: Сфера, 2003. — 192с.
10 Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. Учреждений: Програм-метод. Пособие. М. : ВЛАДОС, 2003. – 143 с.
11. Толковый словарь Даля // http://slovardalja.net/word.php?wordid=24470 Толковый словарь русского языка. Толковый словарь Ожегова // http://www.ozhegov.com/words/22388.shtml
12. Шелухина И.П. «Мальчики и девочки», изд. «Сфера»,М, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам». Родина…, Отечество... В корня...
Доклад :(Нравственно -патриотическое воспитание)
Доклад об нравственно-патриотическом воспитании....
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...
Доклад "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Рекомендуется для педагогов дошкольных отделений...
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»...
Консультация для педагогов ДОУ «Организация нравственно-патриотического воспитания средствами проектной деятельности»
Для личностного развития каждого ребенка огромную роль играет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на кото...