Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
статья по окружающему миру

Ляна Владимировна Дыкусова

Обобщение опыта работы по теме:Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_teme_ekologicheskogo_vospitaniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дыкусова Ляна Владимировна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №56»

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения – школьников и дошкольников.

Период дошкольного детства – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к окружающему миру. В этот период, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, ребенок получает самые яркие эмоциональные впечатления о природе, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры – осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях; И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондатьева и др. Так же этим вопросам занимались: С.Н.Николаева, О.А.Воронкевич, Л.М.Маневцова и другие.

В условиях современного мира, когда информация устаревает с высокой скоростью, актуальной становится переориентация образовательного процесса, переход с методов, которые способствуют усвоению информации, на методы, которые нацелены на развитие способностей думать и делать выводы. Поэтому проектная деятельность так актуальна в процессе экологического воспитания.

Педагогической идеей моего опыта стало повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Совершенствуя формы и методы работы с воспитанниками по экологическому воспитанию через проектную деятельность, столкнулась с такими проблемами как:

- низкий уровень экологических знаний детей;

- низкий уровень познавательной активности воспитанников;

- недостаточное использование в практике проектных технологии.

Для решения проблемы я определила цель работы:

Создание условий для формирования у детей экологической культуры через проектную деятельность.

Реализация поставленной цели осуществляется через решение задач:

  1. развивать экологическое мышление в процессе проектной деятельности;
  2. развивать умение самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого;
  3. развитие гуманного эмоционально доброжелательного и бережного отношения к природе.

Работу по данной теме я начала, когда работала воспитателем в детском саду в городе Иркутске. После переезда в наш город я решила продолжить работу по этому направлению, так как тема очень актуальна и на сей день.

Вся работа по теме разделилась на несколько этапов.

На 1 этапе я изучила методическую литературу, подобрала технологии работы (проектную технологию, поисково-исследовательскую, компьютерные технологии). Выделила для работы такие методы как: наглядный, словестный и практический.

Ознакомившись с теоретической частью вопроса я составила планы работы с детьми и родителями. В процессе работы совместно с родителями, мы организовали предметно развивающую среду в группе для экологического воспитания детей. За время работы по данной теме, мною были разработаны и проведены следующие проекты:

  • Экологическая проблема современности – МУСОР!
  • Деревья наши помощники;
  • Цветник в детском саду;
  • Я – юный эколог;
  • Покормите птиц зимой;
  • Огород на подоконнике.

Ключевое значение имеет практическая деятельность, а проектная деятельность дает широкое пространство для творчества. И поэтому в рамках проектов мы провели много совместных мероприятий.

  • Выставки рисунков по темам: «Природа вокруг меня», «Проблемы экологии глазами детей», «Природа родного края!», «Зимующие птицы»;
  • Оформлены стенгазеты «Экологические проблемы нашего города!», «Дети планеты за чистый воздух»;
  • Фотовыставки: «Я и природа», «Мой любимый питомец»;
  • Создание макетов: «Животный мир севера», «Пустыня», «Тайга», «Солнечная система», «Байкал»;
  • Изготовление лэпбука: «Мусор – экологическая проблема»;
  • Экологические акции: «Посади дерево», «Мы за чистый город!»;
  • Экскурсии в Ботанический сад, в зоогалерею;

Все мероприятия проведенные нами, были очень важны для детей. В условиях большого города и ограничиваясь занятостью родителей в быстром ритме жизни, дети не имеют большей возможности так близко прикоснуться к природе. Организованный уголок природы в группе является любимым местом детей. Там они делятся своей любовью к природе, выражая её заботой о комнатных растениях.

Проект «Огород на подоконнике» подарил детям возможность вырастить свое растение, показать уровень ответственности воспитанника. А такие акции как «Посади дерево», которая проходила в Кайской роще несет огромную пользу для города и его населения. Эта уникальная возможность внести частичку своего труда в благоустройство города на долгие года. Акция «Мы за чистый город!» также пользуется поддержкой со стороны родителей и эти акции по праву можно назвать семейными.

Заключительный этап включил в себя изучение степени усвоения дошкольниками полученных знаний; обобщение опыта работы и его трансляция.

При использовании проектного метода происходит изменение роли дошкольников, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда детей на проблему, имеющуюся информацию. Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Кроме того, проектная деятельность объединяет детей, педагогов различной направленности (воспитатели, инструктора по физо, музыкального руководителя), а так же родителей, при этом задачи распределяются в соответствии с возможностями каждого из них.

На заключительном этапе, после изучения степени усвоения полученных экологических знаний дошкольниками я пришла к следующему выводу:

В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического воспитания детей, удалось достигнуть связи, понимания, взаимодействия, сплоченности детей, родителей и воспитателей. Наверное это самое ценное в опыте работы, когда понимаешь, что дети впитывают знания, как губка, а родители отзывчивы и преподносят идеи уже тебе.

Новизна в работе, за счет использования проектной деятельности, компьютерных технологий, вовлечение в работу родителей и социальных партнеров (школы, библиотеки, краеведческие музеи и т.д.) - это дает наибольший результат. У детей возрастает интерес к природе родного края, к экологическим проблемам и посильному их решению, к повышению своей экологической культуре.

Работу по данной теме я планирую продолжить, ведь в этом направлении есть еще столько интересного не только для детей, но и для меня как педагога.

В наших руках сейчас находится формирование осознанных знаний у дошколят об экологической проблеме мирового масштаба! А завтра, Земной шар окажется в руках подрастающего поколения, и от результата их знаний будет зависеть, удержится ли он в их руках?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошл...

Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений.         Именно на этапе д...

Выступление на конференции "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

Мы много занимаемся с детьми по экологическому воспитанию, но благодаря проекту "Удивительные насекомые", поняла, что дети должны ежечасно, ежеминутно думать о всех живых существах планеты, ...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень....

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, ...