Главные вкладки

    Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
    статья по окружающему миру

    Ляна Владимировна Дыкусова

    Обобщение опыта работы по теме:Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_po_teme_ekologicheskogo_vospitaniya.docx19.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Дыкусова Ляна Владимировна

    Воспитатель МБДОУ

    «Детский сад №56»

    В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения – школьников и дошкольников.

    Период дошкольного детства – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к окружающему миру. В этот период, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, ребенок получает самые яркие эмоциональные впечатления о природе, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры – осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

    Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

    Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях; И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондатьева и др. Так же этим вопросам занимались: С.Н.Николаева, О.А.Воронкевич, Л.М.Маневцова и другие.

    В условиях современного мира, когда информация устаревает с высокой скоростью, актуальной становится переориентация образовательного процесса, переход с методов, которые способствуют усвоению информации, на методы, которые нацелены на развитие способностей думать и делать выводы. Поэтому проектная деятельность так актуальна в процессе экологического воспитания.

    Педагогической идеей моего опыта стало повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

    Совершенствуя формы и методы работы с воспитанниками по экологическому воспитанию через проектную деятельность, столкнулась с такими проблемами как:

    - низкий уровень экологических знаний детей;

    - низкий уровень познавательной активности воспитанников;

    - недостаточное использование в практике проектных технологии.

    Для решения проблемы я определила цель работы:

    Создание условий для формирования у детей экологической культуры через проектную деятельность.

    Реализация поставленной цели осуществляется через решение задач:

    1. развивать экологическое мышление в процессе проектной деятельности;
    2. развивать умение самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого;
    3. развитие гуманного эмоционально доброжелательного и бережного отношения к природе.

    Работу по данной теме я начала, когда работала воспитателем в детском саду в городе Иркутске. После переезда в наш город я решила продолжить работу по этому направлению, так как тема очень актуальна и на сей день.

    Вся работа по теме разделилась на несколько этапов.

    На 1 этапе я изучила методическую литературу, подобрала технологии работы (проектную технологию, поисково-исследовательскую, компьютерные технологии). Выделила для работы такие методы как: наглядный, словестный и практический.

    Ознакомившись с теоретической частью вопроса я составила планы работы с детьми и родителями. В процессе работы совместно с родителями, мы организовали предметно развивающую среду в группе для экологического воспитания детей. За время работы по данной теме, мною были разработаны и проведены следующие проекты:

    • Экологическая проблема современности – МУСОР!
    • Деревья наши помощники;
    • Цветник в детском саду;
    • Я – юный эколог;
    • Покормите птиц зимой;
    • Огород на подоконнике.

    Ключевое значение имеет практическая деятельность, а проектная деятельность дает широкое пространство для творчества. И поэтому в рамках проектов мы провели много совместных мероприятий.

    • Выставки рисунков по темам: «Природа вокруг меня», «Проблемы экологии глазами детей», «Природа родного края!», «Зимующие птицы»;
    • Оформлены стенгазеты «Экологические проблемы нашего города!», «Дети планеты за чистый воздух»;
    • Фотовыставки: «Я и природа», «Мой любимый питомец»;
    • Создание макетов: «Животный мир севера», «Пустыня», «Тайга», «Солнечная система», «Байкал»;
    • Изготовление лэпбука: «Мусор – экологическая проблема»;
    • Экологические акции: «Посади дерево», «Мы за чистый город!»;
    • Экскурсии в Ботанический сад, в зоогалерею;

    Все мероприятия проведенные нами, были очень важны для детей. В условиях большого города и ограничиваясь занятостью родителей в быстром ритме жизни, дети не имеют большей возможности так близко прикоснуться к природе. Организованный уголок природы в группе является любимым местом детей. Там они делятся своей любовью к природе, выражая её заботой о комнатных растениях.

    Проект «Огород на подоконнике» подарил детям возможность вырастить свое растение, показать уровень ответственности воспитанника. А такие акции как «Посади дерево», которая проходила в Кайской роще несет огромную пользу для города и его населения. Эта уникальная возможность внести частичку своего труда в благоустройство города на долгие года. Акция «Мы за чистый город!» также пользуется поддержкой со стороны родителей и эти акции по праву можно назвать семейными.

    Заключительный этап включил в себя изучение степени усвоения дошкольниками полученных знаний; обобщение опыта работы и его трансляция.

    При использовании проектного метода происходит изменение роли дошкольников, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда детей на проблему, имеющуюся информацию. Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

    Кроме того, проектная деятельность объединяет детей, педагогов различной направленности (воспитатели, инструктора по физо, музыкального руководителя), а так же родителей, при этом задачи распределяются в соответствии с возможностями каждого из них.

    На заключительном этапе, после изучения степени усвоения полученных экологических знаний дошкольниками я пришла к следующему выводу:

    В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического воспитания детей, удалось достигнуть связи, понимания, взаимодействия, сплоченности детей, родителей и воспитателей. Наверное это самое ценное в опыте работы, когда понимаешь, что дети впитывают знания, как губка, а родители отзывчивы и преподносят идеи уже тебе.

    Новизна в работе, за счет использования проектной деятельности, компьютерных технологий, вовлечение в работу родителей и социальных партнеров (школы, библиотеки, краеведческие музеи и т.д.) - это дает наибольший результат. У детей возрастает интерес к природе родного края, к экологическим проблемам и посильному их решению, к повышению своей экологической культуре.

    Работу по данной теме я планирую продолжить, ведь в этом направлении есть еще столько интересного не только для детей, но и для меня как педагога.

    В наших руках сейчас находится формирование осознанных знаний у дошколят об экологической проблеме мирового масштаба! А завтра, Земной шар окажется в руках подрастающего поколения, и от результата их знаний будет зависеть, удержится ли он в их руках?!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность

    Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педаг...

    Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность.

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошл...

    Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность

    Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...

    Обобщение опыта на уровне детского сада Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность

    Обобщение опыта работы на уровне детского сада Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность...

    Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

    Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений.         Именно на этапе д...

    Выступление на конференции "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

    Мы много занимаемся с детьми по экологическому воспитанию, но благодаря проекту "Удивительные насекомые", поняла, что дети должны ежечасно, ежеминутно думать о всех живых существах планеты, ...