Система экологического воспитания
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Методические разработки экологического воспитания дошкольников в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система экологического воспитания старших дошкольников.

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям,     используя  образы.  Иными  словами,  на основе наглядно- действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. К концу раннего детства относится и начало формирования знаковой функции сознания, когда ребенок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков заместителей других предметов   [10, с. 238-254, 9 с.243, с.164-180].

     Для работы со старшими дошкольниками в системе экологического воспитания необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

  1. Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;
  2. Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;
  3. Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);
  4. Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен [26, c.15].

Проблемные ситуации. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями, В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, по постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между влажностью глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их [6, с. 162-165].

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы [11, с.62-65].

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

Установление причинно-следственных связей. От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в четыре года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка). В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства(столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»).

Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию.

К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях [6, с. 162-165].

Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением им нее новых и новых знаний. И в самом деле, невозможно решить, например, задачу о чае для охотников, не зная, что снег при нагревании превращается в воду, или задачу о расстоянии, на которое прокатился мяч, не зная, что по гладкой поверхности движение осуществляется легче, чем по шероховатой.

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.

Можно сделать вывод, что:

  1. в дошкольном возрасте на основе наглядно-действенной формы
    мышления   начинает   складываться    наглядно-образная    форма
    мышления;
  2. дошкольник,   разрешая все более сложные и разнообразные
    познавательные задачи, учится выделять связи и отношения
    между    предметами,    явлениями,    действиями,    использовать
    знания об этих связях и отношениях в новых условиях.
  3. понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях: обогащение и становление познавательной сферы; умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия; развитие психических познавательных процессов -  памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания дошкольников

Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия  в их решении. ...

Работа родительских клубов в системе экологического воспитания

Положительные результаты в воспитание ребенка - можно достичь в согласованных действиях педагогов и семьи.......

Система экологического воспитания дошкольников. Презентация.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию в ДОУ....

Система экологического воспитания дошкольников

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы воспитать в детях гуманное, эмоционально – положительное, бережное отн...

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...

«Экологическая тропа в системе экологического воспитания»

В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают, почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности ч...