путешествие Капитошки
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Жаренова Светлана Валерьевна
ознакомление детей со свойствами воды: безвкусная, прозрачная, но может изменять цвет, не имеет формы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapitoshka.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение – детский сад № 61

г. Балаково Саратовской области.

Организованная образовательная  деятельность

«Познание» (познавательно-исследовательская деятельность)

                                                                                                                               

Провела:

                                                                                                     воспитатель

                                                                                                     I категории

                                                                                                     Жаренова Светлана

                                                                                                     Валерьевна

             

январь 2012 год

«Путешествие с Капитошкой»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды: безвкусная, прозрачная, но может изменять цвет, не имеет формы

Задачи:

1. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: умение работать с посудой, пользоваться пипеткой, соблюдать необходимые меры безопасности.

2. Закреплять знания детей о значении воды в природе, в жизни человека; умение изображать нетрадиционным способом снежинку, используя пластиковый пакет и гуашь.

3. Воспитывать стремление детей самостоятельно и коллективно выполнять задания, целеустремлённость и любознательность.

Словарная работа с детьми: безвкусная, прозрачная, бесцветная жидкость.

Индивидуальная работа: закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

Предварительная работа:                                                                                                                                 1.Беседы на темы: « Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», о ее роли в жизни человека и живых существ.                                                                                                                                                          2.Опыты (превращение снега в воду).                                                                                                                     3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».                                                                                         4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».                                                                                                                                                      5. Чтение рассказов и стихов познавательного характера.                                                                                      6.Рассматривание снежинок на прогулках.                                                                                                                        

Материал для занятия:

игрушка – Капитошка, мольберт, д/игра «Кому нужна вода», эмблемы «Капелька» (на каждого ребёнка), тарелочки с молоком, прозрачные стаканчики, пипетки с краской, карандаши цветные, полоски цветные, гуашь, пластиковые пакеты на каждого ребёнка, ватные палочки, моющее средство в розетках, схемы, ложки, кувшин, банка с водой наполнены на ½ , колба, графин, воронка, коктельные трубочки.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Дети входят в зал под песню из м\ф "Катерок" (1970)Слова: Юрий Энтин Музыка: Владимир Шаинский   Поют: Аида Ведищева и детский хор студии "Спутник"                                                               

Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей! Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, и создадим  хорошее настроение. Чтобы вы сегодня ушли из детского сада  с новыми знаниями нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку и отвечать полным ответом.

Звучит музыка (из мультфильма «Капитошка»)                                                                                                   - Ребята, посмотрите, кто это к нам спустился с облака? (капелька)                                                                    - Действительно, это капелька, а зовут её Капитошка. Сегодня Капитошка приглашает нас отправиться в путешествие. А вы хотите отправиться вместе с капелькой? (Да)                                 -Отгадайте – ка ребятки Капитошкину загадку: Она и в озере, она и в лужице,  она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит журчит». Что это? (Вода)

- Правильно это вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз ходили под дождём, шлёпая по лужам, пускали кораблики в ручейке, летом купались в речке или море. Давайте посмотрим на глобус.  Что такое глобус? (Это модель нашей земли).                                                                                

-Правильно глобус, это модель нашей земли, уменьшенная во много раз. Обратите внимание  на цвет нашей планеты. Какого она цвета? (Голубого, синего).                                                                            - А как вы думаете, что обозначено голубым цветом?(Вода)                                                                - Совершенно верно. Голубым цветом обозначена вода, это реки, озера, моря и океаны). У меня есть интересная запись послушайте её. Кто с вами разговаривает? (ручеек)

Давайте поиграем в игру «Кому нужна вода»- подойдите к мольберту.

- Как вы думаете, что это? (это озеро)

- А это что? (картинки)

- Что это у озера? (это маленькие ручейки)

- Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?», и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют свой выбор и прикрепляют на магнитную доску).

И снова поиграем. Физминутка

Дождик                                                                                                                                                    

Капля раз, Капля два,                                Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,                        
Развести руки в стороны.                                                               От дождя себя укрыли.                             Сомкнуть руки над головой полукругом

-А теперь капелька Капитошка приглашает нас в лабораторию.  Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

  1. Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  2. Слушать воспитателя
  3. Внимательно следить за результатом опыта.
  4. Закончив наблюдение, сделать вывод.

- Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах стаканы с водой, тарелочки с молоком, ватные палочки, краски, кисти, подставки под кисти, цветные карандаши, цветные полоски. (Напоминаю детям о посадке: спина прямая ноги вместе)На предыдущих опытах мы с вами уже изучали свойства воды и снега. Давайте вспомним и расскажем Капитошке и нашим гостям  какими же свойствами обладает вода (вода не имеет запаха, вода бывает теплой, холодной, горячей, вода это жидкость), а что происходит со снегом, когда  мы заносим его в помещение? (Снег тает, превращается в воду) Правильно, вода – это жидкость, которая не имеет запаха, бывает теплой, холодной, горячей, а снег в тепле тает). Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем о других свойствах воды.

Опыт № 1

Материалы: сахар, стакан с водой, ложечки (на каждого ребёнка)

Ход опыта.

Ребята, попробуйте через соломинку воду из ваших стаканов. Какой у неё вкус? Имеет вода вкус, как вы думаете?

Д – ( нет,  не имеет вкуса)

В – А теперь возьмите немного сахара  и положите его в  стаканы. Придерживая рукой   тарелочку,  размешайте сахар. Попробуйте воду. Какая она теперь на вкус?

Д – (сладкая, вкусная)

 Вывод: вода -  безвкусная жидкость, но если в неё добавить соль, сахар или варенье, то она приобретает вкус. (выставляю символ)

Опыт № 2

Материалы: стакан с водой, цветные карандаши.

Ход опыта.

Возьмите и опустите карандаш в стакан с водой. Что вы можете сказать об этом? Вода изменила цвет?

Д – (нет, вода цвет не изменила)

В – А если вы положите цветные полоски рядом со стаканом, вода изменила свой цвет?

Д – (тоже не меняет цвет)

В – Какой вывод можно сделать? Какая же вода?

Д- (вода прозрачная, бесцветная)

В- Правильно.

Вывод: оба опыта нам доказали, что вода – бесцветная, прозрачная жидкость (выставляю символ)

Опыт № 3

Материалы: стаканы с водой, пипетки с краской

Ход опыта.

Ребята, мы с вами выяснили через опыты с карандашами и цветными полосками, что вода бесцветная, прозрачная жидкость. Посмотрите, какая вода в стакане  не весёлая, не яркая. Давайте вместе с вами подарим водичке красивое платьице. Для этого нужно взять пипетку и капнуть из неё капельку краски в воду и размешать.  Что у вас получилось? Изменила ли цвет вода?

Д – (да, вода изменила цвет, она окрасилась)

Вывод: вода – может менять цвет (выставляю символ) Вот такие красивые платьица вы подарили воде.

Опыт № 4  (провожу сама)

Материал: банка и кувшин с цветной водой наполнена на ½, колба, графин, воронка.

Ход опыта.

Перед вами банка и кувшин с водой, а колба и графин пустые. Я возьму и перелью воду из банки в графин. Что я сделала с водой? Что случится с водой если банку опрокинуть, перевернуть?

Д – (вода прольется, выльется)

В – Какой можно сделать вывод?

Д – (вода жидкая, жидкость, может течь)

В – Совершенно верно, вода жидкость, может течь. Назовите мне пожалуйста, известные вам жидкости. Что еще может течь, как вода?

Д- (суп, кисель, чай, компот, молоко)

В- Молодцы.

Ребята, посмотрите, имеет ли вода форму? Как вы думаете?  Переливаю воду из кувшина в колбу.

Д –  (вода формы не имеет)

Вывод:  вода не имеет формы, но может принимать форму любого сосуда в который она попадает. (выставляю символ)

Опыт № 5

А этот опыт называется  «Салют в молоке» и предназначен для того, что бы вас порадовать.

Материалы: тарелочки с молоком, пипетки с краской, ватные палочки (на каждого ребёнка), розетки с моющим средством.

Ход опыта.

В тарелку с молоком капните из пипетки разные  краски. Затем смочите ватную палочку в моющем средстве и опустить её в тарелку. Что же вы видите? (в воде появилась радуга, поплыли разноцветные круги)

Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о воде.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе                                  Руки интенсивно сжимать в замок

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим         Ритмичные касания пальцев обеих рук

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять        Поочередное касание пальцев начиная с мизинца

Начинай считать опять

Раз, два, три, четыре, пять        Повторение предыдущих движений.

Мы закончили считать

Ребята, сегодня у нас необычное путешествие и  Капитошка теперь приглашает вас в волшебную мастерскую «Юных художников»  Давайте подойдём  к другим столам.                                                                                                                                                                            

Капитошка загадает вам загадку, послушайте, и постарайтесь её отгадать.

Что за звёздочки резные                                                                                                                                         На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.

Что же это? (снежинки)

Ребята, а что же такое снежинка? (это замёрзшая капелька воды)

Я предлагаю вам необычным способом нарисовать снежинку. Давайте вспомним, как при помощи пакета и гуаши можно нарисовать снежинку? (Надо открыть пакет, положить в него  ложечкой гуашь, закрыть пакет и распределить гуашь в пакете пальчиками).

Итог: Рассмотреть с детьми  работы. Какие у всех получились снежинки красивые, резные узорчатые, необыкновенно красивые. Спасибо тебе Капитошка, за такое удивительное путешествие. Понравилось вам ребята путешествовать? (Да) А что больше всего вам запомнилось? Что вы узнали о воде? Кому нужна вода? Для чего?

Капитошка благодарит вас за хорошие знания о воде и дарит всем, частичку себя (маленькую капельку). Спасибо вам ребята за работу, вы все старались, работали активно. Молодцы! А теперь давайте пригласим Капитошку к нам в группу, пусть он у нас немного погостит.

        

Использованная литература:        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников». "Путешествие Капитошки"

          Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.Экология ( от греческих слов «экос» -...

Путешествие капитошки

В игровой форме с использованием интерактивного оборудования MIMIo детям даются знания о  воде. О бережном отношении к ней....

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

Конспект занятия с интеграцией образовательных областей по экологическому развитию для детей старшего возраста. «Путешествие Капитошки»

Занятие актуально для воспитателей работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на закрепление материала о свойствах воды и её агрегатных состояниях....

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки»

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группена тему «Путешествие Капитошки»Образовательная область: Познание.Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигат...

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Путешествие Капитошки". Средняя группа

Конспект занятия "Путешествие Капитошки", это конспект  занятия-эксперимента по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о круговороте воды в природе....

Конспект "Путешествие Капитошки". (экспериментально-исследовательская деятельность)

Задачи:Познавательные:                        *обобщать и систематизировать знания об...