Психопрофилактическая беседа для детей старшего дошкольного возраста"Мое. Твое. Чужое"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лепехина Галина Александровна

Психопрофилактическая беседа с детьми подготовительной группы. Социальные нормы и правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект беседы


в подготовительной группе на тему:


«Моё. Твоё. Чужое»


Цель: профилактика понятия того, что является, а что не является воровством.

Задачи беседы:

- дать понятие «воровства»;  

- учить, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения;

- объяснить, что  воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также ребенок должен знать, что со стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями.

- учить отвечать за неправильные действия.
- дать детям поддержку со стороны других детей.

Материалы:

Текст загадки и стихотворения  К.Чуковского «Краденое солнце».

Ход беседы.

Дети и педагог-психолог садятся на ковер. Педагог-психолог начинает беседу.

П-п: я хочу начать нашу беседу с загадки:

«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет».

Дети: Лиса.

П-п: правильно. А почему лиса кур крадет?  

Ответы детей.

П-п: хочу прочитать вам отрывок из  стихотворения «Краденое солнце».

Солнце по небу  гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"

Почему Крокодил солнце проглотил?

Ответы детей.

П-п: Как мы узнаём где «чужое» и почему его брать нельзя? (Дать понять особенности «моё», «твоё», «чужое»)

Ответы детей. Обсуждение.

П-п: а что чувствует человек, у которого что-либо взяли без спроса? (Знакомство с чувствами человека, умение ставить себя на позицию другого. Отрицательная оценка поступка, а не человека).  Как вы думаете, почему люди воруют?

Ответы детей. Обсуждение.

П-п: Предлагаю поиграть в игру «Что изменилось?» (Дети становятся в круг. Дается задание: посмотреть друг на друга внимательно. Затем дети закрывают глаза, а ведущий у любого ребенка забирает что-либо (заколку, платочек, машинку из кармана). По сигналу дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Игру можно провести 2-3 раза и один раз забрать вещь у ребенка, который подозревается в воровстве). Что изменилось? Правильно? Давайте теперь спросим у Даши, что она чувствует, когда у неё забрали её заколку? 

Ответ ребенка. Помощь в определении чувств и эмоций. (Обида, разочарование, злость, грусть). Обсуждение.

П-п: Теперь встаньте парами и повернитесь друг к другу лицом. У нас получился ручеёк с «берегами любви» (игра «Ручеёк любви»). Каждый ребенок, по очереди, проходит – «плывёт»  по ручейку, а «берега» говорят ему ласковые слова. Например: ты хороший, умный, добрый, красивый. У тебя здорово получается рисовать, строить гараж  и т.п.

Огромное всем спасибо! На этом наше занятие заканчивается.

Рекомендации воспитателям и родителям 

в конкретной ситуации, когда вы обнаружили воровство.

Что же нужно сделать?

 

- говорить и думать что ребенок не "своровал",  а "взял" чужую вещь
- поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить откуда игрушка или вещь, как он далее с украденным распоряжается. Какие отношения у вашего ребенка с владельцем вещи.  Так вы поймете, зачем он это делает.
- если ребенок испытывает чувство вины перед содеянным, то следует акцентировать внимание ребенка на чувствах владельца вещи
- если ребенок не испытывает чувства вины,  факт воровства необходимо осудить. Но осудить поступок, а не ребенка
- вернуть вещь, принадлежащую владельцу. Сделать это нужно так, как будто ваш ребенок нашел эту вещь.

Пойдите и отдайте вещь вместе с ребенком,  если понадобится, защитите его. Займите позицию защиты от нападок со стороны владельца вещи, его родителей, воспитателей, учителей. Дайте ребенку понять, что вы всегда поможете в трудной ситуации.
- можно постараться делать так, чтобы ребенок вернул вещь самому владельцу без лишних свидетелей.
- объяснить ребенку, что свою вещь можно брать без проса, а чужую - нельзя. Можно только тогда, когда хозяин разрешит ее взять.
- ведите себя порядочно, чтобы ребенок мог достойно вам подражать
- если вы стали свидетелем  воровства, скажите об этом своему ребенку открыто
- дайте ребенку понять, что вы не одобряете никакого воровства.
- отдавать хозяевам вещей не только дорогие, но и дешевые вещи
- поощрять ребенка признавать свои ошибки, сознаваться в них
- исключить ситуации, провоцирующие воровство (не держать деньги в доступном месте)
- почитать и обсудить литературу о нравственном воспитании (для малышей - в более игровой форме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Познавательные беседы для детей старшего дошкольного возраста

Цикл познавательных бесед для старших дошкольников разработан в рамках проекта, одной из задач которого - это формирование коммуникативно-познавательных способностей дошкольников. При составлении бесе...

Презентация проекта по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста : "Имя твое бессмертно". Авторская разработка.

Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город....

Комплекс бесед для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские игры»

Эффективным словесным методом обучения и воспитания дошкольников является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Нами был разработан комплекс бесед для детей старшего дошкол...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Неделя святых Жен мироносиц»

В данной беседе представлен материал для ознакомления детей с православным праздником Жен мироносиц...

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста: "Твои помощники на дороге"

Беседа помогает детям запомнить правила дорожного движения, узанть больше о безопасности на дороге....