диагностика по птицам
тест по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

  • как ты отличаешь птиц от других животных;
  • где живут птицы. Могут ли водоплавающие птицы жить в лесу;
  • что помогает птицам передвигаться по воздуху (в воде);
  • чем они питаются;
  • как птицы размножаются. Ухаживают ли за своим потомством.
  • нужно ли птицам растения;
  • могут ли растения обойтись без птиц;
  • всегда ли растения и птицы связаны друг с другом. (Обдумывая ответ, дошкольник может воспользоваться картинками с изображением «лишнего» животного в цепи, составленной взрослым.);
  • в природе есть «ненужные» живые существа. Что случится, если исчезнут все насекомые, птицы, не будет травоядных животных или хищников;
  • какие враги есть у птиц. Как они спасаются от врагов;
  • как происходит рост и развитие птицы (Рассказывая, ребёнок раскладывает карточки – модели в последовательности, соответствующей росту и развитию названных птиц.)

 

 

В конце беседы выявляют понимание детьми роли птиц в жизни человека:

  • можем ли мы прожить без птиц. Зачем они нам нужны;
  • могут ли птицы жить без людей;
  • может ли человек навредить (помочь) птицам;
  • почему человек заботится о птицах. Какие это птицы;
  • как люди охраняют природу.

 В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о животных, о зависимости между объектами и явлениями природы, человеком и окружающей средой.

Высокий уровень. Знания носят обобщенный, системный характер (ребёнок не только называет птиц, но и даёт характеристику существенных признаков «живого», птицах, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняет, что благополучие птиц зависит от удовлетворения их потребностей; особенностях и взаимодействия с человеком). Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификациям, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень. Имеется определённый объём фактических знаний о потребностях и образе жизни птиц; делаются попытки объяснить их адаптивные признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребёнок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень. Ребёнок имеет небольшие по объёму, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов даёт неполный ответ, перечисляя отдельные признаки птиц, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

 После цикла бесед целесообразно предложить детям поиграть в «Зоологическое лото». Игра пройдёт успешно, если у дошкольников сформировано понятие о животных как особой группе живых существ, обладающей разносторонними связями со средой и высокой степенью приспособленности к ней; сформировано умение практической ориентации в мире животных.

 Психодиагностическое обследование детей проводится и с применением диагностик, содержащих игровые задания. Так с помощью трёх карт, выявляется умение классифицировать представителей разных групп птиц. В этом случае для оценки знаний ребёнка при выполнении заданий используются приведённые ниже показатели.

 Высокий уровень (5 баллов) – ребёнок правильно распределяет всех птиц по группам, действует очень уверенно, логично объясняет свой выбор, не ожидая дополнительных и наводящих вопросов; ошибки практически отсутствуют.

Достаточный уровень(4 балла) – при выполнении задания ребёнок подолгу задумывается, однако успешно решает поставленную перед ним задачу, исправляя при необходимости допущенные ошибки и последовательно объясняя свои действия без подсказки.

Допустимый уровень(3 балла) – распределив правильно часть птиц, ребёнок в дальнейшем действует интуитивно, постоянно ошибается, исправляя допущенные ошибки только с помощью педагога, при анализе своих действий испытывает затруднения.

Критический уровень(2 балла) – ребёнок не может справиться с заданием самостоятельно, однако с неохотой использует подсказку, наводящие и дополнительные вопросы, периодически прерывает свою деятельность, отказываясь делать следующий шаг.

Низкий уровень(1 балл) – ребёнок категорически отказывается, выполнять задание или не справляется с ним, несмотря на активную помощь взрослого.

 Для комплексной диагностики могут применяться карты, при помощи которых проверяются знания ребёнка об отдельных типах животных (например, птицах). Анализ рисунков (см. приложение 2) проходит в сочетании с беседой, которая проводится индивидуально с каждым ребёнком.

Цель беседы:выявить уровень сформированности знаний о птицах, умение группировать данных животных на основе отличительных признаков класса (по характеру передвижения, питания, приспособления к условиям окружающей среды).

Вопросы детям:

  • какие особенности внешнего вида отличают птиц от других животных;
  • как птицы передвигаются. Чем питаются;
  • почему одни птицы улетают на зиму в тёплые края, а другие остаются;
  • в каких странах обитает больше птиц: в тёплых или холодных. Почему;
  • как называется группа птиц: живущих с человеком, обитающих в лесу, приспособившихся плавать, питающихся другими животными, умеющих красиво петь.

 Деятельность ребёнка в беседе оценивается в соответствии с параметрами, представленными ранее.

 При правильном применении психопедагогическая диагностика с достаточной полнотой выявляет сформированность понятий о птицах.

Вскрывая реальные достижения ребёнка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения, диагностика может использоваться для проверки готовности детей к школе, в целях совершенствования научных исследований и на практике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика дошкольников по теме ПТИЦЫ

Диагностика для выявления уровня сформированности представлений детей о птицах...

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Справка по результатам педагогической диагностики освоения образовательной программы МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

Результаты освоения образовательной программы на конец учебного года детей 2 младшей и средней групп....

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах

Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах включает тест и ключ к нему....