Конспект занятия по познавательной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Очень интересно проходят занятия с детьми по познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Царица – водица»
Программное содержание. Уточнить и расширить знания детей о воде, о роли и значении воды в жизни человека и живых организмов. Формировать представление о свойствах воды. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования, отстаивать свою точку зрения. Закрепить умение работать в коллективе, помогать друг другу, обращаться со стеклянной посудой. Развивать мышление, любознательность, эмоционально- положительное отношение к познанию свойств различных веществ. Воспитывать бережное, экономное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Развивать речь, активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, без запаха.
Предварительная работа. Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок о воде, росе, дожде, снеге ( А. Барто «Дождь», Я. Акима «Облака» ). Беседы на тему: «Кто живет в воде», «Кому нужна вода», «Что было бы, если бы не было воды?». Игры: «Ручеёк», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».
Материалы и оборудование. Глобус, презентация: «Вода» (для просмотра по телевизору), инвентарь для опытов (стаканы с водой, молоком; сосуды разной формы, куб, тарелочки с кусочками яблока, спиртовка, стёклышко, тканевые салфетки), карточки - символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите на глобус, что обозначается голубым цветом? (вода).
На доске появляется карточка – символ с изображением телевизора: «Смотрим телевизор!»
Презентация «Вода» (по стихотворению Н. Рыжовой)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Не зря говорят: «водица – царица!». Вы все с водой хорошо знакомы: купались в речке, пускали кораблики в ручейках. Но давайте приглядимся к ней лучше – познакомимся с её свойствами. Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию.
- Мы будем работать со стеклянной посудой, какие правила нужно соблюдать при проведении опытов? (ответы детей).
- Ребята, проходите в лабораторию, но вход в неё непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос: «Где живёт вода?»).
Опыт 1. «Вода – жидкость».
Теперь мы с вами учёные – исследователи. Возьмите стаканчик с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и растекается. Почему вода растекается по вашему блюдечку?
На доске карточка: «Думай сам» (ответы детей).
- Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
(На доске крепится карточка – символ с изображением 1 свойства воды)
- Посмотрите, на столе у меня лежит предмет. Что это? Какой формы сторона куба? Если мы опустим его в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей). Нет, в любом месте он остаётся кубом. Форма его не меняется.
Опыт 2 «Вода не имеет формы».
- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Я буду наливать воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает?
(На доске карточка «Думай сам»).
- Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её наливали
Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. ( На доске карточка, обозначающая это свойство воды)
Опыт 3 «Вода бесцветная, прозрачная».
- Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)
Возьмём два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим на неё стакан с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили? (На доске карточка «Думай сам»).
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит, вода – прозрачная жидкость (на доске появляется карточка, обозначающая это свойство воды).
Опыт 4 « Вода не имеет запаха и вкуса».
Возьмите с тарелочки кусочек яблока: понюхайте и попробуйте его. Какое яблоко? (душистое, ароматное, сладкое). А теперь понюхайте и попробуйте воду. Есть ли у воды запах и вкус?
Вывод: вода не имеет запаха и вкуса (на доске появляется карточка, обозначающая эти свойства воды).
- Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле, и в живых организмах. И человек ни дня не может прожить без воды. А какая, всё-таки вода бывает? Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода?»
Игра «Какая бывает вода?».
Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках становится в центре круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч и ответить на вопрос: «Какая бывает вода?», после чего возвратить мяч воспитателю. (Вода бывает: минеральная, безвкусная, без запаха, речная, солёная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, родниковая, чистая, …).
- Молодцы, ребята! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать свой эксперимент, садитесь удобнее. Смотрите, я наливаю в тарелочку немного воды и буду нагревать её до кипения над спиртовкой. ( Над спиртовкой появляется пар). Куда исчезает вода? (На доске карточка «Думай сам» - ответы детей)
- Правильно, вода испаряется и превращается в пар.
А теперь, я подставляю стёклышко над паром и мы видим, как пар опять превращается в капельки воды.
Вывод: вода может превращаться в пар. (На доске крепится карточка, обозначающая это свойство воды).
- Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей)
Педагог обобщает высказывания детей и подводит итог.
- Но вода обладает и другими свойствами, с которыми мы познакомимся в следующий раз.