Конспект занятия по познавательной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Федотова Марина Анатольевна

Очень интересно проходят занятия с детьми по познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Царица – водица»

Программное содержание. Уточнить и расширить знания детей о воде, о роли и значении воды в жизни человека и живых организмов. Формировать представление  о свойствах воды. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования, отстаивать свою точку зрения. Закрепить умение работать в коллективе, помогать друг другу, обращаться со стеклянной посудой. Развивать мышление, любознательность, эмоционально- положительное отношение к познанию свойств различных веществ.  Воспитывать бережное, экономное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Развивать речь, активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная,  без запаха.

Предварительная работа. Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок о воде, росе, дожде,  снеге  ( А. Барто «Дождь»,  Я.  Акима  «Облака» ). Беседы на тему: «Кто живет в воде», «Кому нужна вода», «Что было бы, если бы не было воды?». Игры: «Ручеёк»,  «Ходят капельки по кругу»,  «Земля, вода, огонь, воздух».

Материалы и оборудование. Глобус, презентация: «Вода» (для просмотра по телевизору), инвентарь для опытов (стаканы с водой, молоком; сосуды разной формы, куб, тарелочки с кусочками яблока, спиртовка, стёклышко, тканевые салфетки),  карточки  -  символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите на глобус, что обозначается голубым цветом? (вода).

На доске появляется карточка – символ с изображением телевизора: «Смотрим телевизор!»

Презентация  «Вода» (по стихотворению Н. Рыжовой)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

- Не зря говорят: «водица – царица!». Вы  все с водой хорошо знакомы: купались в речке, пускали кораблики в ручейках. Но давайте приглядимся к ней лучше – познакомимся с её свойствами.  Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию.

- Мы будем работать со стеклянной посудой, какие правила  нужно соблюдать при проведении опытов? (ответы детей).

- Ребята, проходите в лабораторию,  но вход в неё непростой  (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос: «Где живёт вода?»).

Опыт 1. «Вода – жидкость».

Теперь мы с вами учёные – исследователи. Возьмите стаканчик с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и растекается. Почему вода растекается по вашему блюдечку?

На доске карточка: «Думай сам»   (ответы детей).

- Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

(На доске крепится карточка – символ с изображением  1 свойства воды)

- Посмотрите, на столе у меня лежит предмет. Что это? Какой  формы сторона куба? Если мы опустим его в стакан, положим на  стол, на блюдечко, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей). Нет, в любом месте он остаётся кубом. Форма его не меняется.

Опыт 2 «Вода не имеет формы».

- А есть ли  форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Я буду наливать воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает?

(На доске карточка «Думай сам»).

- Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её наливали

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают. ( На доске карточка, обозначающая это свойство воды)

Опыт 3 «Вода бесцветная, прозрачная».

- Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду,  что она белого цвета? (ответы детей)

Возьмём два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим на неё стакан с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили?  (На доске карточка «Думай сам»).

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит, вода – прозрачная жидкость (на доске появляется карточка, обозначающая  это свойство воды).

Опыт 4 « Вода не имеет запаха и вкуса».

Возьмите с тарелочки кусочек яблока: понюхайте и попробуйте его. Какое яблоко? (душистое, ароматное, сладкое). А теперь понюхайте и попробуйте воду. Есть ли у воды  запах и вкус?

Вывод: вода не имеет запаха и вкуса (на доске появляется карточка, обозначающая эти свойства воды).

- Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле,  и в живых организмах. И человек ни дня не может прожить без воды. А какая, всё-таки вода бывает? Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода?»

Игра  «Какая бывает вода?».

Дети встают в круг, воспитатель, с мячом  в руках становится в центре круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч и ответить на вопрос: «Какая бывает вода?», после чего возвратить мяч воспитателю. (Вода бывает: минеральная, безвкусная, без запаха, речная, солёная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, родниковая, чистая, …).

- Молодцы, ребята! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать свой  эксперимент, садитесь удобнее. Смотрите, я наливаю в тарелочку немного воды и буду нагревать её до кипения над  спиртовкой. ( Над спиртовкой появляется пар). Куда исчезает вода? (На доске карточка «Думай сам»  -  ответы детей)

- Правильно, вода испаряется и  превращается в пар. 

А теперь, я подставляю стёклышко над паром и мы видим, как  пар опять превращается в капельки воды.

Вывод: вода может превращаться в пар. (На доске крепится карточка, обозначающая это свойство воды).

- Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые  свойства воды вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей)

Педагог обобщает высказывания детей и подводит итог.

- Но вода обладает и другими свойствами, с которыми мы познакомимся в следующий раз.