КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

 

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, колодец, чугун.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, посещение музея ст.Васюринской, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение.

Материалы: Аудио запись песен Кубанского Казачьего хора, макет и фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки.

 

Ход занятия:

Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина», воспитатель в кубанском костюме входит с детьми. (дети рассаживаются на стульчики)

imageВоспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)

-Правильно.

 А теперь послушайте отрывок из стихотворения  о Кубани. (музыка)

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Там вечер просторный

И песня простая,

У клуба парнишек

И девушек стая.

Там примут тебя,

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Там где-то саманный

Курень мой дымится,

Увитый густой

Виноградной лозою,

Мой бойкий домишко

С антенной косою.

Веселые окна,

Открытые ставни,

Дымок над трубою,

Как выстрел недавний.

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски.

-Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.(изображение на картине, фото, макет подворья)image

-А что такое хата? (ответы детей)

-В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) (фото казака)

-Ребята, давайте вспомним пословицы  про казака:

Дети:

 Казак без коня,что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает,а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

-А как называли жену казака? (Казачка)  (фото казачки)

-А сейчас, ребята, вам задание, одеть в костюмы казака и казачку (вырезные куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей)

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке.) 

-В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

image-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик). (фото)

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины) (фото)

-вот тесто замешано, и сейчас мы с вами будем лепить  пироги(лепка из соленого теста)

Ну, налепили и отправляем в русскую печь (макет печи, фотографии)

 Ребята, самое главное  в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь  существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было.Приготовленные в русской печке кушанья отличаются  особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что  в печи,- на стол мечи».

«Печь нам – мать родная»,

«У печи всё красное лето».

Хлебом не корми, только с печи не гони.

Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

 

-Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, про что они.

«Шуба в избе,

Рукав на улице».

* * *

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.»

***

 «Бабушка седа - бела, 

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают».

***

«Стоит девица в избе,

А коса на дворе.

Лето придёт -

Не глядят на неё,

Зима настанет,

Обнимают  её».

***

«Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело тёплое, крови нет.

Сесть на неё сядешь,

А не везёт.

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарит».

Ответы детей.

-Правильно, это все загадки про печь кормилицу.

Игра «Тесто»

(под русскую народную мелодию) Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается.

-Ребята, садитесь продолжим путешествие.

 

-Ну, а чаем поили гостей из…….(самовара). (фото, картинки)

- Правильно.

image-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка) (фото, картинки)

image-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

 Дети имитируют движения.

image-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

Молодцы, дети. Присаживаемся. Мы продолжаем наше путешествие.

-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник)  (фото, картинки)

image-Какие цвета использовались в вышивке? (черный и красный на белом фоне).

-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

image

-Дом, в котором жили наши предки (хата)

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

-В чем замешивали тесто? (в макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-Вкусный чай пили из …..(самовара)

-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)

-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник)

-Какой запах в хате, наверное уже и пирожки поспели наши (достает из печи пирожки)

-А теперь приглашайте гостей к чаю.

Дети: Милости просим гости дорогие!

 

-Молодцы, ребята!  Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментарии

                Лидия Павловна Кононенко

занятие разработано для детей дошкольного возраста.Поставленные задачи в ходе занятия постепенно реализуются.Очень хорошо подобрано художественное слово.Я работаю по этой теме, у нас в саду хорошая база, и занятие для меня и моих деток тоже подходит.