конспект занятия в подготовительной группе «В школе дорожных наук»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Познакомить детей с историей появления велосипеда и элементарными  правилами езды на велосипеде. Закрепить знания детей об основных частях велосипеда, расширить представления детей о правилах поведения на улице, о дорожных знаках; предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге; развивать память, внимание, речь, умение решать логические задачи. Воспитывать грамотного пешехода и велосипедиста, способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге, поддержать интерес  к изучению правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmnoe_soderzhanie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 7 «Колокольчик» п.г.т. Кукмор

Кукморского муниципального района РТ

Конспект занятия на районном семинаре воспитателей по  теме

 «В школе дорожных наук»

 в подготовительной к школе группе

воспитатель  I квалификационной категории   Хабибуллина С.Р.

2010

Программное содержание: Познакомить детей с историей появления велосипеда и элементарными  правилами езды на велосипеде. Закрепить знания детей об основных частях велосипеда, расширить представления детей о правилах поведения на улице, о дорожных знаках; предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге; развивать память, внимание, речь, умение решать логические задачи. Воспитывать грамотного пешехода и велосипедиста, способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге, поддержать интерес  к изучению правил дорожного движения.

Активизация словаря: велосипедист, седло, звездочка передачи, цепь.

Материал: Компьютерная презентация Power Point, карточки с изображением улицы города, велосипеда, раздаточный материал для выполнения заданий.

Методические приемы: Художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, вопросы,  решение проблемной ситуации, игровой прием, поощрения.

Предварительная работа: рассматривание велосипеда, рассматривание плакатов, картин, дидактические, настольные игры,  чтение художественной литературы, разучивание физкультминуток, экскурсии по улицам поселка.

Ход занятия.

-Добрый день, дорогие ребята! Мы с вами находимся в городском управлении ГИБДД. Посмотрите, сколько мониторов находятся  здесь. На них можно увидеть  городское движение, которое передается видеокамерами, установленными на разных улицах города. Здесь видны все нарушения ПДД, которые совершают водители и пешеходы.

-Посмотрите, что происходит на улице Ленина? (Рассматривание разных  эпизодов,  обсуждения.) Вопросы  к детям во время обсуждений.

-Как называется часть дороги, по которой ходят  пешеходы?

- Как называется часть дороги, по которой ездят машины?

-Что означают сигналы светофора? Сколько их?

-Где и как надо переходить дорогу? А  если нет нарисованной дорожки и нет светофора, как надо переходить дорогу?

-Как вы думаете, правильно ли поступает мальчик? Почему?

(Звучит  магнитофонная запись.) Дорогие слушатели! Сегодня в 9 часов 30 минут в Школе  дорожных наук состоится занятие по обучению правилам дорожного движения. Приглашаем всех желающих по адресу – п. Кукмор, улица Ленина, дом 77.

-Ребята, а вы хотите побывать в этой школе? (Да). А как же туда добраться? Свисток? Может, он волшебный  и поможет нам  оказаться в этой школе. Закрыли все глаза. Медленно поворачиваемся вокруг себя, а я произнесу волшебные слова. Крибли, крабли бумс! Открыли глаза. Вот перед нами школа   дорожных наук. Проходите, пожалуйста, садитесь. Урок первый  «Машиноведение».

Я похож на коня,

Есть седло у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Что это? Правильно, велосипед.    

   Слайд №1

Велосипед- это транспорт, на котором дети могут ездить самостоятельно.

-Как называют водителя велосипеда? (велосипедист). Велосипедист cамый активный участник движения. Чтобы поддерживать  свой велосипед в исправном состоянии, надо знать, как он устроен.

-Скажите, из каких частей состоит  велосипед? (есть руль, рама, седло, передние и задние колеса со спицами, цепь, педали, звездочка передачи, звонок)

-Для чего нужен звонок? (Чтоб  подавать сигнал, предупреждать)

-Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все части велосипеда.

           Люди изобрели велосипед очень  давно. Первый велосипед появился много лет тому назад во Франции.

Слайд №2.

Это был двухколесный  самокат с деревянной рамой без педалей  и  руля. Переднее  колесо не поворачивалось, а потому ехали на нем только по прямой, отталкиваясь от земли ногами. Он был похож на игрушку. Ее называли  «хобби хорз», т.е. игрушечная  лошадка.

Потом придумали другой велосипед – костотряс.

Слайд №3

У костотряса было два деревянных колеса. Когда ехали на нем, вот и трясло. На таком велосипеде очень трудно было  ездить  и англичане придумали  велосипед - паук.                              

  Слайд №4.

У велосипеда-паука  было впереди огромное металлическое колесо с множеством тонких спиц, которые напоминали паутину.

Сейчас мы видим на дорогах  самые разные велосипеды: горные, взрослые,  подростковые.          Слайд №5

Есть трехколесные, четырехколесные  велосипеды. Слайд №6.

-Ребята, как вы думаете, в чем  преимущество велосипеда  над другими видами транспорта. (Он дешев, не нуждается в топливе, не загрязняет воздух, ездить на велосипеде полезно для здоровья).

Физминутка.

Сейчас мы станем велосипедистами. Для того, чтоб поехать, нужно накачать колеса. Приготовились, взяли насосы. Сначала  накачаем одно колесо, потом другое.

Ши- ши –ши – накачаем шины мы ( наклоны вперед)

Ша- ша ша – едем дружно, не спеша (имитируют  езду на велосипеде)

Шо-шо-шо – прокатились хорошо.

-Велосипедист - участник движения. Поэтому он должен твердо знать правила дорожного движения и выполнять их.

По проезжей части улицы детям до 14 лет ездить запрещено. Об этом надо помнить. Вам и вашим сверстникам  можно ездить на велосипеде  только во дворах и парках на закрытых для других видов транспорта площадках и дорожках.           Слайд №7

На велосипеде  можно ездить в местах,  где есть специальный знак «Велосипедная дорожка»  Слайд №8

А под знак « Велосипедное движение запрещено» ехать нельзя.

Слайд №9

-Нельзя ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой.  Слайд №10

-Нельзя ездить на велосипеде  по двое или более. Слайд№11

-Нельзя брать на буксир другого велосипедиста. Слайд№12

Сейчас у нас перемена. Проводится подвижная игра «Светофор». (При зеленом сигнале бегают по залу, при желтом – переходят на шаг, при красном сигнале  останавливаются.)

Следующий урок - «Дорожная математика»

-Ребята, переверните лист бумаги, который лежит перед вами.  На первом уроке  мы с вами рассмотрели, из каких частей состоит велосипед. Внимательно рассмотрите и нарисуйте, чего на вашем велосипеде не хватает.

Что ты дорисовал? А это что у велосипеда? Как называется эта часть?

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что на что похоже?» (колесо – круг, педаль – прямоугольник, седло - треугольник, звездочка передачи – многоугольник.)

Послушайте задачи: Слайд №13

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и Незнайку.

- Довези меня до аптеки, - просит его Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет!

- Нет, меня, - просит Незнайка.

Кто поедет с мальчиком?

Ответ: Никто, на велосипеде разрешено ехать только одному. 

Слайд №14

Сегодня у Винни – Пуха день рождение. Ему исполнилось шесть лет. В этот день ему купили большой двухколёсный велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, решил прокататься  по улице.

Какие ошибки допустил Вини – Пух?

Ответ: детям до 14 лет выезжать на дорогу запрещено. Детворе – ездить можно во дворе.

Слайд №15

Семеро ребят играли на проезжей части улицы. Двое пошли домой. Сколько ребят поступили правильно? ( Никто, т.к. на проезжей части играть нельзя).

Перемена. Под музыку будем бегать, как только музыка остановится  собираем дорожные знаки,  которые лежат на полу.

Следующий урок - «Дорожная азбука»

В нашей стране множество дорог, по которым ездят  разнообразные машины. На каждую дорогу надо нанести разметку, поставить оборудования для обеспечения  безопасного движения. Помогите мне превратить один предмет, связанный с дорожным движением в несколько.

Один велосипед – много (велосипедов).

Один поворот – много (поворотов).

Один пешеход – много (пешеходов).

Один светофор – (много светофоров).

Одна машина – (много машин).

Одна дорога – (много) дорог.

Дидактическая игра  «Правила езды на велосипеде»

-Посмотрите на рисунки и зачеркните тех велосипедистов, которые нарушают правила езды   на велосипеде.

-Молодцы! Сегодня мы с вами   поговорили о велосипеде, играли в разные  игры, вспомнили дорожные знаки и правила. Вы все были внимательны и сообразительны. До новых встреч в Школе  дорожных наук!

Речь – сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтоб ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.

Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память,  мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.

Учитывая уровень развития речи ребенка, следует обращаться к нему с адекватными просьбами что-то повторить или сказать. К примеру, если ребенок начал только что овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросами, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим оформлением.  

Ребенка надо побуждать к речи. Его успехи необходимо поощрять, постоянно ставя перед ним новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например, пальчиковые персонажи или кукольный театр. Поощряйте любопытство, стремление задать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: во время одевания, купания, во время игры и т.д.

Какими упражнениями можно развивать речь?

  1. Рассматриваете ли вы картинку, слушаете ли сказку, читаете ли книгу – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
  3. Играйте в слова. К таким заданиям можно отнести:

- какими словами, красками можно описать время года.

- назови слово-предмет, слово-действие, слово-цвет, только веселые слова и т. д.

- расскажи о предмете: какой он, что он может делать.

- играйте в игру: «Если бы, да кабы..». ребенку предлагается закончить предложение:

Если б я был Улицей, то я бы…, потому что...  . (Музыкой, дождиком, мандарином).

- играйте в игру «Хорошо-плохо».

Что хорошего в Бабе-яге, а что плохого? (в болезни, дождике…)

- играйте слова с противоположным значением.

- играйте слова где изменяется только один звук. (почка, дочка, точка).

4. Предложите ребенку пересказать сказку.

5. Учите ребенка составлять рассказ по картинке.

Помните: Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный говорун сразу скисает!        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы по ПДД "Дорожные знаки"

Дать представления о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, научить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов....

Конспект занятия для подготовительной группы по правилам дорожного движения «Знай и выполняй правила уличного движения»

Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы....

Конспект занятия в подготовительной группе по безопасности дорожного движения.

Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения....

Конспект занятия в подготовительной группе по "Правилам дорожного движения" .

Цель. Создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков.Задачи. Закрепить и систематизировать знания и представления детей об улицах села, правилах дорожного движения и ...

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Безопасность дорожного движения

Конспект занятия в подготовительной группе по безопасности дорожного движения «Будь внимательным!»Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и ...

Конспект занятия в подготовительной группе по безопасности дорожного движения «Будь внимательным!»

Конспект занятия в подготовительной группе по безопасности дорожного движения «Будь внимательным!»...