" Как звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vladimirova_..doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации ГО «Город Волжск»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 2 «Колокольчик»
«Как звери готовятся к зиме»
КОНСПЕКТ
занятия по формированию элементарных
экологических представлений
Образовательная область «Познание»
Старшая группа
Провела:
воспитатель старшей группы
Владимирова Наталья Александровна
Волжск
2011 г.
Программные задачи:
1 | Закрепить знания детей о приметах осени. | |
2. | Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц): | |
- | где живут; | |
- | об их поведении осенью; | |
- | чем питаются; | |
- | как готовятся к зиме. | |
3. | Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. | |
4. | Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь. | |
5. 6. | Обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы. Развивать логическое мышление, воображение, правильно дифференцировать еду животных. | |
Методы и приёмы: | ||
1) | Сюрпризный момент. | |
2) | Игровой: проведение физкультминутки | |
3) | Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение. | |
Предварительная работа: | ||
1) | Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера. | |
2) | Беседы на тему: «Дикие и домашние животные», «Кто живёт в лесу?», « Чем питаются животные?» | |
3) | Рассматривание иллюстраций о птицах и животных. | |
4) | Наблюдения на прогулке за погодой. | |
Материал и оборудование: | ||
1) | Магнитофон, аудиозапись осеннего леса «Времена года». | |
2) | Игрушка старичок - лесовичок. | |
3) | Спортивный инвентарь: две скакалки, канат. | |
4) | Три ёлочки, шишки, мох, два макета зимующих птичек, стульчики. | |
5) | Подарки для детей – осенние листики в корзиночке (по количеству детей в подгруппе) к ним приклеенные конфеты. |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в группу.
В. | - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а потом будем играть. (дети здороваются с гостями) Ой, ребята, а к нам пришёл ещё один гость, подойдите поближе и посмотрите на него. - Ребята, кто это? |
Д. | - Старичок. |
В. | -Давайте поздороваемся с ним. |
Д. | - Здравствуйте, старичок - лесовичок. |
В. | - Старичок - лесовичок пришёл к нам, чтобы узнать о поведении диких животных осенью и как они готовятся к зиме. Давайте послушаем стихотворение |
Д. | - Разыгрался ветер на лесной поляне, Закружил осинку в красном сарафане. И листок с березы золотистой пчёлкой Вьётся и кружится над колючей ёлкой. Облетели листья клёна, Клён от холода дрожит. На дорожке у балкона золотой ковёр лежит. |
В. | - О каком времени года говорится в стихотворении? |
Д. | - Об осени. |
В. | - Дети, какие приметы осени вы знаете? |
Д. | - Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме. |
В. | - Каким трудом занимаются осенью люди? |
Д. | - Утепляют жилище, заготавливают дрова, вспахивают почву, собирают урожай. |
В. | - Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. - А почему ? |
Д. | - Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убираю хлеб, в лесу собирают грибы. |
В. | - Старичок – лесовичок предлагает нам погулять в осеннем лесу. - Хотите ? Нам поможет волшебная кленовая веточка. (Включаю тихую музыку «Времена года») Раз, два, три веточка клёна помоги Оказаться нам в лесу, Где раскрасила листву В цвет багряный, золотой Осень желтою косой. Входят в лес (заранее приготовленный) |
В. | - Вот мы и очутились в осеннем лесу. (Дети рассматривают лес) |
Физкультминутка | |
В. | - Чтобы мы прошли в глубь леса, нужно пройти вот по этой узенькой дорожке, проходите тихонечко по одному, чтобы не упасть в овраг. Молодцы хорошо справились с заданием. А теперь , ребята, давайте перепрыгнем через ручеёк, легко на носочках, чтобы нам не замочить ноги. Мы шли долго, устали, давайте передохнем, присядем на полянке. (Дети садятся на стульчики) |
В. | - Какие звери живут в лесу? |
Д. | - Дикие. |
В. | - Что значит дикие? |
Д. | - Те, которые живут в лесу и сами добывают пищу. |
В. | - А где же звери? - Кто это там, отгадайте: Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. (заяц) |
В. | - Правильно, заяц. (переворачиваю две картинки на мольберте) - Меняет ли шубку заяц? Какой он был летом, а сейчас к зиме? |
Д. | - Белый. |
В. | - Зачем зайцу шубу менять? |
Д. | - Чтобы прятаться. |
В. | - Кого боится заяц, от кого прячется? |
Д. | - От хищников: лисы и волка. |
В. | - Как заяц спасается? |
Д. | - Быстро убегает, запутывает следы. |
В. | - Что помогает зайцу так быстро бегать? |
Д. | - Длинные и сильные задние лапы. |
В. | - Где заячий дом? (ответы детей) |
Д. | - Днем он спит в снежной яме. В большие морозы зарывается в сугроб- там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать. |
В. | - Какую ? |
Д. | - Обгладывает кору с веток. |
В. | - Кто это? Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. ( медведь) |
В. | - Правильно медведь. - Чем медведь всё лето и осень питается? |
Д. | - Ягодами, грибами , муравьями, жуками, рыбой. |
В. | - В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой. |
В. | - Медведь на зиму делает запасы? |
Д. | - Нет. Не делает запасы. |
В. | - Почему? |
Д. | - Он наедается и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму. |
В. | - Где всю зиму спит медведь? |
Д. | - В берлоге. |
В. | - Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю. - А теперь давайте поиграем все вместе. Физкультминутка: Наш мишутка потянулся Раз нагнулся, два нагнулся, Лапы в стороны развёл Видно мёду не нашёл. (дети выполняют движения согласно тексту.) Мишка в улей влез и вот (изображают походку медведя) Каплет с лапы сладкий мёд (стукает пальцами по ладошке) - А вот ещё один лесной житель. Кто в лесу зубами – щёлк, Это бродит серый …. (волк) (переворачиваю картинку) |
В. | - Как же волк готовится к зиме? |
Д. | - Он тоже линяет. |
В. | - Какая у него шерсть вырастает? |
Д. | - Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой. |
В. | - Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут семьями- это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся. Отгадайте ещё одну загадку: Хвост пушистый. Мех золотистый. В лесу краса Кто же это? (лиса) |
В. | - Отгадали. (Переворачиваю картинку.) |
В. | - Как же лиса готовится к зиме? |
Д. | - Лиса осенью линяет. |
В. | - Какая шерсть вырастает у лисы? |
Д. | - Теплая |
В. | - Умницы! А меняет ли лиса цвет шерсти? |
Д. | - Нет. |
В. | - Правильно. Она и зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама – хищник. |
В. | - Чем питается лиса? |
Д. | - Мышами. |
В. В. | - Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат,и начинает лапами разгребать снег. - Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и подойти к столам. На каждом столе лежат картинки с изображением продуктов питания и даров леса. Нужно выбрать только то, что любит зверёк, которому вы хотели бы помочь. Задание выполняется под тихую музыку. ( После выполнения задания можно провести взаимопроверку – кто справился быстрее и правильно). |
Заключение: | |
Спасибо тебе, Старичок - лесовичок, сколько нового и интересного мы узнали. | |
В. | - Каких зверей мы встретили в лесу? |
Д. | - (перечисляют: зайца, волка, лису, медведя) |
В. | Выкрадываю картинки (изображения животных) по мере называния на мольберт. |
В. | - Как их назвать одним словом? |
Д. | - Дикие животные. |
В. | - Что значит дикие? |
Д. | - Те, которые живут в лесу, сами добывают пищу. |
В. | - Что у них общего? |
Д. | - Тело покрыто шерстью, есть хвост, все ходят на четырех лапах. |
В. | - Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему? А старичок – лесовичок приготовил для вас ребята сюрприз, корзиночку с угощением под ёлочкой. Вика, найди, пожалуйста, корзиночку с угощением (листочки, приклеенные к конфетам). Спасибо тебе старичок - лесовичок, приходи ещё к нам. А нам пора возвращаться в группу (включаю тихую музыку.) |
Литература
1. | Педагогика нового времени Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004 г. |
2. | «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова «ВАКО». Москва 2005 г. |
3. | Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. |
4. | «Занятия по экологии в детском саду» Н. Коломина Т.Ц. Москва 2010 г. |
5. | «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой Москва. Мозаика-Синтез. 2011 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"
Программное содержание. 1. Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"
Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»
Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....
Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"
Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...
« Как звери готовятся к зиме?»
Систематизировать (расширять) знания детей о жизни диких животных; Знания о том, как звери готовятся к зиме....
Конспект НОД во второй младшей группе на тему: "Как звери готовятся к зиме"
В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как звери готовятся к зиме" дети учатся устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных - лесны...
Зима. Как звери готовятся к зиме.
Уважаемые родители! Вашим детям предлагается материал ввиде презентациипо теме "Зима". В котором раскрывается тема о том, как звери готовятся к зимним холодам. А еще нужно п...