Здоровое питание как компонент формирования здорового образа жизни
методическая разработка по окружающему миру по теме

Загребина Елена Васильевна

инновационные проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_zdorovomu_pitaniyu.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области.

Инновационный проект

«Здоровое питание

как компонент формирования здорового образа жизни»

Авторы проекта:

Татьянкина Татьяна Евдокимовна,

заведующий ДОУ

Загребина Елена Васильевна,

старший воспитатель ДОУ

г. Омутнинск

2009 г.

Оглавление

1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении……………………………………….....................3

1.1 Материально – техническая база…………………………3

1.2 Экономическое обеспечение……………………………...4

1.3 Окружающий социум……………………………………..4

1.4 Кадровое обеспечение…………………………………….4

1.5 Контингент воспитанников……………………………….5

2.Аннотация проекта………………………………………….6

2.1 Критерии эффективности проекта……………………….8

2.2 Методы отслеживания результатов проекта…………….9

3.Содержание работы над проектом………………………....9

4.Ожидаемые результаты проекта…………………………..12

1. Краткая справка о ДОУ

Детский сад принят на баланс Омутнинского строительно – монтажного треста в январе 1984 года; рассчитан на 260 мест. Здание построено по типовому проекту. Юридический адрес: 612740 Кировская область, г. Омутнинск, улица К. Либкнехта, 41.

На основании решения Омутнинского Совета народных депутатов и приказа по Омутнинскому строительно – монтажному тресту за № 25 от 16. 03. 1992 года Омутнинский строительно – монтажный трест передаёт д/с-ясли № 19 «Сказка» на баланс Омутнинского горсовета.

На основании приказа Омутнинского РУО за № 176 от 21. 12. 2001 года ясли-сад № 19 «Сказка» с 01. 07. 1995 года переименован в д/с № 19 «Сказка».

Детский сад осуществляет образовательную, правовую, хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»; Трудовым кодексом;  «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 41. 1249-03; Правилами пожарной безопасности в РФ ППБ; Договором между учредителем: администрацией Омутнинского района Кировской области в лице районного управлени образования и учреждением; Приказами, постановлениями, распоряжениями нормативных документов органов регионального и местного самоуправления; Учредительными документами ДУ: Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, договорами, Положениями.

Распоряжением администрации Омутнинского района Кировской области за № 785 от 19. 06. 2002 года зарегистрирован Устав МДОУ д/с общеразвивающего вида № 19 «Сказка» г. Омутнинска Кировской области. Новый Устав утвержден администрацией Омутнинского района Кировской области № 720 от 27. 09. 2006 года.

Материально-техническая база

Для полноценного развития детей в ДОУ имеется хорошо развитая материально-техническая база, обеспечивающая целенаправленный, эффективный педагогический процесс. Функционируют медицинский и методический кабинет, пищевой и прачечный блоки, административно-хозяйственные помещения, имеется благоустроенная территория с верандами для прогулок, где постоянно обновляется и пополняется игровое и спортивное оборудование. В результате организации педагогических конкурсов в детском саду созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей, имеются дидактические средства и оборудования для всестороннего развития детей: уголки занимательной математики, игротеки, театрализованные уголки.

Исходя из приоритетного осуществления экологического развития воспитанников постоянное внимание уделяется предметно-развивающей среде. Работа ведётся в 2 этапах:

Воплощения – создание новых элементов:

за счёт преобразования группы оборудованы: комната природы, уголок для детского экспериментирования, изостудия, комната конструирования и быта; за счёт реконструкции группы оборудован физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.

Экологизация существующих элементов:

за счёт обогащения новыми объектами и средствами в ДОУ оборудован: музыкальный зал, коридоры, лестничные площадки, тамбуры, холлы; на участке детского сада: многофункциональное спортивное и игровое оборудование, спортивная площадка, мини-огород, цветники, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, площадка природы.

         В детском саду имеется современная  аудио – видеотехника: телевизор, видеомагнитофон, плеер, музыкальный центр, магнитофоны в каждой возрастной группе, компьютер, 2 принтера; имеется библиотека методической и детской литературы, которая постоянно пополняется и обновляется.

Экономическое обеспечение

Финансирование и хозяйственная деятельность ДОУ осуществляется  в соответствии с законодательством РФ, Уставом и сметой ДОУ. Источниками формирования финансов в ДОУ являются бюджетные и вне бюджетные средства.

Освоение внебюджетных средств финансирования, получаемых от спонсоров, от развернутой сферы дополнительных платных образовательных платных образовательных услуг позволило несколько улучшить материальные условия жизнедеятельности детей и сотрудников.

Муниципальное дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического развития воспитанников.

Окружающий социум

Детский сад находится в центре города, в зоне ближайшего окружения расположены объекты: образования, физкультуры и спорта, культуры, природы, торговли и промышленности, медицины.

Такое расположение детского сада позволяет педагогам знакомить детей с социальной действительностью, способствует установлению творческих и деловых связей с различными институтами детства, общественными учреждениями и организациями.

Кадровое обеспечение

ДОУ укомплектовано кадрами полностью. Удельный вес педагогов с высшим и средним специальным дошкольным образованием составляет-100%.

Заведующий ДОУ имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию. Старший воспитатель – высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию.

Уровень педагогического состава:

Образование

Аттестация

Стаж работы

Высшее – 9

Учатся в ВУЗах – 1

Сред. спец. - 13

Высшая – 3

Первая – 10

Вторая – 2

Без категории (мол. спец.) - 7

До 5 лет – 7

5 – 10 лет – 3

10 – 15 лет - ===

15 и более - 12

Удельный вес педагогов, прошедших курсовую подготовку составляет - 96%:

-  10 педагогов – 40% прошли курсы «Интернет технологии»

-  2 педагога прошли курсы по здоровьесберегающей технологии Базарного.

- 13 педагогов посетили семинар «Инновационные формы работы с семьёй в детском саду на современном этапе развития образования»

- 1 педагог прошёл краткосрочные курсы «Формирование и пропаганда здорового образа жизни»

-  1 педагог является руководителем районной творческой группы

- 2 педагога работают  в творческой лаборатории при КИПР и ПРО

-  2 педагога награждены Министерской наградой.

-  5 педагогов грамотами департамента образования.

Педагоги детского сада ежегодно участвуют в районных, областных и российских конкурсах. Результаты конкурсов свидетельствуют о высоком уровне профессиональной компетентности педагогического коллектива.

На сегодня сформирован стабильный квалифицированный коллектив, происходит постоянный рост педагогического потенциала кадров, что положительно сказывается на повышении качества воспитательно-образовательного процесса.

Контингент воспитанников

В детском саде  функционирует 10 групп, с ноября 2008 года -  11 групп:

  1. для детей раннего возраста (2 – 3 лет) – 1 группа + 1 группа;

  2. младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет) – 4 группы;
  3. старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) – 5 групп.

Среднесписочный состав детей за последние 5 лет составляет 216 детей.

Программно-методическое обеспечение.

При построении воспитательно-образовательного процесса педагоги руководствуются Временными (примерными) требованиями  и следующими программами:

  1. комплексная типовая программа под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой  «Программа воспитания и обучения в д/с»;
  2. парциальные программы;
  3. программы дополнительного образования – авторские.

Сочетание комплексной, парциальных и авторских программ направлено на целостное развитие личности, укрепление здоровья детей. Реализуемые программы в ДОУ скоординированы, охватывают педагогический процесс полностью.

Учебно – воспитательный процесс осуществляется по 4 направлениям:

  1. познавательное развитие детей;
  2. оздоровление и физическое развитие детей;
  3. художественно – эстетическое развитие детей;
  4. социально – личностное развитие детей.

Внедряются новые формы и методы развивающего обучения.

В ДОУ организована достаточная интеграция и координация специалистов в рамках единого пространства развития ребёнка.

2. Аннотация проекта

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В публикациях последних лет подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей – дошкольников. В этой возрастной группе наблюдается рост заболеваемости практически по всем классам болезни.

По данным государственного доклада «Положение детей в РФ» 2005 г., состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.

             Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

             Одной из самых главных причин, приводящих к формированию неправильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания.

             Человек уже давно утратил способность интуитивно выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют не правильные  стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья.

А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать своё питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания». Для того, чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и педагоги должны  знакомить с некоторыми физиологическими закономерностями, лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания.

             В ДОУ в настоящее время воспитывается немало детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания  – 5 %, аллергические заболевания – 3.5%, избыточная масса тела – 2 %, анемия – 25  %, инфекционные заболевания – 6 %, кариес – 12 % и пр.)

В последние годы снизилось потребление детьми ряда мясных и молочных продуктов – основных источников высококачественного белка.

Это снижение коснулось и потребления овощей и фруктов, являющихся основными источниками витаминов, микроэлементов, растительных волокон.

Высокая заболеваемость детей дошкольного возраста и отсутствие тенденции к ее снижению вызывает необходимость изыскания новых форм медицинского и педагогического  обслуживания дошкольников. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в активном и целенаправленном наблюдении и оздоровлении. От эффективности  мероприятий во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его здоровье, физическое и психическое развитие.

Сегодня существует проблема правильного питания в семье. По результатам анкетирования, 70% родителей не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из-за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Опросы показывают, что детей дома кормят однотипно. В лучшем случае - котлеты, картошка, в худшем - сосиски, макароны, пельмени.

Большинство родителей уповают на организацию питания в детском саду, при этом, не особенно утруждая себя организацией питания своих детей дома, несмотря на ежедневные рекомендации ДОУ. Особенно остро эта проблема проявляется в период адаптации, когда меняется пищевой стереотип ребёнка. Часто приходится слышать от родителей: «Почему вы кормите моего ребёнка запеканками? Он любит колбасу и пельмени!..»

Поэтому необходимо отрегулировать питание и составить индивидуальное меню для детей, имеющих

  1. пищевую аллергию
  2. избыточную массу тела
  3. хронические заболевания.

 Разработать  примерное диетическое меню для детей с отдельными видами заболеваний: заболеваниями сердца, кариес  и т.д., дать знания родителям о сбалансированном, здоровом  питании дома.

                Большая доля ответственности за питание ребёнка ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. В ДОУ стараются не только накормить ребёнка в соответствии с физиологическими потребностями, но и сформировать у него правильный стереотип пищевого поведения.

Решение  проблем по питанию мы видим через реализацию проекта «Здоровое питание», который позволит создать в ДОУ оздоровительное пространство благодаря системе методической и медицинской работы, обеспечивающих деятельность педагогических кадров, обобщение и распространение опыта, формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста,  Особенно актуальна активизация передового педагогического опыта по созданию оздоровительного  пространства в условиях дошкольного учреждения.

Срок реализации проекта: 1 год

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Тип проекта: практико-ориентированный

Возраст детей, на которых рассчитан проект: от 3 до 7 лет

Данный проект предусматривает изучение вопросов культуры питания, потому что именно педагоги способны разбудить в сознании детей и родителей осознанную ответственность за здоровье.

          С целью повышения компетентности педагогов в рамках проекта  предусмотрено  издание методического пособия.

            МДОУ предлагает партнерство образовательным учреждениям города, в рамках которого можно получить: современные технологии, эффективно используемые ДОУ, консультации, методическую поддержку для реализации задач.

Реализация инновационного проекта в дошкольном питании - требование времени и результат огромной совместной работы всего коллектива ДОУ.

Цель проекта:

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, создание условий для организации полноценного здорового питания в ДОУ и семье.

Задачи:

  1. расширить у детей дошкольного возраста знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья
  2. осознать выбор продуктов, наиболее ценных для организма и отказ от «вредных» для детского организма продуктов
  3. создать в ДОУ условия в  для полноценного питания детей с раннего возраста
  4. привлечь родителей, социум  к решению поставленной проблемы
  5. укрепить здоровье детей путём внедрения новых форм работы

Критерии эффективности проекта:

  1. Рост мотивации к изучению проблемы здорового питания у всех участников проекта;
  2. Социальное взаимодействие на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих связей;
  3. Повышение статуса ДОУ и его конкурентоспособности;
  4. Снижение заболеваемости в ДОУ

Методы отслеживания результатов проекта:

  1. Анкетирование «Психологический климат в коллективе» с помощью методики Федоришина Б. А.
  2. Мониторинг состояния здоровья детей по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
  3. Анкетирование «Роль здорового питания в ДОУ и семье» по методике А. С. Алексеевой, Л. В. Дружининой
  4. Интервьирование детей «Как я забочусь о своём питании»
  5. Анкетирование «Какое место занимает здоровое питание и ЗОЖ в семье»
  6. Анкетирование «Актуальность здорового полноценного питания»
  7. изучение методической литературы
  8. опрос
  9. беседы

Содержание работы над проектом по этапам:

Компоненты проекта

Формы работы

1 этап – подготовительный – организационно-теоретический –

май – август 2009 г.

Цель: диагностика  готовности коллектива к реализации проекта, ознакомление с научно-методической литературой, исследование профессиональных возможностей педагогов, знаний, умений, навыков воспитанников, педагогической просвещенности, культуры питания и ЗОЖ детей и родителей.

Работа с коллективом

  1. Изучение нормативно-правовой базы
  2. Изучение условий эксперимента, постановка проблемы, цели и задач
  3. Выбор технологии
  4. Разработка методов оценки уровня знаний детей
  5. Апробация вновь выбранных технологий внутри ДОУ
  6. Анкетирование «Психологический климат в коллективе»
  7. Анкетирование «Роль здорового питания в ДОУ и семье»
  8. Методический семинар по теме проекта
  9. Обучение сотрудников ДОУ
  10. Разработка примерного меню для детей с отдельными видами заболевания

Работа с воспитанниками

  1. Начальный мониторинг состояния здоровья детей на начало реализации проекта
  2. Составление паспорта здоровья детей
  3. Интервьюирование «Как я забочусь о своем питании»

Работа с родителями

  1. Анкетирование «Какое место занимает здоровое питание и ЗОЖ в вашей семье»
  2. Анкетирование «Актуальность полноценного здорового питания»
  3. Изучение степени потребности получения практических навыков

Ожидаемые результаты 1 этапа:

Достижение готовности и желания сотрудников на участие в проекте, получение данных  о личностных качествах, уровне знаний, умений, навыков и состояния здоровья воспитанников, формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству.

2 этап – практический – сентябрь 2009 г. – апрель 2010 г.

Цель: организовать активный творческий поиск, привить детям и родителям практические навыки ЗОЖ через использование разнообразных модулей, сформировать потребность в здоровом питании и ЗОЖ, повысить уровень ответственности родителей за здоровье своих детей.

Модули

Работа с коллективом

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Культура питания

(младший возраст)

  1. Консультация «Роль питания в жизни детей»
  2. Семинар-практикум «Рекомендации по питанию детей с часто встречающимися патологиями»
  3. Организация дней здорового питания

  1. Беседа «Не всё вкусное, полезно»
  2. Беседа «Витамины круглый год»
  3. Праздник «Будем здоровы»
  4. Опыт -экспериментирование «Живая, «мертвая» вода»
  5. Развлечение «В гостях у Водяного»
  6. Выставка  рисунков «Витамины на грядках»

  1. Разработка памятки «Готовим дома»
  2. Круглый стол «Культура питания дома»
  3. Семинар «Организация питания в период адаптации детей к ДОУ»
  4. Консультация «Учите ребёнка правильно питаться»
  5. Школа для молодых родителей «Советы врача стоматолога»

Азбука здоровья

(средний возраст)

  1. Семинар-практикум «Эстетика  питания»
  2. Консультация «Питание детей с отклонениями в состоянии здоровья»

  1. Игры «Чтобы быть здоровыми», «Приятного аппетита», «О пользе молока», «Яичко не простое, а золотое»
  2. КВН «Будь здоров»
  3. Дискуссия «Советы Бобра-суперзуба»
  4. Развлечение «Хлеб – всему голова»
  5. Выставка рисунков «Что за чудо каравай»

  1. КВН «Здоровые привычки»
  2. Памятка «Режим питания»
  3. Родительское собрание «Советы Айболита»
  4. Круглый стол «Напитки для здоровья»
  5. Портфолио «Украшения из овощей и фруктов»

Родник здоровья

(старший возраст)

  1. Семинар-презентация «Здоровье ребёнка в наших руках»
  2. Мастер-класс «Где купить здоровье?»
  3. Совет педагогов «Питание и здоровье»
  4. КВН «Вегетарианские советы»

  1. Занятие «Овощи – родник здоровья»
  2. Игра – занятия «Что мы едим»
  3. Дискуссия «Как питались в старину»
  4. Занятие «Часы в желудке»
  5. Выставка рисунков «Скатерть – самобранка»

  1. Дискуссия «Пищевые добавки»
  2. Дебаты «Кормление впрок»
  3. Родительское собрание «Здоровый ребёнок – успешная учёба»
  4. Собрание «Советы докторов»

Ожидаемые результаты 2 этапа проекта:

Повышение уровня профессионализма сотрудников ДОУ, повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование  интереса к здоровому питанию в семьях.

3 этап – оценочный – май 2010 г.

Цель:  анализ результатов, анализ эффективности проекта путем оценки состояния здоровья детей, обобщение ППО по проблеме

Работа с коллективом

  1. Оценки уровня знаний детей
  2. Создание банка электронного меню
  3. Обмен опытом работы участников проекта
  4. Итоговый Совет педагогов

Работа с воспитанниками

  1. Сравнительная диагностика знаний, умений, навыков детей
  2. Подведение итогов мониторинга состояния здоровья детей

Работа с родителями

  1. Анкетирование
  2. Подведение итогов конкурса семейных проектов
  3. Выражение благодарности родителям – активным участникам  проекта
  4. Дебаты «Культура питания в семье и ДОУ»
  5. Итоговое мероприятие - праздник

Ожидаемые результаты 3 этапа проекта:

Создание инновационной модели работы в ДОУ, оценка результатов проекта, снижение заболеваемости, повышение мотивации у детей к здоровому питанию и ЗОЖ, издание методического пособия.

Ожидаемые результаты проекта:

Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, бережное отношение к народным традициям питания.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ

Городская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и пути формирования физического и духовного здоровья молодёжи», 2013г, октябрь....

Презентация в ДОУ "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физичес...

«Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»

laquo;Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»...

Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников

Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физичес...

Консультация для родителей «Здоровое питание - как компонент формирования здорового образа жизни»

Консультация для родителей «Здоровое питание - как компонент формирования здорового образа жизни»...

Презентация "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников...