Долгосрочный детский проект "Космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Информационно-исследовательский, традиционный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный детский проект МБДОУ №14 «Ладушки»

 г. Конаково Тверской области

Тема проекта: «Космос»

Руководитель проекта:

 Воспитатель Тихомирова О.Н.

Участники проекта:
 - дети старшего дошкольного возраста;
 - воспитатели;
 - родители.
Тип проекта: Информационно-исследовательский, традиционный. 

 Вид проекта:

долгосрочный, с 1 апреля по 31 мая 2011 года (2 месяца)

 Актуальность проблемы:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).

 Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Проблема, на решение  которой направлен проект

Анализ условий развития познавательных способностей старших дошкольников, в том числе способностей к моделированию в практике ДОУ позволил выделить:

1. Отсутствие методического сопровождения в решении задачи развития способностей к наглядному моделированию детей старшего дошкольного возраста.

2.Отсутствие упорядоченных, системных знаний детей в разных образовательных областях, опосредующих возможность поэтапного формирования  способностей к наглядному моделированию.

3. Отсутствие необходимого уровня психолого-педагогической компетенции в области технологии содействия умственному развитию старших дошкольников.

4.Отсутствие в серийном производстве материалов, необходимых для работы с детьми.

5.Неточность формулировок инструкций, предлагаемых детям; избыточность специальных  терминов; перегрузка детей информацией.

6.Отсутсвие взаимодействия родителей с педагогами МДОУ.

Предложенный проект решает задачи обучения  приёмам  наглядного моделирования и направлен на обогащение познавательно - эстетической компетентности старших дошкольников.

Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приёмам наглядного моделирования  была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром) «Космос».

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Блоки занятий  направлены на развитие умственных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные  переживания и освоенные знания о космосе.

Цели проекта:

1. Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической компетенции детей.

2. Развитие творческого потенциала детей и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.

Задачи проекта:

        1. Содействовать обучению приёмам наглядного моделирования детей.

        2. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.

        3. Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство».

        4. Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

        5. Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально - познавательную компетентность детей.

6. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.

В содержании проекта будут реализованы следующие требования:

1. Последовательность процесса освоения действий наглядного моделирования в системе упорядоченных занятий познавательно-эстетического характера.

2. В каждом занятии  использованы задания по моделированию разной степени сложности.

Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему  развитию детей дошкольного возраста:

-вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

-создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности.

В ходе проектной работы будет разработан педагогический мониторинг достижений детей в обучении приёмам моделирования на материале темы «Космос».

Направление  мониторинга  определены  показателями  компетентности  в образовательной области раздела «Космос» (знает, умеет, хочет, может создать художественный продукт).

Интеллектуальная компетентность:- способен самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных обобщений;

-способен обогащать освоенные знания и представления  сведениями из личного опыта, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием; понимать с помощью моделей значение слов на тему  «Космос».

Эстетическая компетентность:- умеет замечать необычное в обыденном, способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира, способен выразить субъективно-оценочное отношение в продуктах деятельности.

Речевая компетентность:- способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания, проводить аналогии, формулировать простые суждения.

Средства организации контроля за уровнем познавательно-эстетической компетентности детей:

Средства мониторинга: игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые  ситуации, вариативно-игровые задания.

Диагностическое  обследование следует проводить с учётом индивидуальных особенностей детей. Проводимые  задания должны быть выполнены без всякого напряжения. Во время выполнения детьми контрольных заданий необходимо обеспечить эмоциональную отзывчивость детей, уметь заинтересовать предлагаемой деятельностью.

Содержание и этапы реализации проекта.

Данный проект на тему «Космос» разработан для детей старшего дошкольного возраста, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей.

Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий - путешествий, занятий-игр, проведение опытов, экспериментирование в уголках-лабораториях и т.п.

На занятиях дети будут использовать различные художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные салфетки, цветную бумагу, природный и бросовый материал.

Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д.

В процессе занятий дети будут учиться  моделировать, рассуждать, анализировать.

Работа будет проходить последовательно и в системе, ориентацией педагогу будет служить тематическая матрица и примерное содержание вариативных форм взаимодействия для  дошкольников.

При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах. Будут уточнять значение новых слов («космонавт», «спутник»,  «созвездие»,  «метеорит»,  «скафандр»,  «телескоп»).

Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети будут создавать индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т.д.

При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.

Проект будет реализовывать воспитатель Тихомирова О.Н., его участниками  станут  дети средней группы пяти лет.

        В проекте будут использованы следующие ресурсы: тематическая матрица, тематический блок на 2 месяца, система познавательно-эстетических занятий - 6 занятий, система занятий изобразительной деятельностью в рамках темы-7 занятий, конспекты занятий, наглядные и абстрактные  дидактические модели.

Каковы же условия, которые помогут реализовать данный проект?


Этапы работы над проектом:

Первый этап (с 1 по10 апреля 2011г.), подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов.

Второй этап (11 апреля 2011- 23 мая 2011г.), должен стать временем конкретной реализации содержания проекта.

Третий этап  (24 мая 2011- 31 мая 2011г.), оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, выработке будущих планов, составлению отчётов.

1 этап – подготовительный:

1.1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.

1.2. Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть:

  1. Проведение родительского собрания  в рамках темы;
  2. Оформление папки-передвижки, фотовыставки;
  3. Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе;

   1.3 Разработка тематической матрицы, системы  познавательно -      эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью;

1.4  Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

2 этап – основной:

2.1. Проведение занятий по разработанной технологии;

2.2. Оформление выставок «Ракеты», «Звёздные просторы»;

2.3. Организация сюжетно – ролевых игр « Космодром»;

2.4. Посещение виртуального музея «В гостях у Звездочёта».

2.5. Настольно – печатные игры «Большое космическое путешествие».  

2.6. Проведение совместных с родителями развлечений «Космические старты», «Возвращение Незнайки»;

2.7. Дидактические игры: «Изучение космоса», «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту»; «Потому, что…».

2.8. Подвижные: «Найди свое место в космическом корабле», «Собери космический модуль», «Гонки в планеходе».

2.9. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов. (Н.Носов «Незнайка на Луне»; Смешарики «Космическая одиссея», «Спасение улетающих» и т.д.).

3 этап – итоговый:

3.1. Итоговая диагностика детей в рамках темы (знают, умеют, способны выражать субъективно-оценочное отношение):

3.2. Анализ результатов детей;

3.3. Информированность родителей  о знаниях детей о космосе через фотомонтаж;

3.4. Составление отчётов о проделанной работе.

3.5.Предоставление опыта работы на педагогическом совете в виде презентации.


План-график работ

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

реализации

Результат

Ответственные

  1. Подготовительный этап
  1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе

Вопросы см. приложение

С1 по 5 апреля

Уровни знаний детей на тему «Космос»

высокий-1%

средний-69,5%

низкий-29,5%

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1. Информированность родителей о предстоящей деятельности
  1. Проведение родительского собрания в рамках темы.
  2. Оформление папки-передвижки «Звездочеты»; фотовыставки.
  3. Подбор познавательной и художественной литературы, альбомов, фотографий о космосе.

с 1 по 10 апреля

Родители информированы;

Предложения родителей о содействии в проведении предстоящих мероприятий.

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1. Разработка тематической матрицы, системы познавательно-эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью.

Разработана тематическая матрица «Космос» ;

Составление перспективного плана (занятия, беседы, экскурсии и т.д.).

Составление конспектов занятий (беседы, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-путешествий, проведение опытов, экспериментирование).

с 1 по 10 апреля

Познавательный интерес

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
  1. Составление картотеки стихов, считалок, рифмовок, пальчиковых игр, загадок;
  2. Изготовление телескопов, биноклей из разного материала.

с 3 по 10 апреля

Интерес.

Эмоциональное отношение.

Чувство радости от творческой деятельности.

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1. Основной этап

  1. Проведение занятий по разработанной технологии.
  1. Проведение интегрированных, познавательных, комплексных занятий:

- «Что выше неба?»;

- «Человек и космос»;

- «Мы - дети Земли»;

- «Возвращение Незнайки»;

- «Световой луч и тень»;

- «Сколько звезд на небе?»;

и др.

с 11апреля по 23 мая

Знания детей;

Познавательный интерес;

Рассказы детей;

Любование результатом.

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1.  Оформление выставок, проведение презентаций

Выставка-презентация творческой деятельности детей и родителей «Звездные просторы», «Ракеты»;

12 апреля

Выставка работ родителей и детей, используя разнообразный материал.

Любование результатом.

Чувство радости от творческой деятельности.

Воспитатель

Тихомирова О.Н., родители.

  1. Организация сюжетно-ролевых игр «Космонавты»
  1. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  2. Изготовление телескопов, биноклей из бросового материала;
  3. Ведение «Бортового журнала».

с 11апреля по 23 мая

Знание детей.

Представление о профессиях космонавт, ученый, врач, бортинженер и др.

Познавательный интерес.

Воспитатель

Тихомирова О.Н.,

Родители

  1. Проведение совместных с родителями развлечений.

Развлечения «Космические старты», «Возвращение Незнайки».

  1. Изготовление реквизита;
  2. Оформление помещения на тему «Космос»;
  3. Подбор и изготовление костюмов, музыкального сопровождения

22 апреля

13 мая

Знание детей на данную тему

Развитие активного интереса.

Радость от яркого праздника.

Воспитатель

Тихомирова О.Н.,

музыкальный и физкультурный руководители, родители

  1. Итоговый этап

  1. Диагностика детей о полученных знаниях.

см. приложение

С 24 по 25 мая

Уровни знаний детей

высокий – 57,1%

средний – 39,3%

низкий – 1%

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1. Анализ результатов детей.

Выставка работ детей «Звездолетчики».

Создание книги «Фантазеры».

С 25 по 27 мая

Знания детей.

Чувство радости от творческой деятельности.

Любование полученным результатом.

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1.    

Информированность родителей.

Проведение итогового  собрания на тему «Знания детей о космосе».

Оформление папки-передвижки «Наши достижения»

Фотовыставка «Мы – космонавты».

с 27 по 31 мая

Родители информированы.

Интерес.

Любование полученным результатом.

Воспитатель

Тихомирова О.Н.

  1. Составление отчетов.

Составление диаграммы об итоговых знаниях детей по теме «Космос».

с 27 по 31 мая

Элементарные знания детей об астрономии;

Воспитатель

Тихомирова О.Н.


Результаты проекта

На практике  убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. 

Диагностика детей о полученных знаниях:


Ресурсы:

 Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями.

 Научно-методические: 

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.:ТЦ Сфера, 2010.-128с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5)

Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/Авт.-сост. Т.А.Шорыгина, сост. М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. – 128с.-(Библиотека воспитателя) (3).

Журнал «Дошкольная педагогика» №2(43)/февраль/2008. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Журнал «Дошкольная педагогика» №3(44)/февраль/2008. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Журнал «Ребенок в детском саду» 1,2002. Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.

 Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.

 Кадровые: воспитатель, дети, родители дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»Проект долгосрочный практико-ориентированный Срок реализации проекта:октябрь-апрель 2011-12 уч.годаУчас...

Долгосрочный проект в детском саду "За здоровьем в детский сад"

Создание в ДОУ необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

Долгосрочный детско – родительский проект Тема: «Занимательная логика»

Долгосрочный детско-родительский проект в старшей группе "Занимательная логика"...

Долгосрочный детский экологический проект. Тема проекта: «Тропою познаний и открытий».

Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое    ребёнок делает сам!»...

Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»

   Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...