Главные вкладки

    Музейная педагогика в детском саду.
    материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Малинина Тамара Владимировна

     «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,

    так как без корней в родной местности,

    на стороне человек похож на иссушенное

    растение перекати-поле».

    Академик Д.С.Лихачев.

     

          В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

        Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной     и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

       Я всегда считала это направление главным в своей работе, ведь иначе не вырастить , не воспитать достойного ЧЕЛОВЕКА. С годами и люди и дети очень изменились, другими стали общечеловеческие ценности, появилось много жестокости и равнодушия. Сама очень люблю историю, и эту любовь стараюсь привить детям через занятия, игры, фольклор. Много лет работаю, используя тематическое планирование, включающее разделы по нравственному и патриотическому воспитанию.Но этого мало.

       На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы: что мы можем противопоставить засилию реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни; как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры; как добиться того, чтобы у малыша возникла потр

    Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.»

       Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка,  она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.

    image  Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.

    ебность в добре?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                   Сотрудниками городского краеведческого музея была разработана музейно-педагогическая программа «Мир памяти человека». В основе музейно-образовательной программы лежит предметно-вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда - как источники знаний, эмоций и ценностных ориентиров.                     Эту программу предложили нашему детскому саду. Мы приняли ее с интересом, так как перспектива создания музейного пространства и работа по музейной педагогике (явление в то время совершенно не имеющего аналогов) нам показалась интересной. Сложился хороший творческий коллектив, задачами которого являлись:

    1. определение общей структуры программы и ее содержания;
    2. оснащение программы методическими материалами;
    3. апробирование программы в работе с детьми;
    4. участие в научно-методической и информационной работе (проведение научно-практических конференций, семинаров, публикация материалов, выступления в местной печати, по радио, телевидению).

         Главной целью программы «Мир памяти человека» является:

    1. содействовать становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Ямала.

        Программа «Мир памяти человека», учитывает типовую программу для детских садов и начальной школы по «ознакомлению с окружающим», но если в типовой программе стоит задача адаптации ребенка к его ближайшему современному окружению и выработке простейших навыков ориентации, то музейно-образовательная программа «Мир памяти человека» предлагает качественно иной уровень освоения действительности, ее исторического прошлого, учит ориентироваться в предметном мире культуры, постигая и осваивая его ценность и символическое содержание.

       Программа состоит из 8 взаимосвязанных тематических блоков, в каждом из них по 3-5 занятий, которые состоят из трех частей:

    1. подготовительную работу в группе,                  
    2.  занятие в музее
    3. закрепление материала в группе.

    Занятия по программе проводятся как в музее, так и в детском саду.

    БЛОК №1   «Музей это…» октябрь 

                     

    1. В гостях у хранительницы истории.                                                          
    2. О музеях мира.
    3. История вещей.
    4. Музей  в будущем.

    Задачи занятий по блоку:

    1. Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого;
    2. Знакомство с профессией музейного хранителя;
    3. Познакомить с видами музеев;
    4. Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память;
    5. Создать условия для эмоциональной встречи с «прошлым».

    БЛОК №2   «100 лет назад» ноябрь

    1. Жилище, быт народов Севера (ханты).
    2. Воспитание в семье.
    3. Сохранение традиций и культуры.
    4. Игры и праздники народов Севера (Ханты).

     Задачи занятий по блоку:

    1. Дать представление о традиционной семье хантов, как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни.
    2. Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства обычаями и укладом хантыйской семьи, учитывая половозрастной принцип воспитания.
    3. Познакомить детей со старинными бытовыми предметами хантыйского быта, выполненными членами семьи.
    4. Показать роль семьи в хранении и передаче традиций, роль традиций в жизни человека.
    5. Отметить роль природы в жизни традиционной  хантыйской семьи.
    6. Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к обычаям и традициям своей семьи, старшим в семье.

    БЛОК № 3  « Назад в прошлое» декабрь

    1. Жилище, быт народов Севера (коми- зырян). 
    2. Воспитание в семье.

    Задачи занятий по блоку:

    1. Дать представление о традиционной семье как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни.
    2. Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства обычаями и укладом семьи, учитывая половозрастной принцип воспитания.
    3. Познакомить детей со старинными бытовыми предметами быта, выполненными членами семьи.
    4. Показать роль семьи в хранении и передаче традиций, роль традиций в жизни человека.
    5. Отметить роль природы в жизни традиционной  семьи.
    6. Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к обычаям и традициям своей семьи, старшим в семье.
    7. Сохранение традиций и культуры.

    БЛОК № 4   «Древний промысловый календарь коми зырян» январь

    1. Периоды медведя и лося.
    2. Период лисицы и выдры.
    3. Период росомахи и горностая.
    4. Период куницы и белки.
    5. Период оленя.

    Задачи занятий по блоку:

    1. Дать представление об истории создания экологического календаря хантов;
    2. Познакомить детей с различными  сезонными периодами календаря и его особенностями;
    3. Показать роль календаря в жизни северных народов;
    4. Способствовать воспитанию у детей бережного  и уважительного отношения  к природе и истории родного края.

    БЛОК №5  «Народная игрушка, и игры северян» февраль

    1. Знакомство с этапами изготовления коми-зырянской самодельной куклой Акань.
    2. Знакомство с играми головоломкам.
    3. Сказки и мифы народов Севера.
    4. Подвижные игры народов Севера.

    Задачи занятий по блоку:

    1. Дать представление об истории возникновения  и значении игрушек у народов севера;
    2. Познакомить с приемами изготовления самодельной куклы Акань;
    3. Познакомить с национальными игрушками мальчиков
    4. Изготовление игр головоломок
    5. Знакомство с подвижными играми народов Севера;
    6. Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории народного края и его народностям.

    БЛОК №6 « Фольклор народов  Севера» март

    1. Знакомство с устным народным творчеством (сказки, мифы).
    2. Колыбельные песни народов «Коми-Зырян».
    3. Традиции и праздники северных народов.

    Задачи к блоку:

    1.    углубить знания детей о фольклоре народов Севера. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с северной природой.
    2. через личное участие ребенка в праздниках народного календаря  познакомиться с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников.
    1. раскрыть характерные черты народов Севера: трудолюбие, доброту, гостеприимство, смелость и изобретательность,. взаимовыручку (общинность) . Чувство гармонии природы и рукотворной красоты, высокую духовность, песенную, сказочную культуру и т.д.

    БЛОК №7  « История моего города» апрель

    1. История возникновения первых поселений (Сказ о семи лиственницах).
    2. Строительство железной дороги.
    3. Возникновение и строительство первых домов и улиц.
    4. Современный город «Семи лиственниц».

    Задачи занятий по блоку:

    1. Познакомить детей с историей возникновения первых поселений в городе;
    2. Показать значение строительства  железной дороги для развития города;
    3. Рассказать, как возникли первые дома и улицы;
    4. Воспитывать в детях любовь и чувство гордости к городу, в котором они родились и живут.

    БЛОК №8  «Мы живем в России» май

    1. Мы живем в России.
    2. Геральдические символы России.
    3. Права детей в России.
    4. Россия в будущем…

    Задачи занятий по блоку:

    1. Обратить внимание  на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми гордится страна;
    2. Закрепить знание геральдических символов России, Ямала, города в котором живем;
    3. Уточнить знание детей о правах и обязанностях граждан России;
    4. Воспитывать чувство гордости за страну, вызывать любовь и уважение к людям, живущим  в России.

                    Тематика блоков подобрана таким образом, что она перекликается с народными праздниками: Проводы лебедя (ханты), Ворна-хатл (ханты), Медвежий праздник  ( ханты, манси), «Шанежки», Масленица, Пасха(коми),  в которых участвуют не только дети, но и их родители.

      Все занятия проходят в игровой форме «погружения в культуру», когда ребенок и педагог входят в реконструированный интерьер и переносятся в историческое пространство. В течение всего занятия в специальной обустроенной предметно-пространственной среде дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребенка, эмоциональное воздействие, связанные с «погружением», атмосфера чувствования, сопереживания окрашивает получаемые знания,  личными эмоциями ребенка, превращая их в мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.В ходе проведения занятий интерес к музейным занятиям проявили не только дети, участники проекта, но и их родители, а также специалисты детского сада, педагоги-психологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители и  социальные педагоги. Педагоги детского сада отметили, что  дети стали более любознательными, внимательными, усидчивыми, дети охотно делятся   полученными знаниями с взрослым и сверстникам. Особую заинтересованность к музейным занятиям проявили родители воспитанников, они не только активно помогают детям, но и как они говорят очень много нового и интересного узнают от детей по краеведенью. Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками музея были созданы тематические видеофильмы, мультфильмы, дидактические и подвижные игры. Свои впечатления и знания, полученные на занятиях, ребята раскрывают через свои работы (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки).

    По итогам проведенных занятий  проводятся  выставки работ детей по различным темам:

    1. рисунки «Наш музей», «Музеи мира»;
    2. макеты – «Музей будущего», «Стойбище оленеводов»;
    3. поделки из различного материала – «Акань», элементы орнамента, игры головоломки и т.д.

    Но программа рассчитана на детей старшего возраста, а как же быть с малышами? Вот и возникла идея создания мини- музея в группе, целью которого является с помощью музейной педагогики организовать в группе мини-музей, который разовьет у детей интерес к жизни народа в разное историческое время, его культуре, к природе родного края. Первый этап был наполнен новой для нас работой по освоению теории и методики музейной педагогики. Прошли первые консультации, родительские собрания.

     В интерьер включено и выставочное пространство – нейтральное и удобное для быстрой смены экспозиций.

          Этапы работы

    1. Реализация направления «Музейная педагогика».
    2. Обогащение предметно- развивающей среды.
    3. Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами.
    4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
    5. Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.
    6. Формирование активной жизненной позиции.

      Но открытие музея – только начало дела, затем пришлось немало поработать, чтобы вещи, хранящиеся в нем, заговорили, рассказали детям о своей далекой жизни. Необходимо было создать атмосферу сказки, чуда, ведь именно неожиданное, необыкновенное всегда вызывает интерес.

    Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребенку, даже совсем малышу. Предмет – главное наше «учебное пособие», которое дети могут потрогать, пощупать.

         Свой мини-музей мы организовали в раздевалке на столе, полке, используем и стены.  Работу мы начали с организации выставки «Камни Полярного Урала» -  знакомство с полезными ископаемыми своего края, его  богатством, значением в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.

    Для среднего возраста проведена  экскурсия «В гостях у Хозяйки Медной горы», а для детей старшего возраста - «Из жизни камня», которую провел гость сада геолог Мельников С.В.

       При изучении темы «Ямал – мой край родной»-  экспозиции связанные с ознакомлением детей с бытом и культурой народов Севера; организовали выставку книг, поделок местных художников, мастер- класс по изготовлению кукол, выставку рисунков;

        «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

        «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;                            «Кукломания» - экспозиция знакомит с историей появления кукол на Руси, на Ямале, развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.

            Изучая тему «Россия- родина моя», создали экспозицию «Наша родина — Россия» - выставка книг по истории, образцы гербов городов России, игрушек, изделий народных промыслов, коллекция монет и денежных купюр с государственными символами разных стран,- знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;    «Народные игрушки» - знакомство с деревянными игрушками, игры с ними, воспитание интереса к истории своего народа. Для детей среднего возраста была организована экскурсия «Чем играли дети на Руси», для старшего- «Игрушки из дерева, поиграем!»;

    «Волшебство узора»- персональная выставка работ  мастера –кружево фриволите, предоставленных мамой ребенка.

    Экспозиция «История пасхального яйца»- возникновение традиции красить яйца, выставка раскрашенных яиц (деревянных, фарфоровых, папье –маше, альбомы с фотографиями).

     «Лукоморье»- выставка «волшебных» предметов из сказок, развитие воображения, фантазии, творчества.

     «Что такое Герб» - здесь могут быть собраны  гербы городов, стран, своих семей, исторические данные возникновения геральдики, создан исследовательский проект «Герб моей семьи», который дети защищали на конкурсе.                                    

       Выставка «Воинской доблести и славы»- фотовыставка, документы, медали и ордена  ВОВ, открытки ко Дню Победы, литература и  др.

    Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание  уделяем подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

    Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

    1. выявление творческих способностей детей;
    2. расширение представлений о содержании музейной культуры;
    3. развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
    4. создание условий для творческого общения и сотрудничества.

         Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся по музейно- образовательной программе, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей. Занятия по этой программе способствуют прогрессу отдельных сторон творческого мышления – оригинальности и сложности, дети более свободно оперируют образами.

          Что же дает реализация музейно-образовательных программ?

     В  настоящее время Ребенок, ради которого и создавалась эта программа, получает несомненную пользу от ее внедрения. У него появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

    Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

    Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

    Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

    Музейная педагогика в детском саду

    Формирование у дошкольников представления о музее...

    Музейная педагогика в детском саду.

    Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...

    Музейная педагогика в детском саду.

    Музейная педагогика- молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др.В настоящее время для развития музейного...