Главные вкладки

    Исследовательский кружок: "Эврика"(старшая группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Хамленко Елена Николаевна

    Приобщая дошкольников в исследовательской деятельности. дети сами обнаруживают всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различие. Это предоставляет им возможность приобретать знания самостоятельно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_issledovaniya.docx23.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование

    Прежде чем давать знания, надо научить

     думать, воспринимать, наблюдать.

    В. Сухомлинский

    Изучая новинки методической литературы, наблюдя за детьми, обращаешь внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Приобщая  дошкольников к исследовательской деятельности, дети сами обнаруживают всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Это предоставляет  им  возможность приобретать знания самостоятельно.

    Пожалуй, самый популярный  и самый доступный метод исследования – это наблюдение. Он часто применяется и используется в повседневной жизни дошкольного учреждения, пронизывая все сферы детской деятельности. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете, какие – то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

    Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.

    По мнению академика Н.Н. Подъякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Существует два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

    Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от  самого ребёнка. Он выступает как её  полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

    Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

    Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы в   дошкольном учреждений. В группе проводится исследовательский кружок «Эврика», создан  центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей. Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

    Требования к оформлению и содержанию центра  экспериментальной  деятельности

    Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

    Оборудование

    Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.

    Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

    Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.

    Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

    Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.

    Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

    Красители: гуашь, акварель и т.д.

    Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.

    Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

    Дополнительное оборудование

    Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

    Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

    На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

    Исследовательский  кружок «Эврика»

    Пояснительная записка

    Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.  Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка разработан кружок «Эврика».

    Проводится кружок 2 раза в месяц, длительностью 30 минут. Дни занятий второй и четвёртый четверг каждого месяца, с 16.00 – 16.30. В кружке занимаются 15 детей.

    Проблема: На протяжении  дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

    Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.

    Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

    Задачи:

    1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

    2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

    3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

    Ожидаемый результат:

    Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

    Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

    Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

    направление

    Направление

    программы

    Количество

    детей

    Количество

    Занятий

    В неделю

    Количество занятий

    В год

    1

    Познавательно-

    Речевое

    развитие

    Исследовательский Кружок

    « Эврика»

    15

    1 занятие

    Через неделю

    18

    планирование

    дата

    тема

    содержание

    1

    Сентябрь

    2 неделя

    «Знакомство с оборудованием  для

    исследовательской

    деятельности».

    поддержать и развивать интерес  у ребёнка к исследованиям, открытиям.

    2

    Сентябрь

    4 неделя

    Подземная кладовая

    «Удивительная почва».

    познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

    3

    Октябрь

    2 неделя

    «Знакомство с песком».

    Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка .

    4

    Октябрь

    4 неделя

    «Знакомство с глиной».

    Способствовать расширению знаний детей о свойствах глины.

    5

    Ноябрь

    2 неделя

    «Изготовление игрушек

    Из глины».

    Создать условия для расширения представлений о свойствах песка и глины. Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать пальцевую моторику.

    6

    Ноябрь

    4 неделя

     «Знакомство с термометром».

    Учить детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать

    свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы.

    7

    Декабрь

     2 неделя

    «Измерение глубины снежного покрова»

    Развивать интерес к исследовательской деятельности.

    8

    Декабрь  

    4 неделя          

    «Вода и её свойства».

    Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная.  Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет.

    9

    Январь

    2 неделя

    «Изготовление ледяных фигурок».

    : Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой.

    10

    Январь

    4 неделя

    «Поможем воде стать чистой».

    Развивать логическое мышление. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка.

    11

    Февраль

    2 неделя

    «Магнит. Испытание магнита».

    Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

    12

    Февраль

    4 неделя

     «Ткань и её свойства».

    Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т.д.

    13

    Март

    2 неделя

    «Бумага.  Свойства бумаги».

    Формировать представления о свойстве бумаги, размокает в воде. Развивать умение выражать свои мысли, познавательную активность в процессе экспериментирования.

    14

    Март

    4 неделя

    «Приключение Буратино»

    (дерево и его свойства)

    расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, овладевать средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

    15

    Апрель

    2 неделя

    «Свойства металла».

    Расширять знания детей о металле и его  свойствах. Учить  сравнивать, делать выводы.

    16

    Апрель

    4 неделя

     «Волшебная бумага».

    Дать представление о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. Воспитывать чувство взаимопомощи.

    17

    Май

    2 неделя

    «Дружба красок».

    Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

    18

    Май

    4 неделя

    «Чудесная мука».

    ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование,

    дать детям понятия: мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, отпечатки.

    .

    .Литература

    1. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

    2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

    3. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2

    4. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   // Обруч, 1998г. - № 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Защитники Родины"

    Тема«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень актуальна и сложна....

    Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

    Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

    Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе. Тема. "Волшебница вода"...

    Продуктивно - исследовательская деятельность в старшей группе «Веселые гномы»

    Задачи. Учить детей использовать бросовый материал (яйцо из «киндер сюрприза», баночки из под йогурта, кордон, клейкая бумага) для изготовления гнома; закреплять умение делать поделку по наглядно...

    Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Приключения Карандаша и Гвоздика»

    Цель этого занятия систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности....

    Познавательно-исследовательский проект в старшей группе группе «Наш огород на окошке» ________________________________________

    Цель проекта:      1.  Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность. Создать условия для познавательного развития детей, развития эк...


     

    Комментарии

    Фалеева Марина Геннадьевна

    Тоже веду кружок по детскому экспериментированию. Взяла на заметку некоторые моменты Вашей работы, спасибо.