"Дошкольная группа - развивающее экологическое пространство"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Среднесрочный проект по экологическому воспитанию и образованию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednesrochnyy_proekt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию разработанный мною проект «Дошкольная группа – развивающее экологическое пространство».

«От красоты природы -  к красоте слова, музыки и живописи». В.А. Сухомлинский.

Девиз педагогической деятельности:

Природа – кладезь красоты, любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, заряжается энергией добра.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в  этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Эколого – развивающее пространство группы является одним из условий экологического воспитания дошкольников.

Создание развивающей экологической среды в группе и групповом участке  – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”.

Что же такое “экологическое пространство”?  Это территория или зона, занятая объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение.

К  “экологическим пространствам”  относятся уголок природы, опытно – исследовательская лаборатория, зона творчества, огород на окне и т. д.

Актуальность проекта заключается в том, что традиционные и инновационные «экологические пространства" группы используются для культурно- коммуникативной,     оздоровительной, духовно –  эмоциональной, практически – действенной, опытно –  экспериментальной,  художественно – творческой, интеллектуально – познавательной деятельности  детей. Созданная таким образом эколого-развивающая среда  обеспечила  инновационные  подходы  к экологическому  образованию дошкольников.

Почему меня заинтересовала данная тема?

Во-первых, проявление моими воспитанниками нарастающего интереса к познанию окружающего мира.

Во-вторых, низкий уровень знаний родителей в вопросах организации «экологических зон».

В-третьих, актуальность в современном обществе дизайнерского оформления внутренних помещений и окружающей территории.

В-четвертых, вот уже на протяжении пяти последних лет увлекаюсь разведением комнатных растений. Дома у меня мини-сад. Цветы как дети – это радость в нашей жизни. Ведь согласитесь приятно любоваться ухоженными, красивыми растениями. Поэтому решила создать такой же зеленый уголок в группе.

Все это привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы. Познание детьми основ экологической культуры в основном зависит от воспитателя, от его экологической грамотности и эрудиции, понимания важности воспитания в формировании личности ребенка, умении увлечь детей, их родителей и увлекаться этими проблемами самой. Поэтому эколого-развивающая среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма каждого педагога.

Считаю эффективной  формой совместной деятельности детей и взрослых технологию – метод проекта, которая позволила решить мне данную проблему.

При построении проекта учитывала следующие принципы:  

 Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов. Необходимо учитывать, что ребенок имеет право на ошибку, целесообразно позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред — ни объекту наблюдений, ни ребенку). Такой методический прием сделает знания детей более реальными и осознанными.

  Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное  "открытие" его детьми.

 Принцип минимакса или посильной трудности обучения – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

 Принцип систематичности и последовательности - работа детей строится по принципу "от простого к сложному".

  Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. Основным средством поиска, направленного на получение информации от предмета, являются практически преобразующие действия с данным объектом. Поддъяков А.И. указывает, что в соответствии со степенью вариативности воздействий на обследуемый объект дошкольник раскрывает большую или меньшую часть содержания последнего. Чем более разнообразны воздействия, тем больше вероятность, что предмет раскроется во всем многообразии своих особенностей, и наоборот — стереотипность действий может не позволить ребенку раскрыть всю полноту и многообразие содержания объекта.

 Принцип творчества – участие в совместной со взрослыми дейтельности  сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.

  Принцип учета индивидуальных особенностей -  детям обладающим "исследовательской жилкой", необходимо создавать условия для исследований, например, помогая организовать их свободную деятельность в зоне экспериментирования.

  Принцип связи с жизнью - в детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

  Принцип взаимосвязи с другими видами деятельности детей -  в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Экологической деятельности без выполнения трудовых действий не бывает. Очень тесно связаны между собой экология и развитие речи. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, что указывает на взаимосвязь с математическим развитием. Экологическое воспитание связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

 Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого.

Цель проекта: формирование качественного уровня экологической культуры  дошкольников через создание инновационного «экологического пространства».

Задачи:

1. Создать новое «экологическое пространство» для:

- опытно-экспериментальной;

- художественно-творческой;

- интеллектуально-познавательной;

- оздоровительной деятельности.

2. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о живых и неживых объектах природы, о состоянии окружающей среды.

3. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы в процессе общения с ними.

4. Формировать потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.

5. Повысить уровень знаний родителей в вопросах организации «экологических современных пространств», опираясь на идеи дизайнерского оформления внутренних помещений и окружающей территории.

Ожидаемый результат:

1. Дети и родители участвуют в создании экологического пространства.

2. Дети проявляют активность, интерес к объектам живой и неживой природы.

3. Родители использую знания, полученные в ходе реализации проекта при оформлении своих участков, газонов, цветников.

Реализация проекта проходит через все виды деятельности, подразумевая следующие этапы:

1 этап – подготовительный.

Цель: исследование знаний, умений и навыков дошкольников  и  уровня экологической культуры родителей.

Формы работы:

  1. Изучение необходимой методической литературы.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Мониторинг знаний по формированию экологической культуры у дошкольников.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Создание зеленой зоны в группе, уголка песка и воды, зоны творчества.
  6. Занятие «Путешествие с маленькой капелькой».

2 этап – практический.

Цель: привить детям и родителям практические навыки по формированию экологической культуры.

Формы работы:

  1. Пополнение содержания опытно-исследовательского уголка.
  2. Конкурс поделок и рисунков.
  3. Реализация опытно-экспериментальной работы с детьми через перспективные планы.
  4. Занятие «Дом под крышей голубой».
  5. Использование технологии информационного обучения для родителей «Красивое рядом» (составление композиций для украшения интерьера).
  6. Оформление информационных стендов по сезонам года.
  7. Участие в конкурсе по благоустройству участков детского сада и прилегающей территории.
  8. Участие в городском конкурсе букетов (совместно с родителями).

10. Опыт семейного воспитания «10 правил экологического воспитания в семье».

11. Оформление интерьера детскими работами.

3 этап – оценочный.

Цель: анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний, умений детей и родителей по формированию экологической культуры.

Формы работы.

  1. Обмен опытом участников проекта.
  2. Мониторинг полученных знаний.
  3. Праздник «Именины у рябины».
  4. Итоговое занятие по экологии «Как все живое растет».

Анализируя этапы работы над проектом можно отметить нарастающий интерес воспитанников к познанию окружающего мира. Родители используют знания, полученные в ходе реализации проекта при оформлении своих участков, газонов, цветников. Экологическое развивающее пространство группы стало более насыщенным и интересным.

По окончании реализации проекта наметила следующие перспективы:

  1. Продолжить работу по технологии – проектная деятельность экологической направленности.
  2. Распространять опыт по созданию развивающего экологического пространства.
  3. Принять участие в создании альпийской горки, экологической тропы.
  4. Создать нетрадиционные «экологические зоны» - «Маленький учёный», «Астрология для малышей».

Педагоги должны помнить, что при осознанно правильном отношении к окружающей действительности «Красота природы будет вечной, только не жалейте для нее своей любви».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Повышение компетенции воспитателей в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста....