«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»
проект по теме

Дегтярева Татьяна Валентиновна

 

Выступление на педагогической конференции на тему:

«Создание экологического пространства в МБДОУ»

 

Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологического образования,  так как именно в это время ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы. Эмоционально-чувственная восприимчивость детей делает  этот  период основополагающим,  так как способствует тому, что закладываются нормы  отношения к природе и формируется мотив гуманистического  отношения  к миру.

Зачастую отношение  к природным объектам создается под влиянием взрослых. Как воспитать экологически грамотную личность, способную изменить отношение к матушке-природе, вернуть ей исконную яркость и полноту - задача далеко не простая. Но мы думаем, что начинать необходимо с дошкольного периода, когда происходит формирование нравственных важных качеств ребенка: понимание, сопереживание, гуманность, доброта,  поэтому важно именно в этом возрасте заложить основы правильного отношения к природе, которые научат ребенка бережно относиться к объектам природы и земле в целом.

Формирование у детей основ экологических знаний и представлений зависит от многих факторов. Одним из важных факторов является правильно организованное экологическое пространство или эколого – развивающая среда. Экологическая среда в детском саду - это прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.

      Поэтому цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого – развивающего пространства, соответствующего природно-климатическим условиям ХМАО округа- Югра.
              Для нашего края характерны своеобразные природные условия (длинная холодная зима, короткое лето), которые не позволяют в полной мере создавать такие природные условия для работы с детьми, в которых бы проявлялось разнообразие природных объектов. Но создание экологической тропы в МБДОУ позволило бы решать задачи экологической направленности: 
  • Расширять у дошкольников элементарных знания о природе, ее объектах, процессах и явлениях окружающей среды:
  • Формировать умение дошкольников замечать явления и объекты окружающей природы,  находящиеся в зоне маршрута тропы;
  • Способствовать воспитанию экологической культуры у дошкольников: желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе;
·         Учить оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду

            Создание тропы на территории детского сада позволяет педагогам сформировать у детей знания о природных объектах, их роли в природном сообществе, влиянии на человек, но и  проследить активное воздействие человека на природу. Это позволяет выработать навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе. Это возможно благодаря использованию разнообразных видов деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения художественной литературы.

Очень важно правильно организовать процесс создания экологической тропы на территории МБДОУ. Для этого необходимо: изучить участок  природы, находящийся на территории детского сада, выделить наиболее интересные объекты, составить картосхему тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов, разработать и провести деятельность с детьми дошкольного возраста на  экологической тропе.

Учитывая природно-климатические особенности края ХМАО-Югра целесообразно создать экологическую тропу, которая характерна для любого дошкольного учреждения. А природные объекты – станции, входящие в ее состав, характеризовались бы неприхотливостью в условиях роста и развития. Можно рекомендовать следующие станции:

«Метеоцентр» –включает в себя:

  • Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
  • Термометр- для изменения температуры воздуха.
  • Флюгер - ветряной рукав, султанчики, вертушки – приборы  для опеределения направления и силы ветра.
  • Дождеметр - служит ля измерения количества осадков.

«Лесная зона» может быть представлена объектами природы: береза, осина, ивовые кусты, рябина.

Для станции «Лекарственный мир» характерно наличие таких растений, как мать-и – мачеха, подорожник, зверобой, мята, одуванчик, календула лекарственная, подорожник, душица, тысячелистник обыкновенный

На станции «Огород» можно использовать различные овощные культуры: лук, чеснок, картофель, фасоль, кабачки, баклажаны, редис, петрушка, укроп, салат.

«Муравейник» -станция, представляющая большой интерес для детей. Поэтому ее создание вызовет у воспитанников массу эмоций и воспоминаний.

«Искусственный водоем» -представляет собой создание мини-водоема, который приобретается в магазине хозяйственных товаров, размещается в земле, заливается водой и украшается различными речными растениями.

«Цветники»-уникальная станция, которая может быть представлена разнообразием культурных растений - клумбовых цветов: астрами, гладиолусами, космеей, бархатцами, анютиными глазками.

На станции «Песочная» детям предоставляется возможность осуществлять познавательно – исследовательскую деятельность: проводить опытно-экспериментальную работу, наблюдения.

            Таким образом, на территории МБДОУ нами была создана экологическая тропа, в которую были включены наиболее яркие природные объекты, представляющие познавательный интерес для детей дошкольного возраста. Было определено основное содержание работы с дошкольниками на каждой точке экологической тропы. В течение всего лета осуществлялась данная работа, которая позволила детям научиться воспринимать объекты природы, видеть их красоту и разнообразие, выработать правильное отношение к живым и неживым объектам.

            Но успех данной работы был обусловлен и тем фактором, что данная работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями, которые приняли активное участие в озеленении территории, выращивании природных объектов, создании экологических станций, входящих в состав экологической тропы.

Подводя итог можно отметить, что создание экологического пространства в МБДОУ, а именно экологической тропы,  позволило сформировать компетентность в вопросе формирования экологического взаимодействия с объектами природы у всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание единого информационного пространства МБДОУ ЦРР ДС №54

Презентация использовалась при выступлении на семинаре для руководителей дошкольных образовательных учреждений Озерского городского округа и знакомила с содержанием, целью, задачами, основными направл...

Создание экологического пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию,самый важный аспект полноцежости развития личности - это экологическоевоспитание подрастающего поколения.  Основная задача эк...

Роль детских экологических движений и общественных организаций в создании социально-экологического пространства

Во все времена  своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоразвитое  общество, опасное вмешательство человека в природ...

Педагогический проект «Создание условий для познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию единого экологического пространства ДОУ»

В работе отражена концепция деятельности, направленной на создание  комплекса условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию единого эколого-развивающего простр...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...