Создание экологического пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения.
статья (средняя группа) на тему

Кудимова Ольга Александровна

  В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию,

самый важный аспект полноцежости развития личности - это экологическое

воспитание подрастающего поколения.

  Основная задача экологического воспитания и образования - помочь

ребенку увидеть красоту мира целиком. Понимание принципа - все связано

со всем помогает ребенку усвоить главный девиз экологии: «Берегите

природу!»

  Для качественного решения задач экологического воспитания

дошкольников в каждом детском саду должна быть создана экологическая

предметно-развивающая среда или экологическое пространство.

  Экологическое пространство-это условное понятие, которым обозначаются

специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы

отдельным образом, и которые можно использовать в педагогическом

процессе экологического воспитания детей.

  Экологическое пространство-это развивающая предметная среда, которая

используется в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей

навыков трудолюбия и общения с природой, для экологического воспитания

дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

  В нашем детском саду серьезное внимание уделяется созданию

правильной эколого-развивающей среды.

  В первую очередь, это прослеживается в оформлении группового

помещения. В рамках модернизации системы дошкольного образования

ремонт груттпы был проведен по индивидуальному дизайну с приоритетом

решеьшя задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Стены в группе выкрашены в жёлтый и салатовый цвета, мебель подобрана

в той же цветовой гамме. Двух уровневый потолок оформлен в виде солнца,

на одной из стен игровой комнаты - фотообои с изображением водопада, на

другой стене нарисовано дерево. Оформление других помещений группы так

же создает положительный эмоциональный настрой детей, способствует

приятному отдыху. Находясь в группе в течение дня, ребенок окружен

природой! Он ее частица!

  В группе оформлены центры активности детей. Для решения задач

экологического воспитания я использую центр песка и воды, центр науки и

естествознания, центр природы, мини библиотеку, экологический театр.

 

  Центр песка и воды - настоящий подарок для детей в группе. Он открыт

не каждый день, подготовка к работе в нем сопряжена с некоторыми

хлопотами для персонала, однако не так уж и сложна. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре,

воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность

решать самые различные образовательные задачи.

  Центр науки и естествознания принципиально важен для

экологического воспитания дошкольников. Дети - прирожденные

исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они

пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования.

Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания.

 

  В мини библиотеке представлена познавательная литература о природе,

литература по уходу за животными, наборы картинок и иллюстраций из

жизни растений и животных.

  Экологический театр представлен костюмами, масками, атрибутами для

экологических инсценировок, имеется подборка аудио и видео материала.

 

  Центр природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение

представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и

бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями,

формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для

наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за

ними. В центре природы помещены краеведческие материалы (гербарии

растений, типичных для нашего района, «мини огород»). Огород на окне стал

хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической

культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен

расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об

условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство,

умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего

труда.

  Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой (весной) к столу блюда,

украшенные зелёными веточками петрушки, укропа, лука, салата. И красиво

и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А главное - это доступно

всем, и это вырастили дети.

  Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из

них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их

через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития

растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал. Вот

так в игровой форме педагоги детского сада воспитывают в детях

трудолюбие, бережное отношение к растениям, желание вырастить овощи

своими руками.

  А летом свои знания дети могут применить в самом настоящем в саду-

огороде, расположенном на территории нашего детского сада. Сад-огород

способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это

помогает лучше познать  растительную жизнь. Он  расширяет представления

детей о растениях как  живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития,

развивает  эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

  Для детей младших групп мы выбираем быстрорастущие,раносозревающие овощи, которые можно есть  на протяжении весны и  лета.

  Кроме  того, семена, луковицы должны быть  крупными, чтобы дети  могли

сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы

могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.

В средней группе  ребята выращивают те же огородные  культуры.  Однако

для  формирования представлений о разнообразии растений, об  их

особенностях мы дополняем  их посадками разных сортов лука, салата,

моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.

  На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные

культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень), пряно-вкусовые (мята

перечная, тмин, и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук,

чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.),

плодовые (кабачок, огурец, томат, перец, тыква и т. д.), корне- и

клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла), бобовые и кукуруза (горох,

фасоль).

  Также на территории детского сада имеется экологическая тропа с

описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая

тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и

оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно

больше штересных объектов: смешанньп! лес, искусственный водоем,

цветники, экзотические деревья, фитоогород. Экологическая тропа

позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для

экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем

воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные

сезоны года. На тропе мы проводим: наблюдения, игры, театрализованные

занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на

тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т.

д. Свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке,

изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

 

  Наряду со специально оформленной экологической тропой, на территории

детского сада так же можно оставить уголок нетронутой природы. Это еще

одно экологическое пространство, которое представляет собой небольшую

озелененную территорию, которая не подвергается никакому воздействию со

стороны человека: на ней не делают построек, посадок, не косят траву, не

убирают опавшие листья, не вытаптывают частыми прогулками с детьми. На

таком участке само собой будет складываться естественный биоценоз.

  Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми

будут бережно относиться к окружающему их богатству - родной природе.

Ведь экологическое воспитание - это,прежде всего,воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание экологического пространства в условиях дошкольного

образовательного учреждения.

Автор: Кудимова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Центр

развития ребенка - детский сад № 1»

  В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию,

самый важный аспект полноцежости развития личности - это экологическое

воспитание подрастающего поколения.

  Основная задача экологического воспитания и образования - помочь

ребенку увидеть красоту мира целиком. Понимание принципа - все связано

со всем помогает ребенку усвоить главный девиз экологии: «Берегите

природу!»

  Для качественного решения задач экологического воспитания

дошкольников в каждом детском саду должна быть создана экологическая

предметно-развивающая среда или экологическое пространство.

  Экологическое пространство-это условное понятие, которым обозначаются

специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы

отдельным образом, и которые можно использовать в педагогическом

процессе экологического воспитания детей.

  Экологическое пространство-это развивающая предметная среда, которая

используется в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей

навыков трудолюбия и общения с природой, для экологического воспитания

дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

  В нашем детском саду серьезное внимание уделяется созданию

правильной эколого-развивающей среды.

  В первую очередь, это прослеживается в оформлении группового

помещения. В рамках модернизации системы дошкольного образования

ремонт груттпы был проведен по индивидуальному дизайну с приоритетом

решеьшя задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Стены в группе выкрашены в жёлтый и салатовый цвета, мебель подобрана

в той же цветовой гамме. Двух уровневый потолок оформлен в виде солнца,

на одной из стен игровой комнаты - фотообои с изображением водопада, на

другой стене нарисовано дерево. Оформление других помещений группы так

же создает положительный эмоциональный настрой детей, способствует

приятному отдыху. Находясь в группе в течение дня, ребенок окружен

природой! Он ее частица!

  В группе оформлены центры активности детей. Для решения задач

экологического воспитания я использую центр песка и воды, центр науки и

естествознания, центр природы, мини библиотеку, экологический театр.

  Центр песка и воды - настоящий подарок для детей в группе. Он открыт

не каждый день, подготовка к работе в нем сопряжена с некоторыми

хлопотами для персонала, однако не так уж и сложна. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.

  Центр науки и естествознания принципиально важен для

экологического воспитания дошкольников. Дети - прирожденные

исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они

пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования.

Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания.

  В мини библиотеке представлена познавательная литература о природе,

литература по уходу за животными, наборы картинок и иллюстраций из

жизни растений и животных.

  Экологический театр представлен костюмами, масками, атрибутами для

экологических инсценировок, имеется подборка аудио и видео материала.

  Центр природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение

представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и

бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями,

формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для

наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за

ними. В центре природы помещены краеведческие материалы (гербарии

растений, типичных для нашего района, «мини огород»). Огород на окне стал

хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической

культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен

расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об

условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство,

умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего

труда.

  Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой (весной) к столу блюда,

украшенные зелёными веточками петрушки, укропа, лука, салата. И красиво

и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А главное - это доступно

всем, и это вырастили дети.

  Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из

них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их

через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития

растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал. Вот

так в игровой форме педагоги детского сада воспитывают в детях

трудолюбие, бережное отношение к растениям, желание вырастить овощи

своими руками.

  А летом свои знания дети могут применить в самом настоящем в саду-

огороде, расположенном на территории нашего детского сада. Сад-огород

способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это

помогает лучше познать  растительную жизнь. Он  расширяет представления

детей о растениях как  живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивает  эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

  Для детей младших групп мы выбираем быстрорастущие,раносозревающие овощи, которые можно есть  на протяжении весны и  лета.

  Кроме  того, семена, луковицы должны быть  крупными, чтобы дети  могли

сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы

могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.

В средней группе  ребята выращивают те же огородные  культуры.  Однако

для  формирования представлений о разнообразии растений, об  их

особенностях мы дополняем  их посадками разных сортов лука, салата,

моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.

  На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные

культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень), пряно-вкусовые (мята

перечная, тмин, и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук,

чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.),

плодовые (кабачок, огурец, томат, перец, тыква и т. д.), корне- и

клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла), бобовые и кукуруза (горох,

фасоль).

  Также на территории детского сада имеется экологическая тропа с

описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая

тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и

оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно

больше штересных объектов: смешанньп! лес, искусственный водоем,

цветники, экзотические деревья, фитоогород. Экологическая тропа

позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для

экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем

воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные

сезоны года. На тропе мы проводим: наблюдения, игры, театрализованные

занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на

тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т.

д. Свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке,

изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

  Наряду со специально оформленной экологической тропой, на территории

детского сада так же можно оставить уголок нетронутой природы. Это еще

одно экологическое пространство, которое представляет собой небольшую

озелененную территорию, которая не подвергается никакому воздействию со

стороны человека: на ней не делают построек, посадок, не косят траву, не

убирают опавшие листья, не вытаптывают частыми прогулками с детьми. На

таком участке само собой будет складываться естественный биоценоз.

  Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми

будут бережно относиться к окружающему их богатству - родной природе.

Ведь экологическое воспитание - это,прежде всего,воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический компонент при реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональн...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского...

Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...