ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по теме

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского сада будет более эффективно, если вооружить ребенка способами поддерживать и укреплять свое здоровье, в том числе используя потенциал окружающей природной среды, использовать возможности природы для сохранения и поддержания гармоничного состояния всех компонентов здоровья ребенка: физического, психологического, социального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya_-_tatarenko_t.m.zip12.79 КБ

Предварительный просмотр:

Т.М. Татаренко,

ГБДОУ детский сад №83 Красносельского района. г. Санкт- Петербург

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА» В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь – это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе.»

Альберт Швейцер

 

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского сада будет более эффективно, если вооружить ребенка способами поддерживать и укреплять свое здоровье, в том числе используя потенциал окружающей природной среды, использовать возможности природы для сохранения и поддержания гармоничного состояния всех компонентов здоровья ребенка: физического, психологического, социального.

Важно подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна формирования экологической культуры. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, что позволяет говорить о зачатках экологического сознания. Одним из таких путей достижения экологического сознания, может выступить воспитание эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира для каждого ребенка.

Необходимо отметить, что работа по экологическому образованию детей обладает большими возможностями и перспективами. Ее цель – формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии. И, кроме того, отношение к себе как к части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Цель проекта «экологическая тропа»: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.

Задачи проекта «экологическая тропа»:

  1. Формировать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  2. Развить познавательный интерес к миру природы;
  3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  5. Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  6. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

Предполагаемые педагогические эффекты:

  1. Сформированы начала экологической культуры у детей.
  2. Сформировано осознанно правильное отношение к объектам природы, экологическое мышление.
  3. Развиваются умственные способности детей (умение анализировать, делать выводы).
  4. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре).

При реализации проекта «экологическая тропа», необходимо учитывать то, что проект способствует успешной социализации ребенка – дошкольника в пространстве Санкт-Петербурга, направляет свои усилия на развитие таких субъектных проявлений ребенка как самостоятельность, инициативность, активность, общительность, доброта и отзывчивость, интерес и любознательность, готовность к творчеству, умение выбирать. Эти качества позволяют появиться и развиваться эколого-валеологической компетентности как наиболее значимому и важному результату образования на всех ступенях его непрерывности, начиная с дошкольного этапа.

Участие педагогов в проекте «экологическая тропа» предполагает активное сотрудничество дошкольных работников с социальным окружением, расширяются группы социальных партнеров детского сада, определяются взаимовыгодные направления сотрудничества, что обеспечивает, с одной стороны реализацию элементов общественно-государственного управления реализацией проекта и всего учреждения в целом, с другой стороны обеспечивает открытость детского сада, прозрачность его результатов и процессов.

Приведем пример совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраст на тему «волшебный клевер»

Цели:

  1. Познакомить детей с растением, его особенностями.
  2. Познакомить с научным и народными названиями, поговорками о клевере.
  3. Закрепить знания о понятиях «медонос», «кормовое растение».
  4. Развивать мышление, вникая в смысл названий растений.
  5. Развивать экологическое мировоззрение.
  6. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

«Наблюдаем и оживляем» - детям предлагают рассмотреть красивый цветок вместе с героем «дядюшка Ау», он забыл название растения. Ребятам предлагают вспомнить об этом красивом цветке. Так же детям предлагается назвать народное название растения - заячий клевер, кошачий клевер, мышиный клевер — говорят о мягких и пушистых цветках клевера. Научное название клевера - «трифолиум» в переводе на русский язык означает «трилистник». А почему, как вы думаете? Сосчитайте, сколько листочков на одном стебельке? Листочки клевера на ночь складываются вместе. Животные охотно поедают клевер. Среди прочих трав считают его самым вкусным. Клевер — кормовое растение. Что это значит?

Кормовые растения — это те, которые служат кормом для домашних сельскохозяйственных животных. Чтоб было у коровы, Молоко рекой, Нужен ей для корма, Клевер полевой. Особенно полезен клевер для молодняка — детенышей. Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. Но не только животные любят клевер. Очень уважают это растение насекомые. У клевера потому есть еще и такие народные названия: медовая трава, сосунчик, бабочкин хлеб.

«О чем говорит название» - дедушка Ау, интересуется как много растет разных видов клевера. Воспитатель предлагает поиграть в игру. Педагог будет говорить название, а ребята попытаются догадаться, за что растение его получило (Клевер бледно-цветковый, клевер шершавый, клевер узколистный, клевер мясо-красный, клевер луговой, клевер жестко-волосистый, клевер чешуйчатый).

«Клевер путешествует по странам» - педагог хвалит детей, что справились с трудным заданием дядюшки Ау! И рассказывает, что в стране Ирландии очень любят клевер. Его изображение можно увидеть на одежде жителей этой страны, на хвостах самолетов, на тетрадках и блокнотах. В Ирландии есть даже специальный праздник, посвященный клеверу. Существует примета, что тому, кто отыщет клевер с четырьмя листиками, непременно выпадет счастье. В нашей стране нет такого праздника, но это не значит, что клевер у нас не любят. Это маленькое растение еда для животных, для пчел — нектар, для почвы — удобрение, для человека — лекарство и просто красота на клумбах, лужайках, лугах. Клевер достоин нашего уважения и защиты.

«Клеверная викторина» - для закрепления материала, детям можно задать следующие вопросы: почему научное название этого растения переводится как «трилистник»? Какие народные названия клевера вы запомнили? За что клевер называют медовой травой, сосунчиком, бабочкиным хлебом? Является ли клевер кормовым растением? Почему? Как клевер предсказывает погоду? Как используют клевер люди? Что происходит с почвой, на которой растет клевер? Какая примета связана с клевером?

При реализации проекта «экологическая тропа» были учтены следующие риски:

  1. Особенности Северо –западного климата (специфика фауны и флоры данного региона);
  2. Индивидуальные особенности детей связанные со здоровьем;
  3. Низкая познавательная активность детей;
  4. Низкая заинтересованность родителей;
  5. Не всегда воспитатель может организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне (отсутствие соответствующей методической литературы и доступа к интернет ресурсам).

Список литературы:

  1. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» ичп «Хфрдфорд» С-Пб, 1996г.
  2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» , 2-е изд., «Детство Пресс», С-Пб, 2006г.
  3. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва, 1995г.
  4. .А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Москва, «Карапуз» 2001г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы фор...

Консультация Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Создание экологического пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию,самый важный аспект полноцежости развития личности - это экологическоевоспитание подрастающего поколения.  Основная задача эк...

«Духовно – нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения »

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленнос...

«Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»

  Патриотическое  воспитание  подрастающего поколения всегда являлось   одной из важнейших задач современного образования. Понятие патриотизма  многогранно по свое...

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...