Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

 

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Сенцова Л.М.,

воспитатель,

МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

 как нельзя жить без сердца»

К.Паустовский

В современных условиях, когда происходят глобальные изменения в жизни общества, одним из главных вопросов является работа с подрастающим поколением по патриотическому воспитанию. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Свою работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию я начала с диагностики по выявлению знаний дошкольников о своем родном городе, его достопримечательностях, культуре, героях. Результаты были неутешительны: большинство детей не знали об историческом прошлом своего города, о его достопримечательностях и традициях. В частности, очень мало дети знали о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героях-старооскольцах, отважно защищавших свою Родину и прославивших Оскольский край.

Считая нравственно-патриотическое воспитание одним из значимых компонентов формирования национального сознания личности, я поставила целью своей работы с детьми развивать интерес к изучению истории своего народа, своей Родины, своего города, для чего необходимо было решить следующие задачи:

  1. Познакомить детей с наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны;
  2. Дать знания о старооскольцах, получивших звание Героя Советского Союза в годы войны;
  3. Пробудить в ребенке любовь к родной земле, интерес к изучению истории родного края;
  4. Воспитывать чувство гордости за свой город и его героев;
  5. Сформировать у детей такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Работу с детьми проводила по следующим  темам: «История города», «Достопримечательности Старого Оскола», «Герои нашего края».

С целью решения поставленных задач, в группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует лучшему усвоению знаний об истории и традициях родного края: оформлены библиотека детской литературы на военную тематику, альбомы для рассматривания с детьми на темы «Экскурсия по Старому Осколу», «Оскол раньше и сейчас», «Герои Старого Оскола», «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» и др.; созданы дидактические игры по военно-патриотическому воспитанию («Военные профессии», «Техника военных лет», «Карта памятных мест Старого Оскола» и др.), настольно-печатные игры («Танковое сражение», «Пройди по минному полю» и др.); в игровых уголках имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно ролевых игр, которые помогают закрепить знания о военной форме, об особенностях армейского быта.

Задачи по нравственно-патриотическому воспитанию реализую через все направления развития (познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-творческое, физическое), а также через организацию разнообразной детской деятельности (познавательно-исследовательской, творческой, игровой и др.).

Мною разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому направлению развития.

Реализация содержания работы происходит в разнообразных формах: в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время бесед с детьми, чтения и обсуждения художественной литературы, при составлении творческих рассказов о войне, во время экскурсий или пешеходных прогулок к местам боевой славы, в военно-патриотических играх. Организую встречи детей с ветеранами, тематические выставки, праздничные мероприятия. Использование такого многообразия форм способствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми, благотворно влияет на воспитание патриотических чувств.

Наш город богат достопримечательностями, памятниками, к которым мы часто ходим с детьми на экскурсии: это и мемориальный комплекс у Атаманского леса (создан в память защитников Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков), и аллея Славы, где расположены бюсты старооскольцев, получивших звание Героя Советского Союза, и стелла, созданная в честь присвоения Старому Осколу звания «Город воинской славы» в 2011 году, и памятник женщинам-железнодорожницам (создан в память о строительстве «Дороги мужества»), памятник «Скорбящей матери» (создан в память о расстреле мирных жителей в годы войны). Вместе с детьми мы посещаем краеведческий музей, музей боевой славы при православной гимназии.

Безусловно, начинается патриотическое воспитание в семье. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.

Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным городом провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Я разработала перспективный план, в который включены родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, разнообразные творческие конкурсы и выставки. В группе создана библиотека для родителей на тему «Как рассказать ребенку о войне». Кроме того, в преддверие Дня Победы оформляю специальный номер «Газеты для родителей», посвященный этому значимому событию в истории России.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомя детей с родным краем, с его историко-культурными особенностями, я формирую у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь самое яркое впечатление, о родном крае полученное в детстве, не редко остается в памяти на всю жизнь.

Литература:

  1. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду./ М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
  3. Гражданское воспитание в ДОУ. / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148 с.
  4. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образования детей-инвалидов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день  в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации интегрированного обучения и воспитания ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского...

Консультация Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

«Духовно – нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения »

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленнос...

«Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»

  Патриотическое  воспитание  подрастающего поколения всегда являлось   одной из важнейших задач современного образования. Понятие патриотизма  многогранно по свое...

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...