Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»
проект по окружающему миру по теме

Наталья Ивановна Тыщенко

Аннотация в статье

В статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федерального государственного стандарта образования как системы требований к образовательной системе, ориентированной не на обязательный минимум содержания образования, а на целостную систему нормативно-закрепленных обязательств по достижению планируемых результатов образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyshchenko_n.i._statya.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 муниципального образования Каневской район

IV педагогические чтения «Формирование инновационной образовательной среды как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

на  тему «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

подготовила: старший воспитатель МБДОУ детского сада № 2

                       Тыщенко Наталья Ивановна

ст.Каневская

2016 год

Н.И. Тыщенко, старший воспитатель

МБДОУ детского сада  № 2

Кранодарский край, станица Каневская

Аннотация в статье

В статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федерального государственного стандарта образования как системы требований к образовательной системе, ориентированной не на обязательный минимум содержания образования, а на целостную систему нормативно-закрепленных обязательств по достижению планируемых результатов образования.

Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В основе профессиональной деятельности педагога должно лежать осмысление новой идеологии федерального государственного стандарта образования как системы требований к образовательной системе, ориентированной не на обязательный минимум содержания образования, а на целостную систему нормативно-закрепленных обязательств по достижению планируемых результатов образования.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.  Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович,      М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника  и, следовательно, и повышение качества его образования.

         Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

          К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой нравственного развития личности дошкольников и формирования у них эмоциональной отзывчивости, этических норм и правил. Ребёнку надо ощутить запах травы, пение птиц, увидеть красоту весенней природы.  Именно действенное общение ребенка с природой научит его жить в гармонии с окружающей действительностью

          В сентябре 2014 года  творческой группой МБДОУ детского сада № 2 был разработан  и внедрен проект по организации экологического пространства на тему «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Тип проекта:   исследовательский, долгосрочный.

Проблема:    заключается в невозможности формирования осознанно правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста без создания развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей.

Осознанно правильное отношение к природе у детей дошкольного возраста строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Опираясь на исследования А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, которые ввели понятие «педагогического метода» считаем, что организация развивающей экологической среды выступает как метод экологического воспитания лишь в том случае, если эта деятельность выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

         Цель проекта:  формирование первоначальной системы ценностных ориентаций у дошкольников, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления.

         Задачи:

- создание условий для экологического образования дошкольников;

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

       Участники проекта:

-воспитанники МБДОУ

-администрация и педагогический коллектив МБДОУ

-родители.

       Предполагаемый результат:

-для ребенка – положительная динамика качества воспитания и обучения; индивидуальный, дифференцированный подход, успешность;

-для родителей – положительная оценка педагогов со стороны родителей, оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом;

-для педагогов – активность, выявление своего стиля деятельности, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, стремление повышать свое педагогическое мастерство, успех и удовлетворенность педагогов собственной, новой траекторией профессионального роста.

      Основные функции участников проекта:

- воспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют нравственные ориентиры, осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.

-  музыкальные руководители через современную и классическую музыку, через произведения изобразительного искусства, оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников, направленную на сохранность и рациональное использование природы.

- родители принимают непосредственное участие в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи в организации экскурсий, выездов на природу, проведение экологических гостиных, создание семейных экологических проектов и т.д.

- старший воспитатель осуществляет планирование, анализирует и корректирует деятельность, обеспечивает преемственность со школой, взаимодействие с социумом.

- медицинская сестра обеспечивает охрану жизни и здоровья, корректирует физическое благополучие в процессе общения с природой.

- заведующий осуществляет контроль за работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово-экономическую деятельность, образовательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями.

          Структура проекта:

- Профессиональная подготовка педагогов.

- Создание необходимой эколого-развивающей среды.

- Организация взаимодействия с родителями.

- Взаимодействие с социумом

- Работа с детьми

        Основные аспекты реализации эксперимента:

1. Профессиональная подготовка педагогов.

          Педагоги детского сада, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них пространственно – развивающую среду, - это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников.

          Для обеспечения результативности осуществляемого в МБДОУ эксперимента необходимо повысить профессиональный уровень экологического образования воспитателей и специалистов детского сада.

2. Создание эколого-развивающей среды.

           Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении способствует правильная организация и экологизация развивающей среды, которая способствует:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

        Правильно организованная развивающая среда является методом

экологического воспитания: она, прежде всего, приучает детей

систематически думать и реально заботиться о растениях и животных,

находящихся в одном с ними жизненном пространстве.

Благоустройство территории вокруг МБДОУ в период с 2014 по 2017 г.г.:

Год

Клумбы,  аллеи  и другое

2014 (осень)

клумбы

2014 – 2015

Огород, уголок леса, сада, создание искусственных мини-водоемов, уголок доктора Айболита (лекарственные растения)

2015 – 2016

Экологическая тропа

2016 - 2017

Ландшафтные композиции

3. Организация взаимодействия с родителями.

        Экологическое воспитание является не только одним из приоритетных

направлений в работе дошкольного учреждения, но и важным процессом

непрерывного развития экологической культуры родителей, так как семья

играет главную роль в жизни ребенка.

       Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особое

внимание - на совместную деятельность детей и родителей, так как именно

через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того,

она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому

сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать

себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому

лучше понять ребенка. Пропаганда экологических занятий – это

формирование экологического мировоззрения, практических навыков

природопользования, экологической культуры родителей, которые являются

для детей самыми большими авторитетами.

          С целью повышения уровня экологической культуры родителей планируется проведение ряда мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности и пропаганду экологических знаний.

4. Работа с детьми.

       Система работы по экологическому воспитанию детей представляет собой

следующее: организованное обучение, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность дошкольников. Все эти направления органично дополняют друг друга и не могут существовать одно без другого.

5. Взаимодействие с социумом.

        Экологическое образование не является изолированным направлением в

работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, поэтому возникает необходимость экологизации всего образовательного процесса и налаживания сотрудничества с другими организациями. Кроме того, координация деятельности дошкольного учреждения с социумом приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи МБДОУ, тем эффективнее его работа.

       Сотрудничество детского сада с другими организациями поможет учреждению и коллективу стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования станицы.

        Ожидаемые результаты:

1.Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.

2.Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки, сформированности у них ценностных ориентаций.

3.Организована развивающая среда, способствующая нравственно –экологическому развитию детей.

4.Будет разработан дидактический комплекс (конспекты образовательной деятельности, праздников, развлечений, образовательные проекты, рекомендации, консультации, дидактические игры, пособия и др.)

5. Повысится уровень экологической культуры родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

Сегодня учеными уже доказано, насколько состояние всего нашего глобального мира напрямую зависит от уровня духовности и нравственности людей. Когда мы говорим о «духовности», «духовном развитии», гово...

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Создание экологического пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию,самый важный аспект полноцежости развития личности - это экологическоевоспитание подрастающего поколения.  Основная задача эк...