Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    статья "ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ."

    Барская Светлана Николаевна

    Сказка для детей детского сада

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_barskoy_2016.doc145.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Барская С. Н.,

     МБДОУ д/с комбинированного вида № 399, г.о. Самара (Россия)

    Barskaia S .N.

    MBDOU d/s combined type № 399 g.o.Samara (Russia)

    Аннотация: В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость принимает игровая деятельность детей. В нашей практике мы организовали кружковую работу таким образом, что нам удалось эффективно и гармонично сочетать игровую деятельность, художественно-эстетическое и личностное развитие детей 5-7 лет. 

    Ключевые слова: развитие личности детей дошкольного возраста, художественно-нравственное развитие, игровая деятельность.

          Annotation: In the implementation of the FSES of pre-school education a special importance takes the play activity of children. In our practice we organized hobby groups so that we were able to effectively and harmoniously to combine gaming activity, aesthetic and personal development of children 5-7 years.

    Keywords: the development of personality of children of preschool age, artistic and moral development, play activity.

    ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    (THE ORGANIZATION OF THE CIRCLE "MAGIC STRINGS" AS A MEANS OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF CHILDREN OF 5-7 YEARS IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION)

    Кружок «Волшебные ниточки» начал свое существование под моим руководством в сентябре 2014 года.  В прошлом году мы  разработали и провели диагностическую работу с целью изучить уровень развития личности детей 5-7 лет, начавших посещать кружок «Волшебные ниточки». Нами были выделены для диагностики следующие критерии:

    -Уровень сформированости словаря;

    -Понимание значений приставочных глаголов (шить, вышивать, подшивать…);

    -Употребление слов- действий;

    -        Умение образовывать относительные прилагательные(нить - (какая) - шёлковая, вискозная, хлопковая…).

    Кроме этого мы провели изучение уровня развития следующих умений у детей , пришедших на занятия по вышиванию, таких, как умение различать по качеству ткань: (хлопок, шерсть, шёлк, плащевая…);умение подбирать гамму цвета для изображения; подготовка ткани к вышивке – (стирка, глажка, перенос рисунка на ткань); закрепление ткани в пяльцы;собирание пряди в 2 или 4 сложений; оформление края салфетки бахромой; вдевание нити в иглу; вышивка в виде прямой линии на модели из картона с дырочками; вышивка узоров на картонной модели и др.

    На данном этапе исследования мы выяснили, что у 89% детей 5-7 лет низкий и средний уровень по перечисленным выше критериям, а умения в вышивке полностью и частично отсутствуют у 95% детей. Нами было отмечено, что дети не знают , не могут описать вербально ощущения от прикосновения к ткани. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения теряются, при необходимости выполнять работу руками. В процессе работы мы заметили такие личностные особенности детей как вербальная и невербальная агрессивность, низкий уровень коммуникативной культуры, эмоциональная скованность. Процесс занятия вышивкой представлялся нам как увлекательное дело, полное творчества, положительных эмоций, удовольствия от коммуникаций в интересном творческом занятии. На практике стало очевидно, что занятие вышивкой для нас станет не трудной, но интересной психолого-педагогической работой.

    В соответствии с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, игрой, мы решили проводить занятия в кружке «Волшебные ниточки», основанные на игре. С этой целью мы разработали комплекс игр, в которые играли с детьми с начала основания кружка. К комплексу игровых занятий мы пришли в октябре 2015 года.  

             В процессе работы кружка мы изучили и овладели навыками вышивания следующими видами швов:  «вперёд иголку», «вперёд иголку в два приёма», «перелив - змейка», «петельный», «через край»,  «звёздочка», «крестик», «гладь» и др.

    Все эти виды швов вошли в комплексную дидактическую игру «Волшебный шов».

    Цель игры: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления, речи) у детей 5-7 лет в процессе игры.

    Задачи игры: -изучить различные виды швов;

                    -повысить уровень развития произвольного внимания, зрительной и оперативной памяти, быстроты и логики мышления, речевой активности у детей 5-7 лет;

                    -повысить уровень коммуникативно-личностного общения детей в процессе игры.

    Описание игры:

      Игра состоит из 8 карточек (14см х11см), на которых вышиты изображения определенным швом: (шарик – шов «вперёд иголка; солнышко – шов «»вперёд иголка в два приёма; ….») и 32 двухсторонние карточки (7х7), лицевая сторона один из выше перечисленных швов, обратная – кружок определённого цвета, по 8 карточек на каждого ребёнка. Также в комплект игры входит 4 – мини картины из сказок (15х12), которые включают в себя несколько разновидностей швов: (Теремок – швы «вперёд иголку…; Ветер по морю гуляет – «шов вперёд иголку»., шов «перелив -змейка»..)

    Дидактическая игра "Угадай шов"(Вариант 1)

    Дидактическая цель: изучение различных видов швов, развитие речевой активности, зрительной памяти, произвольного внимания.

    Игровая цель: правильно выбрать и назвать шов.

    Материал: карточки- картинки с изображением вышитых картин разными видами швов, двусторонние карточки с одним из швов, представленным на большой вышитой картинке.

    Описание игры:  Детям раздаются маленькие карточки по 8 шт. определённого цвета (обратная сторона цветной кружок). Ведущий кладёт в середину основную карточку с любым швом, ребёнок должен выбрать из своего набора карточек соответствующей шов, но не открывать, когда все дети определятся, только тогда можно по очереди открывать свои карточки.

    Методические рекомендации по проведению игры: необходимо подготовить основные карточки с изображением картин, выполненных разными видами швов и маленькие карточки с одним из видов швов.

    Дидактическая игра "Найди свою пару"(вариант2)

    Дидактическая цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, оперативной памяти, быстроты мышления, речевой активности.

    Игровая цель: правильно и быстро выбрать и назвать шов.

    Материал: карточки- картинки с изображением вышитых картин разными видами швов.

    Описание игры: Основные карточки разложены в разных местах, детям раздаются маленькие карточки с одним из швов. Задача - найти свою пару (или свой шов). Выигравшим считается ребенок, быстро и правильно нашедший себе парную карточку и правильно назвавший, вышитый на его карточке шов.

    Методические рекомендации по проведению игры: необходимо подготовить основные карточки с изображением картин, выполненных разными видами швов и маленькие карточки с одним из видов швов.

    Дидактическая игра "Вышивальное домино"(вариант 3)

    Дидактическая цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, оперативной памяти, быстроты мышления.

    Игровая цель: правильно и быстро выбрать нужный шов, положить его на игровое поле.

    Материал: 32 двусторонние  карточки, с вышитым на одной стороне швом.

    Описание игры: В игре принимают участие четыре ребенка. Все (32) карточки разложены обратной стороной,(рубашкой вверх). Карты перемешиваются и распределяются между игроками по 8 карточек между игроками. Посредством считалки выбирается ребёнок, чей ход будет первым. Ребёнок кладёт один из швов, следующий участник игры должен найти точно такой же шов и положить рядом и так далее, до тех пор, пока у игроков не закончатся карточки. Если у кого-то осталась карточка, этот игрок считается проигравшим.

    Методические рекомендации по проведению игры: необходимо подготовить двусторонние карточки выполненные разными видами швов.

    Дидактическая игра " Секретный шов"(вариант 4)

    Дидактическая цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, оперативной памяти, речевой активности.

    Игровая цель: правильно назвать наибольшее количество швов, вышитых на картине.

    Материал: 24 мини-карты с вышитым  швом, 3 больших вышитых картинки, вышитых различными швами.

    Описание игры:  В игре три участника. Каждому из детей предлагается  картина и 8 мини-карт. Ребёнок должен назвать швы, вышитые на той картине, которая досталась ему, показать карточки с соответствующими швами. Один ход- одна карточка со швом.  Выигравшим считается ребенок, правильно назвавший все швы, присутствующие на его картине.

    Методические рекомендации по проведению игры: необходимо подготовить 24 мини-карты с вышитым  швом, 3 больших вышитых картинки, вышитых различными швами.

    Дидактическая игра " Запомни шов"(вариант 5)

    Дидактическая цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, оперативной памяти, логическое мышление.

    Игровая цель: быстрее всех открыть все парные карты швов.

    Материал: 32 двусторонние  парные карточки, с вышитым на одной стороне швом.

    Описание игры:  В игре принимают участие от двух до восьми детей 5-7 летнего возраста. В игре так же могут принимать участие взрослые (воспитатель, родители и др.) Все (32) карточки разложены обратной стороной (рубашкой вверх) в четыре ряда, в каждом ряду 8 карт. Первый игрок открывает сначала одну карту, затем другую, наугад. Если случайно карты выбраны парные, то игрок забирает их себе и делает еще один ход. Если карты не совпали, то игрок переворачивает их снова рубашкой вверх, кладет на то место, где они лежали и ход переходит к следующему игроку. Второй игрок открывает тоже две карты. Важно запоминать, какие швы где находятся.  Надо открыть две парные карты с одним вышитым швом .Игра продолжается, пока все карты не разберутся игроками. Выигрывает тот участник, у кого наибольшее количество карт.

    Методические рекомендации по проведению игры: необходимо подготовить 32 двусторонние парные карты.

    Пример карточки представлен на рисунок 1.

    Рисунок 1. Пример игровой карточки.

            Данный комплекс игр очень понравился детям. Мы играем на каждом занятии с октября по декабрь 2015 года. Диагностировать промежуточные результаты проведения комплекса игровых занятий и изучения влияния занятий вышивкой на развитие личностных качеств планируется в 2016 году. На сегодняшний момент , по результатам наблюдения за детьми воспитателей, родителей, становится очевидно, что организация целенаправленной кружковой работы «Волшебные ниточки» способствует развитию личности детей 5-7 лет.

    Список литературы:

    1. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Волгоград, 2012 г. 

    2. Новикова И.В.  «Обучение вышивке в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2010.

    3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. . [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".

    Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим...

    Как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать патриотические и нравственные основы личности. Проект: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

    В данной статье имеются материалы по риобщению дошкольников к русской народной  культуре. Участники данного проекта -дети 5-7лет, воспитатели, родители....

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

        Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...

    Проект «Система сохранения и укрепления психологического здоровья старших дошкольников через развитие эмоционально - личностной сферы детей с бронхолегочной патологией в условиях дошкольного образовательного учреждения»; рецензия на проект

    Проект ориентирован на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников через активное использование в образовательном процессе современных психолого-педагогических здоровьесберегающих ...

    Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

    Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...