открытого занятия из изобразительной области «Познание» на тему: «Беседа о картофеле» старшая группа
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Тема:

«Беседа о картофеле"

Задачи:                   

 

 

 

Ход занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал и оборудование

 

Дать детям представление о происхождении картофеля, приёмах   его возделывания. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая).

 Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

Я сообщаю детям, что получила письмо, и зачитываю его: «Здравствуйте. Ребята! Я знаю, что вы очень умные. Сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое – что рассказать интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре – самолете. Ваш профессор Огород».

Ребята, какое загадочное письмо, - говорит воспитатель, - интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости? Дети отвечают: Да, полетим.

А чтобы наши пальчик крепко держались друг за другом, мы их разомнем (пальчиковая гимнастика):

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний.

Безымянный и последний.

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

Теперь садитесь на ковер, закрываем глазки, взялись за руки и представляем, что мы летим над лесом, озером, лугом.

В это время звучит тихая музыка, воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку и превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.

Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте! Ребята, а вы откуда? А вы знаете, куда вы прилетели? Правильно, а лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я (показывает визитку на груди). У нас в лаборатории все имеют визитки. Я и для вас заготовил. (Дети получают заранее приготовленные визитки, приклеивают скотчем на одежду). Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ

На грядке вырастает куст.

Покопай немножко

Под кустом… (картошка)

Что у меня в руке? Дети, а вы знаете, откуда у нас появился  картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Усаживайтесь поудобнее и слушайте.

 Давно это было: 500 лет назад из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В честь его устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани. Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, он появился и простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Много трудов надо приложить, чтобы вырастить картофель. Наверняка у вас есть дачи, или вы ездите к бабушке в деревню и видите, как и что надо делать, чтобы собрать урожай картофеля. Чтобы посадить картофель, надо вскопать землю, удобрить ее, потом пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастет, его надо окучить. Это делают для того, чтобы взрослый куст не развалился, и для рыхления почвы; картофель, как и всякое другое растение. Следует поливать. А теперь физкультминутка:

Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторить:

Руки вверх и потянулись,

Наклонились, разогнулись,

Вдох и выдох – улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы.

Какого он цвета, Лена (Оля, Сережа)? А какой формы, Женя (Валя, Сережа)? Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это – как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Лены волосы светлые, а у Жени потемнее. Валя высокая, а Оля пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

Какой картофель на ощупь, Сережа (Оля)? Что есть у картофеля, Валя (Лена, Женя? Правильно, есть выемки. А теперь будем играть в игру «Собери урожай». Встаньте свободно. Картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперед.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показывайте, как растет картофельный куст.

Ветер сильный дует – качайте вытянутыми в сторону руками.

И грохот гром – потопаем ногами, -

А картофель это нипочем.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает – тянемся – потянемся вверх.

Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего разрешения. Ребята, вот мы собрали урожай, а какие вы знаете блюда, которые мы можем приготовить из картофеля? (Дети перечисляют).

Как много вы знаете блюд? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал. Что содержится в картофеле, Сережа (Лена, Валя)? А как вы думаете, для чего нужен крахмал? Правильно, крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты. Вот сравните две салфетки: одна накрахмаленная, а другая – нет. Заметили разницу?

Ребята, а вы сможете отличать крахмал от муки? Посмотрите, у вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал.

Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и не вдыхайте. Даю время на обследование…

А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. А теперь скажите, чем они отличаются. Чем похожи?

Ребята, а вы знаете, как получить крахмал? Давайте вместе получим его. Берем заранее натертый картофель, он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. На этот опыт требуется время, поэтому я вам отдам эту баночку с собой в группу, и вы посмотрите, что произойдет в ней. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым. (А теперь разгадаем загадки). К сожалению, ребята, у меня закончилось время, и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер – самолет и отправляйтесь в группу. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

(В это время воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку.)

Открываем глаза. Ребята, а я от вас отстала, и вы улетели без меня. Где же вы были? А зачем у вас на груди наклеены какие – то листочки с вашими именами? Что вы там узнали? (Дети наперебой делятся своими впечатлениями, рассказывают об услышанном.)

Ребята, вы такие молодцы. Теперь я тоже буду знать о картофеле: он родился в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Валя, а зачем тебе какая – то баночка в руках? Ах, это для опыты. Хорошо, будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз…А теперь поиграем в дидактическую игру «Угадай на вкус».

 

Коврик, конверт с письмом, картинка с изображением картофеля, халат, очки, папка, ручка, пейджики, поднос с клубнями картофеля, 2 салфетки (одна накрахмаленная), 2 тарелки: одна с мукой, другая с крахмалом; нарезанные кусочки овощей для игры: капуста, картофель, свекла, морковь, редька; терка, стакан с водой; натертый картофель (посиневший).