Конспект занятия "Космонавтом быть хочу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данное занятие можно использовать в ходе реализации комплексно-тематического планирования по тема "Космос" в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx16.09 КБ
Microsoft Office document icon material_dlya_realizacii_temy_kosmos.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Я космонавтом стать хочу»

Цели и задачи:

Использование полученных знаний о космосе и о профессиях через проектную деятельность

Закрепление полученных знаний о планетах, и Солнце;

Содействие активному использованию в речи разных типов предложений; диалоговая речь;

Научить детей брать на себя роль ведущего;

Совершенствование партнерских отношений между детьми в процессе деятельности

Материалы и оборудование:

Портреты космонавтов; наборы геометрических фигур, вырезанных из бумаги – на каждого ребенка. Большой образец- чертеж ракеты (демонстрационный материал); диск со спокойной «космической музыкой»; обруч. Заранее заготовленные сертификаты для детей о том, что» они прошли подготовку в космонавты и готовы к полету в Космос»; фотографии космонавтов в Космосе и в процессе подготовке.

 Ход занятия

«Ребята, вы уже узнали о многих профессиях. Много узнали о Космосе, даже составляли макет Солнечной системы. Сегодня мы с вами совершим еще одно, последнее Космическое путешествие и вспомним профессию космонавт. Портреты людей- космонавтом вы видите на доске.

50 лет назад в Космос полетел первый человек. Кто помнит, как его звали? Правильно Ю.А. Гагарин. Найдите его портрет. Кто-нибудь из вас мечтает быть космонавтом? А каким должен быть настоящий космонавт? (Дети называют качества, которые, по их мнению, должны быть у космонавта: сильный, смелый, выносливый, умный…) Космонавтами могут быть только очень здоровые и выносливые люди. Подготавливают космонавтов в специальной центре, который так и называется «Центр подготовки Космонавтов» (показываются фотографии). Там есть специальные тренажеры, на которых космонавты тренируют свою выносливость и смелость. Сейчас я вам предлагаю представить, что мы с вами космонавты .

 Игра «Карусель»

Встаньте, пожалуйста парами, лицом друг к другу. , возьмитесь за руки. Теперь идите медленно по кругу. Теперь побыстрее….еще быстрее…..замедляйтесь…еще… Молодцы. Какие у вас ощущения? У кого закружилась голова? Значит у вас слабый вестибулярный аппарат и его надо разрабатывать. У настоящих космонавтом вестибулярный аппарат должен быть сильным. Для начала предлагаю начать с физкультминутки.

Физкультминутка

Ты сегодня космонавт

Начинаем тренировку.             Ходьба на месте

Чтобы сильным стать и ловким

Мы отправимся на Марс,

Звезды в гости ждите нас.

Три, два, один… летим             подняться на носки, руки вверх

В невесомости плывем

Мы под самым потолком            имитация полета

К Марсу путь был очень длинным,

Стоп! Выходим из кабины

Мы с полета возвратились          сесть на корточки

И на Землю опустились.

Отлично, молодцы!

Появляется гном Кнопкин

ГНОМ КНОПКИН: «Здравствуйте, ребята. Я слышал вы хотите стать космонавтами? Это здорово. Вы правы, космонавты должны быть очень смелыми, сильными, выносливыми и внимательными. А без чего же никак нельзя обойтись в Космосе? (ответы детей)

Космонавты совершают свой полет на ракете, космическом корабле. Их делают в специальных мастерских. Предлагаю вас туда отправится.

Дети переходят в учебный класс и рассаживаются за столами.

«Построй ракету»

ГНОМ КНОПКИН: Перед вами на столах лежат чертежи ракет. Давайте посмотрим из каких геометрических фигур она составлена. (Дети называют геометрические фигуры).

В ваших конвертах лежат наборы из геометрических фигур. Достаньте их и попробуйте составить из них ракету, как на чертеже. (Дети выполняют задание Воспитатель включает «космическую. музыку»)

Ждут нас новые ракеты, для прогулок по планетам.

 На какую захотим, на такую полетим!»

Молодцы ребята, вы справились с заданием и теперь можно отправляться в путешествие. Проходим на стартовую площадку. (Ковер)

Игра «Полет на ракете»

На ковре лежат два или три обруча (в зависимости от количества детей).

«Сейчас мы с вами разделимся на команды по 4 человека. У каждой команды космонавтом - своя ракета- обруч. (Воспитатель делит детей на команды).

Космонавты, прошу занять свои места в ракете…

Начинаем отчет:: 1…2…3……….10

Что- то наши ракеты не летят? Наверно нужен еще и обратный отчет. Помогайте мне, ребята (дети вместе с воспитателем и гномом Кнопкиным считают вслух от 1 до 10)ПУСК!!! Полетели. Дети под музыку имитируют движения полета.

«Представим полет. Что мы можем увидеть вокруг? (ответы детей).

А теперь космонавты парят в невесомости. (Дети выходят из обруча и каждый двигается самостоятельно, медленно и плавно кружиться в свободном «полете»).

ГНОМ КНОПКИН командует: «Уважаемые космонавты. Ваш полет окончен. Пора возвращаться на Землю» (Дети снова занимают места в ракетах и садятся на корточки, изображая приземление).

На следующем занятии дети занимались экспериментированием.» Почему день? Почему ночь?»

Играли в Космических поваров. Ведь космонавтам нужна специальная, здоровая еда.

Салат «Солнечный»

Немножко сочной белой капусты,

Немножко тертой сочной морковки;

Немножко помяли, немножко пожали.

Сверху яйцо покрошили немножко.

Соли щепотка, да сахарку…

Лучики сделаем соломкой хрустящей…

Вот и солнечный салат готов»!

Дети под контролем воспитателя готовили салат и потом угощали им весь коллектив.

Проект проходил несколько дней И каждый день дети выполняли разные задания. Родители тоже принимали активное участие в проекте. Некоторые дети вместе с родителями подготовили дома альбом по профессии «Космонавт», кто- то принес интересные поделки, работы, рисунки. В детском саду в течении месяца проходила выставка творческих работ, сделанных вместе с родителями. Конечно же не забыли и про Гнома астронома - Кнопкина.



Предварительный просмотр:

Материал для реализации  познавательного проекта «Космос»

("Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко")

Содержание

Обучающий компонент. Солнце - большая звезда. Планеты Солнечной системы. Земля - планета жизни. Солнце - источник света. Солнечный лучик. Радуга. Свет и тень. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Солнце-"художник" (почему листья зеленые). Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). Животные, обитающие в условиях отсутствия или недостатка света (ночные, подземные), их особенности. Солнце - источник тепла. Температура, термометр. Животные, растения, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Сезонные изменения в природе и в жизни человека. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон: лесной, пустынной. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями (с точки зрения их обеспеченности светом и теплом). Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота закатов и восходов Солнца, радуги; умение определять "настроение" природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.

Методические рекомендации по проведению занятий Тема "Солнце и я"

Цель. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека.

Наблюдения на прогулке

В течение нескольких дней во время прогулок обращайте внимание детей на солнце. Какая погода - солнечная или пасмурная? Какое солнышко сегодня - яркое, на него нельзя смотреть, или скрыто в дымке? На что оно похоже? Какое настроение у детей в солнечную погоду и в пасмур-ную? Одинакового ли цвета деревья, здания при разном освещении? Согревает ли нас солнце? Где оно - высоко на небе или низко? Когда мы говорим, что солнце стоит высоко, а когда - низко? На одном ли месте находится Солнце в течение дня? В каких местах двора солнце бывает дольше всего в разное время года? Пусть дети найдут наиболее затененные и наиболее освещенные участки. Почему в этих местах обычно бывает тень? Обращайте внимание детей на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения хорошо проводить периодически в сравнении в разные времена года.

Литература

1. Прочитайте и обсудите с детьми словацкую сказку "У солнышка в гостях".

Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.

- Куда это солнышко девалось? - говорят.- Нужно его поскорее на небо вернуть.

- Где же вы его найдете? - закудахта-ла наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?

- Знать-то мы не знаем, а кого встретим - того спросим,- ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зерныш-ко, в сумочке - маковинка. Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спинке - хатка стоит.

Остановились цыплята и спрашивают:

- Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?

- Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.

А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:

- Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:

- Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.

- И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!

- А ты знаешь, где солнышко живет?

- Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой живет! - затрещала сорока.

Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

- Заяц, заяц,- запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.

- Я-то не знаю, но вот моя соседка утка - та, наверно, знает: она около ручья в камышах живет.

Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.

- Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул заяц.

- Дома, дома! - закрякала утка.- Все никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.

- А мы как раз солнышко идем

искать! - закричали ей в ответ цыпля-та, сорока и заяц.- Не знаешь ли, где оно живет?

- Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет - он знает.

Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А еж сидел под буком и дремал.

- Ежик, ежик,- хором закричали цыпля-та, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?

Подумал еж и говорит:

- Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком - большая гора. На горе - большое облако. Над облаком -серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!

Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.

- Месяц, месяц,- закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж,- покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:

- Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!

- Кто под окошком кричит? - спросило солнышко.- Кто мне спать мешает?

- Это мы - цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить - утро настало.

- Ох, ох!..- застонало солнышко.- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу...

Услыхал про это заяц - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка - давай солнце водой умывать.

А сорока - полотенцем вытирать.

А еж давай колючей щетинкой начищать.

А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо - чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.

Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.

А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются.

Кто не верит, пусть посмотрит - бегают по двору цыплята или нет?

Обсуждение сказки. Попросите детей рассказать, для чего героям сказки так необходимо солнышко, почему они к нему хорошо относятся. Обратите внимание на слова "и всюду стало светло и тепло".

2. Прочитайте стихотворение и предложите детям объяснить, почему нельзя будить солнышко и что значит "весь день оно трудилось"?

Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало - принялось за дело:

Обошло всю землю

И устало -

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди,

У солнца сон - минуты,

Не шуми,

Весь день оно трудилось.

3. Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение К. Чуковского "Краденое солнце".

Рисование, литература, музыка

Прочитайте детям стихотворение Ю. Марцинкявичуса "Рисунок", сопроводив чтение в качестве фона тихой, грустной музыкой. Хорошо, если погода за окном в день рисования соответствует настроению стихотворения. Подберите картину, отражающую описанный автором пейзаж, обсудите настроение, какое оно вызывает. Затем предложите детям нарисовать "в альбоме солнце и березы", чтобы и в вашем доме в морозы появилось лето. Сравните "настроение" детских рисунков с "настроением" картины, которую вы показывали в начале занятия.

Ю. Марцинкявичус Рисунок

Тихо кружат в мокрой чаще

Листья друг за другом,

И все дольше,

И все чаще

Дождь висит над лугом.

Потемнели лес и нивы,

И темны поляны,

И плывут,

Плывут лениво

Сизые туманы...

Нарисую я в альбоме

Солнце и березы -

Вот и будет

В нашем доме

Лето жить в морозы!

Продолжение блока занятий "Солнце"

Блок занятий "Солнце"

Тема "Солнце - большая звезда"

Цель. Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Ход занятия

Начните занятие с вопроса: "Бывают ли солнечные лучи ночью?" Нет. Солнечные лучи можно сравнить с детьми Солнца (это сравнение часто делают сами ребята). "А что такое Солнце? Солнце - это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас. Кто из детей наблюдал ночью на небе звезды? Солнце - это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Вспом-ните рисунки с изображением дома-природы и обычного дома, с которыми вы познакомились на занятиях блока "Я и природа". С чем мы сравнивали свет солнца? (Со светом лампы.) Чтобы понять, почему со-лнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд - нет, еще раз прибегнем к сравнению Солнца с лампой, например настольной, и проведем наблюдение (можно вместо настольной лампы воспользоваться фонариком).

Наблюдение

Цель. Помочь детям понять, почему мы хорошо видим Солнце и плохо - другие звезды. Наблюдение нужно проводить в сумерки. Поставьте на

окне настольную лампу (фонарик). Пусть дети подойдут к ней как можно ближе. Возьмите какую-нибудь картинку или небольшой предмет (это могут быть даже линии, узоры на ладошке ребенка). Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видна картинка (предмет)? Теперь предложите им отойти в другой конец комнаты. Как теперь им видны свет и изображение на рисунке? Затем выйдите вместе с ребятами на улицу и постарайтесь постепенно отходить от окна с лампой. Чем дальше вы сможете отойти, тем более наглядным получится результат наблюдений. Дети наглядно убедятся, что при удалении от окна свет лампы становится все менее заметным, а различить элементы рисунка или очертания предмета становится все труднее (если, конечно, вблизи на улице нет других источников света). Можно найти такое расстояние, с которого свет будет практически незаметным (но для этого нужно отойти на очень большое расстояние).

Результаты наблюдения обсудите в группе. Еще раз вспомните, как исчезали лучи света при удалении от окна. Когда дети находились близко от лампы, они хорошо различали свет, могли видеть друг друга, рассматривать рисунок и т. д. А вот на улице все это сделать было уже труднее. Чем дальше вы удалялись от окна, тем слабее становился свет лампы. Это наблюдение помогает по-нять, почему солнечный свет доходит до нас, и мы хорошо видим Солнце, в то время как другие звезды мы можем наблюдать только ночью на фоне темного неба, а их свет не способен превратить ночь на Земле в день. Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как мы от настольной лампы, когда стоим рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли, как мы - от настольной лампы, если на улице отойдем очень далеко от окна.

Обратите внимание детей на то, как вечером горят огоньки в окнах домов. Их сотни, все они светят, но, если мы выключим свет в своей комнате, мы ничего не увидим. Все огоньки в окнах будут для нас всего лишь светящимися точками. А для тех, в чьих квартирах они горят,- это яркие лампы, освещающие комнаты. Если мы в гостях у друзей смотрим на окно своей квартиры, наша люстра тоже превращается в маленькую точку, хотя мы точно знаем, что это большая яркая лампа.

Продолжение блока занятий "Солнце"

Продолжение блока занятий "Солнце"

Тема "Солнце и планеты"

Цель. Познакомить со строением Солнечной системы.

Материал и оборудование. Глобус, рисунки с изображением планет Солнечной системы (желательно на каждого ребенка), пластилин разных цве-тов, картон, цветная бумага, фломастеры.

Перед занятием сделайте основу для макета Солнечной системы: на листе картона отметьте точку, в которой будет размещаться Солнце, и вокруг него концентрические круги разного цвета - орбиты, по которым движутся разные планеты. Из оранжевой бумаги вырежьте круг - Солнце, которое вы затем поместите в центре макета.

Ход занятия

Рассмотрите вместе с детьми глобус. Как называется наша планета? Земля. Но Земля - это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете?

Предложите детям познакомиться и с другими планетами. Рассмотрите с ними рисунки с изображением Солнечной системы, назовите планеты, но не требуйте, чтобы дети сразу запомнили их названия. Обратите их внимание на то, что все планеты движутся вокруг Солнца по кругу - пусть каждый пальцем покажет на рисунке путь какой-нибудь планеты. Затем приступайте к созданию своего макета Солнечной системы. Расположитесь с основой макета так, чтобы каждый ребенок мог участвовать в работе - имел доступ к листу картона. Сначала разместите в центре макета оранжевый круг - Солнце. Затем раздайте детям пластилин разных цветов. Каждый ребенок (или небольшая группа - в зависимости от количества дошкольников) сделает свою планету. Цвет планеты должен соответствовать цвету ее орбиты. Например, Марс - красный, Земля - голубая (вспомните, что нашу планету часто называют голубой). Подскажите детям, какого размера должна быть их планета по сравнению с другими. Если сложно подобрать достаточное количество пластилина разных цветов, пометьте каждую планету кружочком цветной бумаги - опять же соответственно цвету орбиты. Итак, планеты готовы. Теперь нужно распределить их по орбитам. Пусть это сделают сами ребята, учитывая одинаковый цвет планет и их орбит. Размещая свою планету, ребенок должен сказать, как она называется (подсказывайте детям при необходимости). Затем обратите их внимание на то, что планеты находятся на разном расстоянии от Солнца. Найдите самую ближнюю (Меркурий) и самую дальнюю (маленький Плутон) от Солнца планеты. Особое внимание уделите расположению Земли. На какой планете будет больше света и тепла - на самой ближней к Солнцу или на самой дальней от него? Укажите, что слишком близко - очень горячо, слишком далеко - очень холодно.

Игра

Начертите на полу (или на асфальте) цветными мелками орбиты разных планет. Раздайте детям бумажные медали или короны с изображением планет (цвета планет и их орбит должны соответствовать тем, которые были на предыдущем занятии). В центре кругов стоит ребенок, изображающий Солнце. Предложите остальным детям-планетам занять свои места на орбитах. Если будут затруднения, еще раз вернитесь к рисунку из Атласа. Затем предложите детям разойтись в разные стороны и по сигналу воспитателя (например, светового сигнала фонариком или команды "Планеты - по местам!") построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая планета должна сделать круг вокруг Солнца. При этом обратите внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу. Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за год (от одного Нового года до другого). Чтобы наглядно показать это, возьмите большой календарь и по мере движения по кругу ребенка-Земли перелистывайте его страницы, называя месяцы. Таким образом, ребенок начнет двигаться в январе, а вернется на свое место в декабре.

Тема "Путешествие на неизвестную планету"<Путешествие на неизвестную планету>

Подготовительная группа

Автор: воспитатель II категории АНО ДО "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА "ЛАДА" Д/С N 159 "СОЛОВУШКА" Еременко Ж.Н. г. Тольятти

Программное содержание:

1. Учить сочинять рассказ по кляксографии, используя модель, предложенную воспитателем.

2. Развивать индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.

3. Формировать речь-рассуждение: объяснительную речь.

Ход занятия:

- Ребята отгадайте загадку:

Что за птица?

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Огненный хвост за собой несет.

- Ребята, зачем людям ракета? (чтобы полететь в космос)

- А вы хотите полететь в космическое путешествие?

- Что нам необходимо для этого сделать? ( Дети выбирают командира);

Д/упр "Собери вещи в полет";

Д/упр "Подбери слово"

- Командир и экипаж занимают места. Командир дает команду к пуску в космическое пространство. (Дети садятся в импровизированный космический корабль)

- Уважаемые космонавты, расскажите, что вы видите за бортом корабля.

(Дети составляют небольшие описательные рассказы ...)

- Сейчас мы приземлимся на неизвестную планету. Закройте глаза и начните отсчет времени...

Дети выходят из "корабля" и находят письмо и читают:

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей планете. Приглашаем вас в удивительное путешествие. Если вы найдете отгадки на все наши загадки, то узнаете название нашей планеты.

Дети находят конверты с заданиями, опираясь на условные обозначения.

1 задание: "Рифмочки - рифмовочки"

2 задание: " Заморочки из бочки"

- Как вы понимаете выражения? "Одна нога здесь, другая там" "Ворон считать" "Сгореть от стыда" и т.д.

3 задание: "На что похоже?" (прием кляксографии) Дети составляют рассказ по схеме.

4 задание: Д/игра "На какой планете ты хотел бы жить?"

После выполнения всех заданий, дети составляют из букв название планеты - "Рябинка" и возвращаются на Землю.

"Солнечная система".

Конспект интегрированного занятия
(познавательное развитие, развитие творческих способностей,
развитие речи) по программе "Детство", с использованием
развивающей педагогики оздоровления.

Автор: Копнина О.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N46. г. Белгогрод.

 

Программное содержание:Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе и какие планеты вращаются вокруг Солнца. Способствовать развитию речевого общения. Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов, развивать умение разгадывать загадки, развивать речь детей ,употребляя существительные в единственном и множественном числе. Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества, выполнять задания по словесному объяснению, формировать элементарный самоконтроль.
Оборудование: деревянные шарики (по числу детей), кассета с фонограммой (И.Крутой), фрукты: грейпфрут, гранат, виноград, апельсин, яблоко, мандарины. Ватман, цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны планет, карандаши, киндер-сюрпризы.
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: "Космос и человек", "Планеты Солнечной системы", заучивание стихотворения "Солнечная Семья".
Ход занятия:
Даю детям в руки деревянные шарики, дети идут по кругу, неся шарик в ладони, так чтобы он не упал (сопровождается музыкой). Когда музыка заканчивается, дети останавливаются, садятся в круг.


Вопросы:
1. Дети что у вас в руках?
2. На что похожи шарики?
(ответы детей).
Загадываю загадку: "Голубой платок, алый клубок
По платку катается, всем людям
улыбается".
Что это?
Правильно, солнце? А какое оно? (круглое,
теплое, жаркое).
А где находится Солнце? (в космосе, в небе)
А зачем нам нужно Солнце?
Солнце большое или маленькое?
Почему оно кажется маленьким?
(ответы детей.)
Гимнастика для глаз "Солнечный зайчик".

Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька Маленький, как крошка. Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать.

Дети вытягивают вперед ладошку.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движения пальца, который медленно прикасается сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении.

Вот закрыли мы глазаЗакрывают глаза ладонями.
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами Нежно согревает.
А сейчас отгадайте ещё одну загадку:
"Черная дорожка
Усыпана горошком." (звёзды.)
А когда мы можем увидеть звёзды?
Где они находятся?
Почему кажутся маленькими?
Что ещё есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы.)
А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система).
Что такое Солнечная система? (наша галактика).
Давайте вспомним, какие планеты есть в Солнечной системе, (вспоминаем стихотворение "Солнечная семья"). Вопросы:
Планеты одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи?
Игра на внимание "Звёздное небо".
Детям показывают изображение какого- либо созвездия, в котором отсутствует одна звездочка. Затем место первой картинки показывают вторую, полностью изображающую созвездие. Дети должны ответить какая звезда ещё зажглась.
Предлагаю детям подойти к столу и рассмотреть модель Солнечной системы.


Дети, как вы думаете, что это такое? (это фрукты).
Правильно, это фрукты, но необычные, они изображают Солнце и планеты Солнечной системы.
Грейпфрут - Солнце.
Гранат - Меркурий, Марс, Плутон.
Виноград - Венера, 3емля.
Апельсин - Юпитер.
Яблоко - Сатурн.
Мандарины - Уран, Нептун.
А сейчас мы превратимся в маленькие звездочки и полетим в космос.
Игра "Волшебные превращения"
Дети свободно расходятся и придумывают для себя образ. Ведущий считает:! 1,2,3. На счет 3 каждый должен замереть в избранной позе. Ведущий поочерёдно опрашивает каждого, угадывая образ и давая оценку исполнения. Прикосновением руки выводит из образа.
Предлагаю детям подойти к столу и посмотреть что там такое (на столе ватман на нем приклеено Солнце).
Чего не хватает? (планет).
Дети вырезают и приклеивают планеты на ватмане (самоконтроль).
Вопросы:
Какую ты Вика приклеила планету? А ты Саша, Игорь...
Но планетам скучно вращаться в одиночестве, туданеобходимо отправить космонавтов.
Даю детям человечков, они играют.
В заключении дети едят фрукты.

«ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ В ОПАСНОСТИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Автор: Бикбова Фания Мануровна, воспитатель II категории, Татарстан г. Набережные Челны МДОУ N 70 «ЯГОДКА».

 

Цель: -закрепить с детьми знания о природе,  нашей планете;
- дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными.
- продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы;
- опытническим путем закрепить знания о воздухе;
-развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
- воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность;

Ход занятия:

 Ребята, у нас у всех есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал 22 апреля. Это день рождения и защиты наших лесов, рек, озер, животных, птиц, насекомых – это день защиты нашей природы.
 Ребята, давайте поговорим о нашей планете. Как называется наша планета? (Земля). А какие еще планеты вы знаете? Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Наша планета – это огромный- преогромный шар.   Такой большой, что нужно много- много дней, даже месяцев, чтобы объехать
его вокруг. А почему нашу планету называют голубым шаром? (потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода). Земля- это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.
 Вопросы:

  1. Чего больше на земном шаре – воды или суши?
  2. Кто живет в морях и океанах? А на суше?
  3. А где на земном шаре живем мы с вами?
  4. Как называется наш город? Наша республика? Столица?
  5. А как называется наша страна?

Ребята, все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли. Но наша планета находится в опасности. На ней много больных мест.  Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет наша природа. Ребята, а как вы понимаете слово «природа»? Приведите примеры (солнце, воздух, вода, птицы…) Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить ( каждый берет по картинке и объясняет, к какой группе она относится)
Игра «живая или неживая природа»
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Ребята, а как вы думаете, мы – люди относимся к какой природе ( к живой). Докажите (он движется, растет, развивается, умирает, размножается). А чем отличается от животных ? (ответы). А как вы думаете, природа может жить без человека?( может). А человек без природы? (ответы).  Представим себе, если не было бы воздуха, то что случилось бы?  Давайте, сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы вдыхаем? Но что такое воздух? Какой он? А мы видим его? А может его и вовсе нет? Ребята, а давайте исследуем свойства воздуха.  Но сначала скажите, а почему мы его не видим? (прозрачный, невидимый). А что еще бывает прозрачным?  Давайте найдем прозрачные предметы в группе ( стекла в окне, стенки стакана) а теперь пойдемте вместе в лабораторию и проведем опыты.
Опыт N 1.
Воспитатель берет в руки стакан.
- Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой? А давайте проверим, так ли это.
Воспитатель ставит на столик банку с водой и стаканчик. Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? А почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? ( прозрачный, невидимый). Это первое свойство воздуха. Ребята, нам удалось увидеть воздух- невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Опыт N 2.
- Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (звук). Когда воздух дрожит, возникает звуки.
А что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получается звуки, в отличие от свиста – музыкальные.
 Ребята, звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (выводы)
 Ребята, скажите, а где чистый воздух: в городе или в лесу? А почему? (ответы)
Мы сегодня с вами начали говорить, что наша планета в опасности! Она требует помощи. А вы знаете сигнал бедствия? Я вам скажу: SOS(показать плакат). Это призыв о помощи. Как же мы сможем помочь нашей планете? Чтобы   помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. А что мы можем делать, чтобы воздух был чистым? (ответы). Что мы делаем для того, чтобы в группе был чистый воздух? А на участке? (ответы).
  А сейчас я хочу узнать: любите ли вы нашу природу, умеете ли заботится о ней.
Игра « сделай шаг»
Дети встают в один ряд. Воспитатель каждому задает вопросы,  если  игрок правильно отвечает – делает шаг вперед, если нет – остается на месте. ( 3-4 круга) 

  1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
  2. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
  3. Сколько ног у паука? (восемь)
  4. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
  5. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
  6. Как одним словом называют животных, которые живут с человеком?

     ( домашние)

  1. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей- кто это? (насекомые)
  2. Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка- кто это? (птицы)
  3. У какого дерева ствол белый? ( у березы)
  4. Как называется дом у муравьев? (муравейник)
  5. Что страшнее птице- голод или холод? (голод)
  6. Как называют человека, который лечит животных? (ветеринар)
  7. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  8. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  9. Карась, щука, сом, окунь- кто это? ( рыбы)
  10. Какая птица лечит деревья? (дятел)
  11. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
  12. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
  13. Чем питается бабочка? (нектаром)
  14. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
  15. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
  16. Сколько крыльев у жука? (четыре)
  17. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
  18. Какого цвета листья на деревьях зимой? (их нет)
  19. Какие яблоки растут на березе? (не растут)
  20. Какое насекомое питается кровью? (комар)

Ребята, дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Если да, то почему? Что ему угрожает? Чем мы можем помочь нашему городу? Завтра скажите, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?

Консультации для воспитателей  

«Волшебная астрономия»

Инновационный проект

Автор: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников МДОУ ЦРР-детского сада N75 города Костромы, Наталия Юрьевна Лебедева.

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла
 необходимость работы над проектом «Волшебная астрономия».
Перед нами возникла проблема:
Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.


Цель проекта:
Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Объект изучения стал
 неизведанный для нас мир Вселенной.
Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут является источником познания и умственного развития дошкольников.
Участники проекта:
-дети старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР- детского сада N75
-педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников и педагог-организатор по экологическому воспитанию дошкольников
-воспитатели старших групп
-родители детей.
Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект? 

 

Этапы работы над проектом
1 этап работы – подготовительный
1.1.Создание развивающей среды
Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2008 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия».
 Функции кабинета:
 Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.
Развивающая среда кабинета: модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко». Была произведена паспортизация кабинета.
Фотовыставка                                                    
Выставка детских работ  
Макет Солнечной системы
Карта созвездий   
Мини-музей «Космос будущего»
1.2. Составление перспективного плана проекта

Работа с детьми

Формы

тема

Место проведения

количество

1.Экскурсии

Аудиовизуальные программы

Костромской областной планетарий

4 раза в год

2.Наблюдения

Согласно плану

Территория детского сада

систематически

3.Занятия кружка

Согласно плану кружка «Волшебная астрономия»

Планетарная комната

1 раз в неделю

4.Занятия по познавательному развитию (по теме)

Согласно плану воспитателей

Планетарная комната, групповая комната

1 раз в месяц

5.Сюжетно-ролевые игры

Тема «Космос»

Групповая комната

систематически

6.Праздники 

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

7.Развлечения

По плану кружка
«Юный астроном»
«Земля наш дом»
«На планете веселых животных»
«Исследования новой планеты»

 

Планетарная комната

1 раз в квартал

Работа с родителями

8.Консультации

«Изучаем астрономию вместе с детьми»

Родительские уголки

1 раз в квартал

9.Открытое занятие кружка

по теме занятия

Планетарная комната

Январь, май

10.Дни открытых дверей

«В гости в «Волшебную астрономию»

Планетарная комната

1 раз год

11.Праздники

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

12.Экскурсия

«Жизнь космонавта»

Музей В.Н.Терешковой в Ярославской области

1 раз в год

13.Выставки, конкурсы

День космонавтики

Выставочный зал ДОУ

1 раз в год

Работа с воспитателями

14.Консультации

«Как познакомить дошкольника с наукой астрономия»

Методический кабинет

1 раз

15.Мастер класс

«Опыты и эксперименты на тему «Космос»»

Планетарная комната

1 раз

15.Смотр конкурс макетов

«Солнышко»

Мини-музей в планетарной комнате

1 раз в год

16.Беседы

«Познавательные странички»

Методический кабинет

систематически

17.Работа библиотеки

Литература по теме

Методический кабинет

систематически

2 этап работы – практический
Практический этап работы складывается из ряда направлений:

  1. работа воспитателей с детьми;
  2. работа педагога – организатора по интеллектуальному развитию в кружке «Волшебная астрономия»;
  3. взаимодействие с родителями и социумом.

Результаты проекта
Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.
По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Ресурсы:
Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями.
Научно-методические: Введение в науку «Астрономия».Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.
Кадровые: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физкультуре Тема: «В школу я пойду - грамотным, здоровым быть хочу»

Разработка физкультурного занятия для детей подготовительной группы (в рамках проекта "Преемственность ДОУ и школы)...

План-конспект на тему "Хочу быть космонавтом"

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звездам. Он стал первым человеком, совершившим полет в космос....

Конспект ННОД "Я здоровым быть хочу!"

Занятие для детей средней группы, преследующее следующие цели: формирование у детей бережного отношения к своему здоровью; создание условий для развития здоровье сберегающей компетентности дошкольнико...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» по теме: «Космонавтом быть хочу» в подготовительной к школе группе

Программные задачиОздоровительные задачи:1.       Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Обучающие задачи:1....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Я здоровым быть хочу!"

Здоровье - одна из главнейших ценностей в жизни человека. Именно по этому очень важно, чтобы наши дети не просто были здоровыми, но и знали, что и как надо делать, чтобы быть здоровым. Именно по этому...

Конспект занятия "Я хочу быть здоровым"

Конспект занятия для детей средней группы "Я хочу быть здоровым" ....