Конспект занятия по экологии "Живая Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кизил Марина Владиславовна

Занятие "Живая земля" является заключительным занятием к блокам: "Камни, глина, песок" и "Почва" В нём, на мой взгляд, удачно сочетаются различные методические приёмы: эксперементирование, наблюдение, волшебный сюрпризный момент, дидактическая игра (авторская), физкультминутка (авторская).  Это занятие хорошо подойдёт для открытого занятия с участием родителей, для мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_zemlya..doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Наш дом – природа»

Конспект открытого занятия

(в подготовительной группе)

“Живая земля”

Педагог доп. образования

по экологии  Кизил М.В.

Программное содержание:

Познавательные задачи.

  1. Познакомить детей с составом земли (то, по чему мы ходим) – камни, песок, глина, почва.
  2. Дать знания о том, что почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. Это самая плодородная часть земли, именно она питает, кормит растения.
  3. Дать знания о некоторых свойствах земли, глины, камней, почвы.

Развивающие задачи.

  1. Упражнять в умении сравнивать, анализировать.
  2. Формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы.
  3. Активизация словаря:  сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная и т.д.

Воспитательные, нравственные задачи.

  1. Учить детей работать парами, договариваться.
  2. Воспитывать любовь к земле.
  3. Учить видеть необычное в обычном.
  4. Формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

  1. Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями.
  2. Вода, ложечки для воды.
  3. Салфетки.
  4. Коктейльные трубочки.
  5. Поднос для смешивания.
  6. Дидактическая игра “Откуда горсть земли?”

Текст физкультминутки-

Кизил М.В.

Дидактическая игра «Откуда эта

горсть земли?» -

Губина Г.Н. и Кизил М.В.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

-Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.

  1. И топчут её, и режут её-

Она не серчает,

Добром отвечает.

                         2. Кто нам общая мать?           (Земля)

-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим.

-Почему говорят, что она всем добром отвечает?

-Почему землю называют мать-земля, матушка?

-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)

Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет?  Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.

Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите?

-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

2.Эксперементирование. (Форма организации – парами)

-Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория. ( Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки –  с песком, глиной, камнями, почвой)

-Ваша задача сегодня – работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.

-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)

-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?

-Сначала исследуем ПЕСОК.

Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)

-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.

-А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий?

-Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого?

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…….

(Пустыни)

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

***

-Что мы будем исследовать дальше?

 

-Давайте исследуем ГЛИНУ.  Как вы догадались, что это глина?

Внимательно рассмотрите её.

-Какая она? (твёрда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)

-Может это не глина, а камни?

-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?

-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить)

-Давным – давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.

3.Физкультминутка.

Повторить 2 раза.

РАЗ – и стану я Землёй, -

Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

Два – и в миг я глиной стану,

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе –

Не ходите вы по мне!

Три – сейчас я холм зыбучий,

Очень жёлтый и сыпучий,

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас, Никому не надо.

Пять – я почва  – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

***

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем –

Братья нам и мы друзья!

***

4. Продолжение экспериментирования.

- Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМУШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.

- Какие они?

- Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)

- А где живут камушки?

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

***

- Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней?

- В этой мисочке – ПОЧВА.

- Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)

- Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней  много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!

- Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).

Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.

- Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. ( ответы детей).

- А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.

- Что получилось? (земля).

- Все эти части необходимы земле. Почему?

- Молодцы, вы были хорошими учёными.

- Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему?

Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса.

- Земля – Это ещё и название наше планеты.

- Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. Только говорить давайте про себя.

Дети говорят добрые слова Земле. Поднос накрывается батиком.

- Ну, а теперь поиграем!

5. Игра: «Откуда эта горсть земли?»

Повторить 3-5 раз.

Описание игры.

     На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. (Цветок с 6-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.)   Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).

     Детям предлагается взять пакетик с «горстью земли» и выбрать лепесток с нужной иллюстрацией.

Ход игры.

- Ребята, на лепестках этого цветка – картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты (рассмотреть сюжеты на игровом поле).

- Давайте отгадаем – откуда «горстью земли», которую вы выберете из этой коробочки.

Дети берут пакет, находят ему место на игровом поле.

- А теперь давайте проверим.

ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,

ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,

ПОЧВА-ЛЕС, САД,

КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.

6. Заключительная часть.

- Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому.

- А теперь давайте пообщаемся с землёй.

Беру поднос, снимаю батик – из земли видны молодые побеги.

(Поднос подменили во время игры.)

- Посмотрите! Что это?! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей).

-Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю.

Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.

Вы были не только учёными, но и волшебниками!!! Вам понравилось?

- Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Конспект занятия по экологии "Земля наш общий дом"

Здесь представлен конспект занятия по экологии. В котором детям рассказывают о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.Расширяют представления детей о том, что лес- это сообще...

Конспект занятия «Наш дом – земля» в подготовительной группе.

Занятие способствует  формированию экологического осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.           Поможет закреплению характерных ...

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

Конспект занятия НОД Тема: "Земля и её место в Солнечной системе"

Тема:"Земля и её место в Солнечной системе"...

Конспект занятия на тему "Земля - наш общий дом"

Цель: Закрепить знания о планете Земля. Задачи:  Уточнить представления о Солнечной системе.  показать различие и сходство людей разных рас;  расширять представления детей об охране природы...

конспект занятия на тему "Земля наш общий дом"

Конспект НОД для детей подготовительной грппы на тему "Земля наш общий дом"...