конспект занятия на тему "Земля наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Приходько Ирина Владимировна

Конспект НОД для детей подготовительной грппы на тему "Земля наш общий дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_nash_obshchiy_dom.odt28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной деятельности в области «Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим с детьми подготовительной к школе группы..

«Земля-наш общий дом»

Цель: Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

2. Продолжать знакомить с глобусом и картой.

3. Дать детям элементарное представление о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному.

4. Активизировать словарь детей: глобус, карта, суша, горы, равнины.

Основная область: Познавательное развитие. 

Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование:

Глобус, карта, иллюстрации животных, корзина, воздушный шарик, книги и энциклопедии по географии, контурное изображение материков – на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Ход мероприятия:
I часть Орг момент.

    Сегодня к нам на занятие пришёл очень интересный герой. Его зовут Шар Шарыч. Он – великий путешественник. Посмотрите, он принёс нам целую корзину интересных вещей. Я думаю, что Шар Шарыч поможет нам узнать очень много нового и интересного. 
2 часть.
    Ребята, все вы живёте в квартирах. Вам в них удобно и хорошо. Есть свет, вода, тепло. А ваша квартира находится в доме, дом стоит…(на улице), улица в…(городе), город в …(стране), а страна на нашей Земле. Вот и получается, что земля – наш общий дом.
-Какой же он, наш общий дом? Об этом люди думали всегда. Очень давно люди считали, что наша Земля похожа на тарелку, и если долго идти, то можно дойти до её края. Время шло, люди, отправляясь в длительное путешествие, обращали внимание на то, что если идти, ехать и плыть всё время в одном направлении, то вернёшься на тоже место.
-Как вы думаете, какой формы должна быть наша Земля, чтобы это произошло?
-Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как мы назовём модель земного шара?
-Наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
-Прежде всего, на Земле есть два полюса. Покажите и назовите их.
-Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)
-Как вы думаете, что обозначается этим цветом? (вода, моря, реки, океаны, озёра). 
-Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?
-Посмотрите на этот круг. Воды на земле будет 2/3 части, и только 1 часть – это суша.
Суша – это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни. Посмотрите на глобус и скажите какие ещё цвета вы видите и что они обозначают.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает материки: Африку, Америку, Австралию, Евразию.
Вопросы:
1. Чего больше на земном шаре – воды или суши?
2. Кто живёт в морях и океанах? А на суше живёт кто-нибудь?
3. А где на земном шаре живём мы с вами?
4. Где наш материк, где на нём место, которое занимает наш город? Как называется наш город?
5. Как называется наша страна?
6. Как называется главный город России?
Глобус – это модель Земли, а есть ещё карта – это тоже изображение нашей Земли, но только на плакате. Посмотрите на карту и найдите материки, которые мы рассматривали на глобусе.

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра с мячом «Кто в какой стране живет»

Дети встают в круг, педагог в центре с мячом, бросает мяч ребенку и задаёт вопрос.

Кто живёт в России? – Россияне.

Кто живёт в Японии? – Японцы.

Кто живёт в Испании? – Испанцы.

Кто живёт в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живёт в Китае? – Китайцы.

Кто живёт в Англии? – Англичане.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

3 часть

Шар Шарыч приготовил вам сюрприз. Это изображение материков. Раскрасьте ваши рисунки, чтобы и у вас получилась карта.

-Какой материк раскрасил?

-Почему выбрал этот цвет? Что он обозначает?

-В корзинке у Шар Шарыча есть картинки. Посмотрите на них.

На каждом материке свой климат, свои природные условия. От этого зависит и то, какие живые существа обитают на материках. Подберите животных к материкам.

-Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И всем нам нужно жить на Земле дружно. Нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля.»

4 часть.

Посмотрите, в корзине какой-то свёрток. Давайте посмотрим, что там. Это сказка. Послушайте её.

«История эта началась давным-давно, но до сих пор не закончилась. Родила мать-природа двух сыновей. Выросли они, и настала пора им самим заботиться о себе и матери. Как только подошёл срок, получил каждый из них по царству. И были главным богатством там огромные леса, полноводные реки и озёра…

И решил старший сын переделать своё царство так, как ему нравиться. Не хотел он понять, что в природе нет ничего случайного, что переделав и погубив одно, он тем самым погубит другое. И вот закипела работа в его царстве. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся, слишком много мух и комаров, которые досаждали ему. И завизжали пилы и посыпались яды на поля… Но когда старший сын закончил свою работу и оглянулся вокруг и не увидел он ничего кроме пустого разрушенного царства. Погибли звери и птицы, засохли реки и озёра.

А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире, а работник. И как хороший хозяин, должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый новый день младший сын начинал с того, что убирал своё царство. Сажал новые деревья взамен тех, что были больны. Лечил и помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью, потому что знал: ОН В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ. А Земля платила ему за заботу своей щедростью. Помните, что ни за какие сокровища не сможете вы купить ни ласковых лучей солнца, ни пение птиц, ни чистого воздуха, ни счастья. Платить за всё это вы должны своей любовью, добром и трудом.

5 часть

-Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И всем нам нужно жить на Земле дружно. Нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля.»

-Хотя вы ещё не выросли, но и вы можете своими маленькими добрыми делами помочь нашей Земле оставаться голубой и чистой. Расскажите, что вы можете сделать?

Демонстрация Слайдов  рек, озер, океанов, пустынь, гор, лесов. В сопровождении стихотворения.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там - зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой….

Одно у них названье есть

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

Педагог: Наша Земля существует уже давно, она много видела. Видела, как люди переселяются с места на место, видела страшные войны. На Земле много всего происходит, а она всё вращается и вращается. Она живая и, как всё живое, она тоже может заболеть. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не всегда берегут Землю, свой голубой шар.

Земля – наш общий дом. У нас над головой одна общая голубая «крыша» – небо, а под ногами общий «пол» - земная поверхность (земля, трава, песок). У нас общий «водопровод» – это дождевые и снежные тучи и вентилятор тоже общий – ветер.

Да, Земля -  наш общий дом и переселиться куда-нибудь, как это бывает в мультфильмах и сказках, невозможно. Поэтому надо свою Землю любить и беречь.

Ребята, а что не очень доброе (плохое) люди делают для Земли?

Дети: (загрязнение, пожары, заводы и т.д.)

Посмотрите, вот что бывает.

Слайды (загрязненные реки, машины, вырубка лесов и т.д.)

Педагог: А что нужно делать, чтобы воздух на планете был чистый? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц?

Дети: (не мусорить, не разорять гнезда птиц…)

Педагог: Итак, мы теперь знаем  что нужно делать, чтобы не погибла Земля (чтобы Земле не было плохо), и обязательно будем беречь животных, экономить воду и газ. И всё это нужно делать для того, чтобы всем хорошо жилось на Земле, для того, чтобы и вы сами не болели, а жили спокойно и счастливо! И мне хочется.

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

Педагог: 22 апреля все жители планеты отмечают праздник – день рождения Земли! В этот день все сажают деревья, цветы, делают скворечники для птиц, убирают мусор с улиц, площадей, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету.