Конспект занятия "Дифференциация звуков [д] и [д`] у детей подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи". Анализ занятия.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шапило Екатерина Александровна

1.  Тема  занятия  «Дифференциация звуков  [д] и [дь].

Данная  тема  в  общей  системе  логопедической  работы  запланирована в плане работы учителя-логопеда в 3-м периоде обучения грамоте.

2. Цели  занятия поставлены верно и полностью реализованы.

- образовательная:  учить  различать  звуки  [д] и [дь]  в  слогах,  словах;

- коррекционная:  развитие  фонематического  слуха,  активизация  слухового  внимания, развитие моторно-двигательной координации;

- воспитательная:  воспитание  доброты,  отзывчивости.

3.   Прослеживалось  четкое  соответствие  материала  теме  и  целям  занятия,  которое  построено  логично  и  последовательно.

4.  Активизация  умственной  деятельности  детей  способствовал  выбранный  логопедом  удачный творческий игровой  приём,  который  пронизывает  все  моменты  занятия  и  делает  его  единым  целым,  захватывает  чувства  детей,  пораждает  желание  помочь героям, пришедшим в группу.  Логопед  постоянно  акцентировал внимание на речевых высказываниях детей, направлял их  мыслить,  сравнивать,  помогая  при  этом   вопросами, реальными предметами

5.   В случае  неправильных  ответов,    очень  аккуратно  и  тактично привлекал  внимание    всех  детей  к  ошибке,  не  торопился  исправить  сам,  а  подводил  детей  к  правильному  ответу.

6.  Речевой  материал  подобран  и  преподнесён  детям  в  доступной учебно-игровой  форме,  хотя  были  взяты  достаточно  трудные  слова  и  сложные  задания,  что  в  свою  очередь  указывает  на  реализацию  принципа  развития.

7. Использовались  необходимые  и  достаточные    наглядные  средства,  которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей  (реальные предметы, игрушки).

8.   В  ходе  занятия  чувствовалось,  что  логопед  знает  индивидуальные  эмоциональные  особенности  детей,  что  помогало  осуществить  дифференциальный  и  индивидуальный  подход.  Это  проявлялось  в  том,  что  разные  по  степени  трудности  задания  адресовались  разным  детям,  сопровождались  комментариями,  а  иногда  «авансовой»  похвалой  и  поддержкой.

9.   На  занятие  был продемонстрирован творческий театрализованный подход, взаимодействие с родителями, разнообразие  видов  работ  и  методических  приемов  (музыкальное  сопровождение,  дидактические  игры,  различные  виды  работ  над  словарём  и т.д.).

10.   Занятие  было  четко  продумано,  темп  ведения  занятия  менялся:  то  взволнованный  призыв  прийти  на  помощь,  то  спокойное  объяснение  трудных  заданий;   тон  и  речь  логопеда  были  очень  доброжелательны,  располагающие  к  общению  и  совместной  работе  детей  и  логопеда.

11.    В  ходе  занятия  логопед  особенно  следила  за  четким  проговариванием  детей,  в  случае  ошибок  тактично  и  доходчиво  поправляла,  причем,  не  перебивая  мысли  ребенка,    давая  ему  досказать,  а  затем  просила  повторить  правильно  не  только  того,  кто  ошибся,  но  и  других  детей.

12.  Дети  в  процессе  занятия  проявляли  заинтересованность,  были  активными,  но  каждый  по-своему:  одни  хотели  обратить  на  себя  внимание,  старались  быть  на  виду,  другим  нравился  сам  процесс,  но  отвечать  не  спешили  и  не  всегда  могли  дать  правильный  ответ.

13.    Занятие  было  очень  насыщенным,  проделан  большой  объем  работы,  последние  задания  показали,  что  цели  занятия  достигнуты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx554.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков Д-ДЬ

Цель: Учить дифференцировать звуки [д] и [дь] на слух и в произношении

Задачи:

  • Учить выделять звук и слог из ряда других звуков и слогов.
  • Учить находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу.
  • Учить дифференцировать  звуки [д] и [дь] на слух в слогах и в словах.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Продолжать учить составлять предложения из предложенных слов.
  • Развивать  зрительное и слуховое внимание и память
  • Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
  • Развивать координацию движений.
  • Развивать творческое воображение.
  • Обогащение словарного запаса.

Материалы и оборудование:  Ростовые куклы «Дедушка», «Бабушка», «Даша», «Дима». Предметы на звук «д» и «дь» в подарочных пакетах, песни «Бабушка рядышком с дедушкой», «Смотрите в небе самолёт», записанные на мобильное устройство, акустические колонки для усиления громкости звучания, макет карты мира

 Лексический материал: Даша, Дима, двойняшки, диван, динозавр, дельфин, домовёнок Кузя, диск, дудочка, джинсы, дезодорант, дневник, дракон, дед Мороз, дюймовочка, дорога, дом, дым.

 Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!  Сегодня в гости к нам пришли двойняшки Даша и Дима, чтобы познакомить вас и научить слышать и различать звуки, с которых начинаются их имена. Какой звук мы слышим вначале слова Даша?

Дети: Звук «Д»

 Логопед: А  начале слова «Дима»?

ДетиЗвук «Дь»

 II. Основная часть.

  1. Составление слогов из звуков.

Логопед: Ребята, как вы думаете звук «Д» гласный или согласный?

Дети (отвечают)

Логопед: Правильно. Это согласный, звонкий, твёрдый звук [Д]

Давайте мы его подружим с нашими гласными звуками и в этом нам помогут наши пальчики. ( составление слогов уд, од, ад, эд, ыд, ид, ед, ёд, юд, яд с помощью большого и указательного пальцев)

Логопед: Молодцы, а теперь давайте получим открытые слоги со звуком «д»

(проделываем то же самое, только звук «д» первый Ду, до, да, дэ, ды, ди… (фото 1)

Логопед: Ой, ребята, что случилось со звуком «Д»?

Дети  : Он стал мягким, смягчился, превратился в звук «дь».

Логопед: Продолжаем: Ди, де, дё, дю, дя.

  1. Знакомство с гостями. Поздравление двойняшек.

Логопед: Ой, ребята, кажется к нам в гости ещё кто-то спешит, давайте посмотрим, кто ж это может быть?

(в группу входят родители в костюмах ростовых кукол бабушки и дедушки под музыкальное сопровождение) (фото 2).

Ребята рассказывают о том, что у Даши и Димы день рождения.

Бабушка с дедушкой предлагают воспитанникам помочь выбрать подарки для именинников (фото 3)

Логопед предлагает присесть детям на ковре и подходить по одному к гостям, доставать из мешочка подарок и объяснять, кому подарит и почему.

Логопед: Ребята, только не забывайте, что Даша любит подарки на твердый звук «д», а Дима подарки на мягкий звук «дь».

   ( дети по одному дарят подарки)

3.    Логопед: Игра «поймай звук Д»

Логопед: О, ДЬ, Т, П, Д, К, Д, М, В, ДЬ, Н, Д, У, Б, Д…

4.   Игра «поймай слог»

Логопед: Теперь поймайте слоги, в которых есть звуки [д] и [дь]. Если услышите слоги со звуками [Д или ДЬ], то хлопните в ладоши.

НО, ТО, ПО, ДО, КА, ДА, ТЫ, МЫ, ПЫ, ДЫ, ТУ, ДУ,

5.  Игра «Эхо» (Логопед произносит слоги и слова, сложив ладони лодочкой перед ртом, дети повторяют в ответ, изображая тот же жест)

До-дё-до

Да-дя-да

Ду-дю-дю

Душ-дюж-душ

Дом-дём-дом

Дым-дим-дым

6.   Подвижная игра «Самолет»

7.  Вынос представлений на лист бумаги. Творческая работа..

Логопед.  Молодцы ребята, мы с вами на самолете помогли добраться бабушке и дедушке к себе домой.

А давайте им нарисуем и подарим наши работы. Девочки нарисуют предметы со звуком «дь», а мальчики- со звуком «д».

8. Итог.  Вы сегодня молодцы. Давайте вспомним, у кого сегодня было день рождения?

Дети: У Даши и Димы.

Логопед:  С какими же звуками мы сегодня работали?

Дети: Со звуками Д и Дь.

Логопед: Какой из них звук твёрдый, а какой мягкий?

Дети: [д] – твердый, а  звук [дь] – мягкий.

Логопед: А что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей:…..

                     

 Фото 1                                                                                                                                фото 2

фото 3

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №59 ОАО «РЖД»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

 в подготовительной логопедической группе

 на тему «Дифференциация звуков [д] и [дь]»

Подготовила и провела: учитель-логопед Шапило Е.А.

Смоленск- 2017

Анализ  логопедического  занятия учителя-логопеда Шапило Е.А.

1.  Тема  занятия  «Дифференциация звуков  [д] и [дь].

Данная  тема  в  общей  системе  логопедической  работы  запланирована в плане работы учителя-логопеда в 3-м периоде обучения грамоте.

2. Цели  занятия поставлены верно и полностью реализованы.

- образовательная:  учить  различать  звуки  [д] и [дь]  в  слогах,  словах;

- коррекционная:  развитие  фонематического  слуха,  активизация  слухового  внимания, развитие моторно-двигательной координации;

- воспитательная:  воспитание  доброты,  отзывчивости.

3.   Прослеживалось  четкое  соответствие  материала  теме  и  целям  занятия,  которое  построено  логично  и  последовательно.

4.  Активизация  умственной  деятельности  детей  способствовал  выбранный  логопедом  удачный творческий игровой  приём,  который  пронизывает  все  моменты  занятия  и  делает  его  единым  целым,  захватывает  чувства  детей,  пораждает  желание  помочь героям, пришедшим в группу.  Логопед  постоянно  акцентировал внимание на речевых высказываниях детей, направлял их  мыслить,  сравнивать,  помогая  при  этом   вопросами, реальными предметами

5.   В случае  неправильных  ответов,    очень  аккуратно  и  тактично привлекал  внимание    всех  детей  к  ошибке,  не  торопился  исправить  сам,  а  подводил  детей  к  правильному  ответу.

6.  Речевой  материал  подобран  и  преподнесён  детям  в  доступной учебно-игровой  форме,  хотя  были  взяты  достаточно  трудные  слова  и  сложные  задания,  что  в  свою  очередь  указывает  на  реализацию  принципа  развития.

7. Использовались  необходимые  и  достаточные    наглядные  средства,  которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей  (реальные предметы, игрушки).

8.   В  ходе  занятия  чувствовалось,  что  логопед  знает  индивидуальные  эмоциональные  особенности  детей,  что  помогало  осуществить  дифференциальный  и  индивидуальный  подход.  Это  проявлялось  в  том,  что  разные  по  степени  трудности  задания  адресовались  разным  детям,  сопровождались  комментариями,  а  иногда  «авансовой»  похвалой  и  поддержкой.

9.   На  занятие  был продемонстрирован творческий театрализованный подход, взаимодействие с родителями, разнообразие  видов  работ  и  методических  приемов  (музыкальное  сопровождение,  дидактические  игры,  различные  виды  работ  над  словарём  и т.д.).

10.   Занятие  было  четко  продумано,  темп  ведения  занятия  менялся:  то  взволнованный  призыв  прийти  на  помощь,  то  спокойное  объяснение  трудных  заданий;   тон  и  речь  логопеда  были  очень  доброжелательны,  располагающие  к  общению  и  совместной  работе  детей  и  логопеда.

11.    В  ходе  занятия  логопед  особенно  следила  за  четким  проговариванием  детей,  в  случае  ошибок  тактично  и  доходчиво  поправляла,  причем,  не  перебивая  мысли  ребенка,    давая  ему  досказать,  а  затем  просила  повторить  правильно  не  только  того,  кто  ошибся,  но  и  других  детей.

12.  Дети  в  процессе  занятия  проявляли  заинтересованность,  были  активными,  но  каждый  по-своему:  одни  хотели  обратить  на  себя  внимание,  старались  быть  на  виду,  другим  нравился  сам  процесс,  но  отвечать  не  спешили  и  не  всегда  могли  дать  правильный  ответ.

13.    Занятие  было  очень  насыщенным,  проделан  большой  объем  работы,  последние  задания  показали,  что  цели  занятия  достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль физической культуры в воспитании детей логопедических групп с общим недоразвитием речи"

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я выявила, что воспитанники с трудом могут сосредоточиться на выполнении задания, не запоминают и не понимают правила игры, быстро утомляются, кроме того ч...

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»

Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справл...