Статья "Роль физической культуры в воспитании детей логопедических групп с общим недоразвитием речи"
статья по физкультуре на тему

Захарова Мария Алексеевна

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я выявила, что воспитанники с трудом могут сосредоточиться на выполнении задания, не запоминают и не понимают правила игры, быстро утомляются, кроме того чаще всего имеют нарушения общей и мелкой моторики, они с трудом удерживают равновесие, поэтому в своей статье я предложила свои варианты заданий, игр и упражнений для детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_25_marta.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Захарова Мария Алексеевна.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 Адмиралтейского района

                                    Санкт-Петербурга

Я работаю в детском саду инструктором по физкультуре.  Важную  роль в выборе профессии сыграло мое занятие спортом. Именно спорт помог мне осознать, что настойчивость и работа над собой  помогает мне в достижении любых целей по физической культуре.

Дошкольный возраст-это ответственный период в жизни когда закладываются основы физического, психического и личностного характера.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, превращается

сейчас в наше время  в первоочередную социальную задачу.

В последнее время  наметилась тенденция к ухудшению здоровья у детей. Растет количество  детей с  сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушением речи, осанки. И дети очень страдают от недостатка движения. А  потребность  движения и физической нагрузке заложено в человеке природой  с самого рождения.

Еще древний Аристотель говорил «Ничто так не истощает и не разрушает организм человеческий, как физическое бездействие»

Одной из важнейших задач, поставленных федеральными государственными образовательными стандартами, в приказе Министерства образование и науки РФ от 17 октября 2013,является охрана и укрепление физического здоровья детей и их эмоционального благополучия.

В наше дошкольное учреждения приходят дети с общим недоразвитием речи - ОНР (это сложное речевое расстройство).

Проявления общей физической недостаточности у детей с ОНР вариативны и  неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость,  малоподвижность, скованность, замедленность всех движений иногда с ограничением объема движений.

У других детей, отмечается явления двигательной гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних движений при выполнении физических упражнений, а  отсюда и быстрая утомляемость.

 У  детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения упражнений. Поэтому многим из них непосильны те задания по физической культуре, которые могут выполнять дети с нормальным развитием. Многие дети с трудом выдерживают длительное пребывание  в коллективе. В связи с этим, я уделяю серьезное внимание  тем видам деятельности, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки и догнать своих сверстников по  физическому  развитию.

Основной формой организации занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность, в структуру которой включены сочетание и чередование основных видах движений:

   1.Ведение мяча в ходьбе (расст.6м.)

   2.Прыжки на двух ногах через бруски.

   3.Равновесие-ходьба по гимнастической скамейке, боком приставным  шагом, с мешочкам на голове.

   4.Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.

   5.Метание  мягких мячей в корзину расстояние 3м.

   6.Лазание на гимнастическую стенку одноименным способом ,затем спуск не пропуская реек.

    Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой  моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире.

 Также, я стала включать в физкультурные занятия упражнения на расслабления после интенсивной физической нагрузки, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия, пальчиковую гимнастику, игры на внимание. Использую больше подвижных игр с речевым сопровождением и ритмичными движениями и привлекаю детей к проговариванию текстов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры  и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушением.  

Хочу  представить группу – это воспитанники ГБДОУ №30.

Ребята посещают смешанную  по возрасту  средне-старшую группу. Среди особенностей развития детей данной группы можно отметить общее недоразвитие речи 2 и 3 уровня; наличие  у некоторых воспитанников черт аутистического спектра. Мышечный тонус неустойчив, движения напряжены и несоразмерны. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Ребята с трудом запоминают последовательность движений затрудняются при переключении с одного движения на другое. Словесная инструкция по двигательным задачам является  недостаточной,  при обучении детям необходимы наглядные образцы.

Работая с детьми данной группы, в процессе непосредственной образовательной деятельности, мы выявили, что воспитанники с трудом могут сосредоточиться на выполнении задания, не запоминают и не понимают правила игры, быстро утомляются. Кроме того, многие дети не умеют ловить мяч, с трудом удерживают равновесие.

В результате  занятий  у дошкольников данной группы выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культуры: они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении,  средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Ребята очень полюбили физкультуру, они стали более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «В мире животных»

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи«В мире животных»...

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»

Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справл...

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"...