Конспект занятия в подготовительной группе "Общее и различное в культуре разных народов."
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Нелаева Анна Вартановна

 

Общее и различное в культуре разных народов.

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.

Задачи:

Уточнить знания детей о России, ее большой территории. Закрепить представление о том, что в России живет много разных народов. Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России.

— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе "Общее и различное в культуре разных народов."

Общее и различное в культуре разных народов.

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.

Задачи:

Уточнить знания детей о России, ее большой территории. Закрепить представление о том, что в России живет много разных народов. Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России.

— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и говорить любому ребенку, что у меня сегодня хорошее или прекрасное настроение, потому что …». Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает кусочек нитки на свой палец». Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

Воспитатель. «Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое». Молодцы, присаживайтесь на свои стульчики.

Воспитатель. Сегодня, мы поговорим о нас с вами, о том, какие мы разные., вспомним о разных народах и их обычаях.

Воспитатель. Как же огромна и красива наша страна.

Мы с вами живём в стране, у которой очень красивое имя – Россия. Россия – многонациональная страна. Давайте мы с вами поиграем в игру «Наши соседи» и вспомним люди каких национальностей живут в России. (Показываем картинку с костюмом- ребенок называет национальность).

-А вы знаете, что каждый народ отличается друг от друга своей культурой, правилами поведения, едой, языками, жилищем. См. фото с жилищем.

Ребята, а хотели бы вы узнать, что у разных народов считалось признаком красоты, достатка и достоинства? См картинки

У французов долгое время признаком красоты, достатка и достоинства считались пышные перья на шляпах, у индейцев — боевая раскраска на лицах, у русских девушек — длинная коса, у китайских женщин — маленькие ступни.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин.

(Динамическая пауза)
Воспитатель. Ребята, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», так говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок. Поиграем мы в русскую народную игру «Колечко». Это игра старинная. Еще ваши бабушки и дедушки любили в нее играть. Сегодня мы поиграем в эту игру так, как играли на Руси. Встаньте в круг. Приготовьте свои ладошки. Кому колечко достанется, тому нужно выбежать из круга, чтобы ребята не успели задержать. А я водить буду, да считалку приговаривать.

Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!

А теперь все вместе: «Колечко, колечко, выходи на крылечко!»
– А в Японии в эту игру по-другому играют. Хотите узнать, как? Я вам сейчас расскажу. Спрячьте свои ручки за спину и откройте одну ладошку. Вот так. А я пройду. И камешек кому-нибудь положу. Кому достанется камешек, тот после слова «беги» должен быстро выбежать на середину круга. А остальные ребятки его должны удержать.

Вот по кругу я иду,
Всем вам камешек кладу.
Крепче камешек держи
И быстрее в круг беги (
играют).

Воспитатель. Продолжим наш разговор о культуре разных народов. Ребята, кто из вас знает сказку «Колобок»?

Дети отвечают.

Воспитатель. От кого вы ее услышали?

Дети отвечают.

Воспитатель. Мама услышала эту сказку от своей мамы — бабушки, бабушка могла прочитать эту сказку в книге. А вот когда не было книг, как люди могли узнать, что было давным-давно?

Дети. Люди рассказывали друг другу об этом.

Воспитатель. Да, люди рассказывали друг другу о том, как нужно прилежно трудиться, помогать старшим, как нужно девочке уметь все делать по дому: шить, готовить, прибирать, вязать, вышивать. Что говорили о таких прилежных девочках?

Дети. Что они рукодельницы, хозяюшки, умницы.

Воспитатель. Вспомните сказки разных народов, в которых рассказывается о таких девочках.

Дети. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица», эстонская сказка «Каждый свое получил», болгарская сказка «Благословенные орехи».

У каждого народа есть свои сказки, они написаны на разных языках, их герои носят разную национальную одежду. Однако если сказки читать внимательно, можно заметить сходство сюжетов, а самое главное — схожесть по смыслу. Что прославляется и осуждается в сказках, которые вы назвали?

Дети. Прославляются добро, прилежание, умение трудиться, осуждаются лень, грубость.

Воспитатель. Да, ребята, и в русских, и в эстонских, и в болгарских сказках говорится о торжестве труда, презрении к лентяям и лежебокам, справедливости и чести. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что содержание сказок разных народов во много

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете,

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду ее никому не дадим!

Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание толерантности у старших дошкольников в процессе ознакомления с традициями и культурой разных народов»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины

Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины...

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов» Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...

Проект Приобщение детей к национальным традициям, быту и культуре разных народов посредством внедрения личностно-ориентированных технологий

Родители недостаточно уделяют внимания вопросу  патриотического и частности толерантного воспитания, поэтому у детей дошкольного возраста наблюдается недостаток знаний о родном городе, родном кра...

Конспект занятия в подготовительной группе "Все дети в мире разные, но абсолютно равные"2018г

       «Все дети в мире разные, но абсолютно равные». Цель: Формирование у детей позитивной жизненной позициипо отношению к детям «НЕ ТАКИМ, КАК ВСЕ&r...