Конспект занятия «Наш дом – земля» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

 

Занятие способствует  формированию экологического осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.

           Поможет закреплению характерных особенностей представителей  мира животных и растений, образа  их жизни.

             Уточнит о взаимоотношениях человека к миру природы и необходимых правилах поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-            «Детский сад « Светлячок»                                                                                              п. Калашниково  Лихославльского района Тверской области.

                    Конспект занятия

                 «Наш дом – земля»

         в подготовительной группе.

                                                                                              Составила:

                                            Воспитатель первой категории

                                            Пантелеева  Е.  А.                                                                               

                                                                         

                                                         2013год

Цель:  

                 1) Формирование экологического осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.

            2) Закрепление характерных особенностей представителей  мира животных и растений, образ их жизни.

            3) Уточнить о взаимоотношениях человека к миру природы и необходимых правилах поведения.

 

Материал: Четыре  модели – карты: первая- разделена на четыре части «хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких  и северных стран»; на второй – изображены голубое небо, деревья и земля; на третье – изображены небо и луг. Фигурки животных, птиц и насекомых. Карточки с изображениям стадей развития лягушки, бабочки, рыбы. Знаки запрещающие неправильное поведение человека в лесу.

Ход занятия:

     Вос-ль: Сегодня мы с вами проведем конкурс умных и находчивых на тему «Наш дом – земля и окружающая среда».

Вопрос: Что же такое окружающая среда?

Дети: животные, растения, водоемы и т.д. Все, что нас окружает.

Вос-ль: Теперь нам  об этом расскажут и сделают обобщение Алена и Марк.

                        Все – от тополя у забора

                        До большого темного бора

                        И от озера до пруда-

                   Окружающая среда.

                        А еще и медведь и лось,

                        И котенок Васька, небось?

                        Даже муха – вот это да!-

                       Окружающая среда.

                       Я люблю на озере тишь

                       И в саду отражение крыш,

                       Брать чернику люблю в лесу,

                       Барсука люблю и лису.

                       Я люблю тебя навсегда,

                       Окружающая среда!

Вос-ль: Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.

Дети получают карточки с изображением цвета зеленого, желтого, синего. Садятся за столы, с определенным цветом.

Вос-ль: Какие цвета присутствуют на нашей планете (земле)?

Дети: синий, зеленый, желтый.

Вос-ль: Что они означают?

Дети: песок, зелень, воду.

     В соответствии с изображением на карточке дети делятся на команды и запоминают название своей команды - ПЕСОК, ЗЕЛЕНЬ, ВОДА.

Вос-ль: Теперь начнем наш конкурс, я буду задавать вопросы, а кто захочет ответить, будет поднимать руку. Чья команда будет отвечать правильно, я буду давать баллы. В конце игры у какой команды будет больше баллов -  та и будет победителем.

1 вопрос: Что такое зоопарк?

Полностью - зоологический парк или «живой музей», где содержат животных из разных стран, редких и исчезающих животных.

2 вопрос: Для чего он нужен?

Чтобы знакомить с этими животными всех желающих детей и взрослых.

3 вопрос: Как этим животным живется в зоопарке? (их кормят, чистят, моют, лечат – за ними ухаживают люди).

Задание: Сейчас каждая команда должна выполнить задание, разместив фигурки животных на карте с учетом места их проживания (модель карты разделенная на четыре части).

Задание: А сейчас каждая команда должна придумать и  загадать загадку о животных, используя прием отрицания.

Про животных:            В лесу живет, колючий но не елка (еж)

                                        Круглый, но не мяч    

                     

                                       Быстрый, но не волк

                                       Прыгает, но не лягушка

                                       Пушистый, но не рукавичка

                                       Белый, но не снег                              (заяц)

                                       Длинная, но не веревка

                                       Ползает, но не червяк.                    (змея)

                                       Рыжая, но не белка

                                       Прячется, но не заяц.                      (лиса)

                                       Рыжая, но не лисица

                                       Живет на дереве, но не птица.      (белка)

                                       С бородою, но не старик,

                                       С рогами, но не бык

                                       Доет, но не корова                           (коза)

Про птиц:                     Крылья есть, но не самолет    

                                        Плавает, но не пароход                  (гусь)

                                                   

                                        Летает, но не самолет

                                        С длиной шеей, но не жираф

                                        Плавает, но не рыба.                    (лебедь)

                                        Летает – но не самолет,

                                        Лечит деревья – но не  доктор.       (дятел)   

О насекомых:            

                                       Длинный нос, но не буратино

                                       Летает, но не птица

                                       Уколит как иголка, но не шприц.        (комар)

                                       Летает, но не птица

                                       Собирает нектар, но не пчела.           (бабочка)

Вос-ль: У каждого животного есть свой необычный хрупкий дом, который они строят без топора и гвоздя своим терпением и старанием.

У медведя – берлога, у белки – дупло, у крота – нора.

И люди должны беречь, обходить и не разорять их. А теперь отгадайте о каком доме я буду говорить.

  1. На потолке, в уголке висит сито, не руками свито.     (паутина)
  2. Что за чудо – пенек. В каждый ясный денек оживает тот пенек.          (муравейник)
  3. Без рук, без топоренка построена избенка.         (гнездо)

Задание:  Я сейчас  раздам картинки, вы  их внимательно рассмотрите и найдите ошибки художника.

 Вос-ль: Есть такое выражение «Растения – зеленая одежда Земли». Почему так говорят?

Дети: Растения образуют леса, луга. Мы видим их в парке, в саду, в поле, на улице городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

1 вопрос: Растения не могут передвигаться, но почему у нас каждое лето все зеленеет и мы можем любоваться обильным цветением. Кто же  им помогает?

Дети: Насекомые опыляют растения и переносят пыльцу с одного цветка на другой. На месте опыления образуются семена, которые прилипают к лапкам птиц и к шерсти животных и переносятся таким путем в разные места.

Вос-ль:     Отгадайте загадки о насекомых

Загадки:      На большой цветной ковер

                      Села эскадрилья,

                      То раскроет, то закроет

                      Расписные крылья.     ( бабочка)

                     Домовитая хозяйка

                     Пролетает над лужайкой,

                     Похлопочет над цветком

                     Он поделиться медком. ( пчела)

                      На ромашку у ворот

                      Опустился вертолет

                      Золотистые глаза-

                      Кто же это?                    (стрекоза)

1 вопрос: Что это за знак? (не ловить бабочек, не рвать цветы)

2 вопрос: Почему бабочки с цветами тесно связаны?

Дети: Бабочки не могут прожить   без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, так как бабочки опыляют  их, без этого у цветов не будет плодов и семян.

Вос-ль: Все люди любят ходить на природу, гулять в лесу, отдыхать на поляне. Но не все знают, как положено вести себя вежливым гостям, чтобы не навредить нашему зеленому «дому».

1 Задание: Сейчас каждая команда будет называть по одному правилу поведения под девизом: «Так поступать нельзя».

                                   Физкультминутка.

                               Мы приехали на речку

                               Воскресенье провести,

                               А вот чистого местечка

                                Возле речки не найти!

                               Тут сидели, там сидели,

                               Загорали, пили, ели,

                               Отдыхали как хотели

                               Веселились, как могли!

                               И остались на полянке

                               У потухшего костра:

                               Две разбитых нами склянки

                              Две размокшие баранки-

                              Словом, мусора гора!

- Что за всем этим делать? Как нам поступить?

Дети: Убрать мусор, взять собой в пакеты, закопать мусор в землю или сжечь, а потом потушить костер: залить или засыпать.

Вос-ль: Мой юный друг! Открой глаза и уши…

              Ты слышишь стон: Спасите наши души!

 -Так обращаются  к нам животные и растения. Много их живет на нашей планете. Но некоторые издавна уничтожались и продолжают уничтожаться человеком.

Вопрос: Что нужно делать, чтобы сохранить природу?

Дети: Не истреблять животных: взрослых и детенышей, беречь и охранять их; строить птицам скворечники, зимой вешать кормушки и подкармливать птиц.  Не топтать цветы и не рвать с корнями растения, не ломать ветки, а раненные забинтовывать, замазывать и озеленять поселок.

Вос-ль: А сейчас Алена Яркова с Даней Ковалевым расскажут, как нужно любить и беречь нашу природу и лес.

Алена Я.:             Ты расти на радость людям

                              Мы дружить с тобою будем.

                              Добрый лес, могучий лес

                              Полный сказок и чудес!

Даня К.:               Нор звериных, птичьи гнезда

                              Разорять не будем никогда

                              Пусть птенцам и маленьким зверятам

                              Живется с нами радостно всегда.

2 вопрос: Что такое «Красная книга»?

Дети: книга, куда занесены животные и растения, которые по вине человека находятся сейчас на грани исчезновения.

Задание: Назовите некоторых представителей из этой книги. (фламинго, тюлень, орел, белый медведь, бабочки, жук – носорог, жук-олень, ромашка, колокольчик, ландыш, грибы).

Вос-ль: Давайте будем беречь землю, на которой живем и она отплатить всем нам сторицей – крепким здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц и незабываемой красотой.

А сейчас нам Полина и  Вова расскажут, о чем они мечтают:

                    Мы хотим, чтоб птицы пели,

                   Чтоб вокруг леса шумели,

                   Чтобы были голубыми небеса,

                   Чтобы речка серебрилась,

                   Чтобы бабочка резвилась,

                    И была на ягодах роса,

                    Мы хотим, чтоб солнце  горело,

                    И березка зеленела.

                    И под елкой жил смешной

                   Колючий ежик!

                   Чтобы белочка скакала,

                  Чтобы радуга сверкала,

                  Чтобы летом лил веселый дождь!

Вос-ль: А сейчас наступает самый важный момент, мы будем подводить итоги, подсчитаем баллы и узнаем, чья команда выиграла.

Вос-ль: Сегодня во время конкурса вы показали отличные знания, хорошо и активно отвечали, и я вас посвящаю в юные экологи. Эколог – это человек, который любит, изучает и бережет природу.

Вручаю вам самую первую в вашей жизни награду – медаль «Юного Эколога».

                   

                                 Литература

 

  1. Программа «Радуга» всех возрастов.
  2. П.Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», 1983г.
  3. П.Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детсаду», 1992г.
  4. Н.Ф. Виноградова «Взрослые, дети и мир вокруг»
  5. «Дошкольное воспитание» 1987 №11, 1990 №5, 1997 №7, 2000 №7, 2000 №12, 2004 №12, 2005 №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Портрет Земли"

конспект занятия по познавательному развитию "Портрет Земли"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Святыни земли Русской".

Программное содержание:Познакомить детей с луковичной формой купола.Учить рисовать симметричную форму купола храма.Продолжать учить детей создавать архитектурный проект православного храма на основе у...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Земля, где мы с тобой живём»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Водные ресурсы Земли»

Конспект занятия по познавательному развитию в  подготовительной   группе  на тему : «Водные ресурсы Земли»Подготовила воспитатель  Милославская  А.Г.Це...

Конспект занятия «Всемирный день Земли» для подготовительной группы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   города Ростов-на-Дону «Детский сад № 266»(МБДОУ№266)...