Методическая разработка по знакомству детей с русской матрешкой.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Представлены конспекты занятий, стихи, рассказывается об истории матрешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кукла матрешка. История русской матрешки


Цели: 

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
  3. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Наглядный материал: 

  1. Презентация “Красавица-матрешка”.
  2. Иллюстрации с элементами росписи разных техник.
  3. Карточки с элементами цветоведения.

Музыкальный ряд: Русские народные песни

Содержание занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Объяснение нового материала.

а) беседа о возникновении и видах русской матрешки;

б) особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.

2. Сообщение темы занятия.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрешка)

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.

3. Объяснение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так…

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Матрёшки из Сергиева Пасада

Я из Сергиева Пасада.Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

Матрёшки из Полховского Майдана

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Вятская матрешка

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Авторская матрешка

В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

- Интересно, а как же рождается матрешка?

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...

Этапы росписи матрешки. 

  1. Шлифовка заготовки
  2. Обводка контура узора
  3. Прорисовывание фона
  4. Прорисовывание деталей
  5. Окончательная обводка

Лакировка

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам станцевать танец матрешек и немного отдохнуть.

Физкультминутка.

(Читается нараспев с движениями)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
\Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки
.

4. Практическая работа

- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки, которую вы будете делать на следующих занятиях. Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.

(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, филимоновской, полховской, загорской, семеновской, городецкой техник росписи)

- Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки.

- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.

(Дети выполняют эскиз будущей матрешки, используя иллюстрации, карточки с элементами цветоведения; во время работы можно включить записи русских народных песен

6. Подведение итогов

Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.

- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

(Ответы и рассказы детей)

- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!

 «Народная игрушка – Матрёшка».

Участники: воспитанники средней - старшей групп, педагоги, родители.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1.

Научные

1.1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
1.2. Выяснить географию и особенности национального сувенира.
1.3. Развивать сенсорные навыки.
1.4. Дать представление о цветовой гармонии.

2.

Мировоззренческие

2.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира природы с миром человека.

3.

Духовно- нравственные

3.1. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
3.2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.3. Учить получать радость от узнавания нового.
3.4. Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
3.5. Развивать эмоциональную сферу.

4.

Практические

4.1. Освоить некоторые классические художественные элементы.
4.2. Изучить связь между особенностями орнамента и национального костюма.
4.3. Разработать собственные образцы росписи.
4.4. Создать коллекцию игрушек.
4.5. Оформить мини – музей «Матрёшка».

Этапы работы

1. Подготовительный:

  1. определение объектов изучения;
  2. подбор литературы, иллюстраций;
  3. приобретение материалов для изодеятельности.

2. Исследовательский:

  1. ознакомление с национальными костюмами;
  2. изучение художественных элементов;
  3. составление орнаментов (рис. в альбоме).

3. Заключительный:

  1. обобщение результатов работы;
  2. сбор коллекции игрушек – матрёшек;
  3. изготовление «Семейной матрёшки»;
  4. оформление экспозиции.

Тема занятия

1

Знакомство с народной игрушкой. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами».

2

Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение).

3

История возникновения и развития матрёшечного дела.

4

Матрёшка – как символ семьи. Виды матрёшек. С/ ролевая игра «Семья».

5

Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

6

Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).

7

Беседа о бережном отношении к изделиям из дерева (мебель, бумага). Д/игры «Из чего сделано», «Угадай по описанию».

8

Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

9

Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

10

Игры с разными видами матрёшек, сравнение.

11

Рисование простейших элементов росписи.

12

Рисование: составление простейших узоров.

13

Разработка детской авторской матрёшки.

14

Разработка «семейной» матрёшки.

15

«Родственники» матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька.

16

Изготовление матрёшек из различных материалов (картон, гипс, глина, ткань и т.д.).

17

Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. Д/игры (счёт, цвет, размер).

18

Разучивание сложного хоровода.

19

Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).

20

Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек.

21

Праздник народной игрушки.

Тематический план

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько.

В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А.Мамонтова "Детское воспитание" привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрешки.

Первая русская матрешка была выточена токарем В.Звездочкиным и расписана по эскизам художника С.Малютина.

Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание" и открытием в Сергиевском посаде (г.Загорск) учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрешка традиционной формы.

Впервые русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), затем на ежегодных Лепцигских ярмарках, где расходились тысячами.

Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты девушки с серпами и снопами, персонажи бессмертной комедии Гоголя "Ревизор", герои русских народных сказок: Разнообразие матрешек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно-показательной мастерской за 1911 г. значится 21 вид матрешек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей (изготовляли матрешек от 2 до 24-местных). Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрешка.

В начале XX века производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрешек изготовляют и сейчас. Семеновские мастера придали матрешке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.

Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами.

Семеновская же более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. На ее передничке всегда букет ярчайших цветов. Непохожа она на загорскую и чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом-"бантиком", малиновым румянцем. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.

Семеновский промысел дошел и до села Полхов Майдан, что в ста километрах от Мурома, где издавна точили удлиненные маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой (более похожие на кегли). Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно, в окраске одежды господствуют малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.

Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Работа проводится с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Основные задачи можно сформулировать так:

1. Научить дошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору).

2. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

3. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

1). Рассматривание и описание детьми матрешек.

2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах.

3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Работа проходит в несколько этапов:

а) изучение представлений детей о матрешке.

б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

в) умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.

г) составление сказок и рассказов о матрешке.

д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

Дымковская игрушка.

Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Нас, работников дошкольных учреждений и наших воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций.

Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа "Детство" рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Используют лепную игрушку в основном на занятиях по изобразительной деятельности.

Лепная игрушка родилась еще в XVI веке в руках кустарей-одиночек. Сейчас игрушка приобрела мировую славу. Над ее созданием трудятся в цехах фабрики много мастеров, среди которых лауреаты Государственной премии имени И.Е.Репина: Е.И.Косс-Деньшина, З.В.Пенкина, Л.С.Фалалива. Глина - податливый материал. Изготовленные и хорошо просушенные игрушки обжигают в муфельной печи, затем грунтуют белой водоэмульсионной краской. Но самое сложное - это раскрашивание готовых форм. В росписи используется такие элементы, как кольца, полоски, дуги.

Мы составили перспективный план работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, рассчитанный на 4 года и включающий 3 этапа:

1. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента (младшая и средняя группы);

2. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек (старшая группа);

3. Лепка и роспись дымковских игрушек (подготовительная группа).

В младшей и средней группах дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки - пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

В средней группе включаем два-три новых элемента: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно пользоваться кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.

При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь мы уже учим ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало -освоения лепных форм.

Расписывая силуэты, старшие дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.

Готовя детей к поделке игрушек из глины, мы берем простые задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н.Г.Пантелеевой "Декоративное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

В подготовительной группе ставятся задачи: глубже познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

2. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждениии.

Золотая хохлома.

Удивительные узоры "золотой" хохломской росписи, вобравшие в себя всю красу земли русской, поражают каждого, кому довелось увидеть изделия промысла, возникшего в XVII веке в лесах Заволжья вокруг торгового села Хохлома Нижегородской области.

Старинные документы, дошедшие до нас, повествуют о том, что в Нижегородской вотчине рода Шереметьевых в селе Хохлома и Никольском Семеновского уезда делали деревянную посуду, ложки и чашки, которые отвозили на продажу в разные города.

Так в 1790-х годах уездный город Семеново стал центром крестьянского промысла. На Макарьевской ярмарке бывал длинный ряд с редкостной деревянной посудой. Поражали воображение чаши большого размера, вложенные одна в другую: Посуда эта была покрыта желтым и темным лаком и украшена снаружи позолоченным бортиком. Эта посуда, по описанию, была истинным образцом токарного искусства уже на ярмарке 1805 года.

Так появилось и стало развиваться искусство уникальной росписи по дереву на всей нижегородской земле, в которой воплотилась дивная фантазия русского крестьянина, чувство родной русской природы, желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами.

Так называемое "фоновое письмо" золотых узоров хохломской росписи появилось в середине XIX века. Его приемы отличаются от техники "верхового" письма большей сложностью. Сначала создается линейный контур рисунка, только после этого закрашивается фон и оживляется легкими мазками. После покрытия лаком и закаливания в печи золотистые узоры засияют на красно-алом или бархатно-черном фоне изделия. Трудоемкое и дорогостоящее "фоновое" письмо применяется до сих пор, главным образом для исполнения особо нарядных предметов.

Кто не знает знаменитую хохломскую ложку? Легкая, расписная, удобная и добрая помощница каждой хозяйки. Раньше семеновские кустари делали ложки разного фасона и окраски: "серебрушка", "монастырская", "коковка" - расписывали ложки "под листок" и "кудрину". Ложки делались из березы, осины, липы и самые дорогие из клена и дерева пальмы. И расходились ложки расписные во все уголки России.

Много времени прошло с тех пор, но мастерство золотых рук народных умельцев не устаревает, а еще больше совершенствуется. За последние годы художники-мастера всемирно известного промысла создали прекрасные изделия для украшения интерьера. Это крупные вазы, настенные блюда и подносы и, возрожденные в современном облике, старинные русские чаши, ковши-утицы, кубки-потиры, хохломские глухари и лебеди. Сегодня хохломская роспись необычайно тонка и виртуозна и своими высокохудожественными качествами заслуживает многие отечественные и международные премии, всенародное признание.

Объединение "Хохломская роспись" имеет детский сад, в котором детей знакомят с трудом родителей, с искусством традиционной росписи хохломы. В детском саду детей обучают последовательным стадиям обработки самой обычной деревянной расписной ложки, да и любого изделия хохломы. Детям очень нравится рассматривать в группе расписную вазу, в которой так красиво изображен осенний букет, утицу с изящными ковшиками, стаканы. Весело и нарядно в уголке народного искусства!

О матрешке

Ольга Литвина

  Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
  Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
  А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

  Первые матрешки, которые выпускались артелью "Детское воспитание" хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.
  На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети.

  В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу.

  Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан. Более того, именно тогда стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм вытачивали и разрисовывали матрешки, выдавая их за русские.

  Несмотря на то, что и до сих пор можно встретить матрешек неожиданных форм: шаро- или конусообразных, в форме шкатулок и укладок для бутылок, самыми популярными были и остаются фигурки имитирующие женское тело, правда сергиевские куклы как правило плотнее и приземистее семеновских.
  Кроме популярных за границей матрешек, изображавших "русских баб и девок", артели стали выпускать исторических матрешек (Кутузов, Наполеон), литературных (с персонажами из "Репки", "Иван Царевича", "Золотой Рыбки").

  Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.
  Как и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Фабричные матрешки, выпускаемые там же, оказываются неконкурентоспособными и слишком дорогими. Кстати современные матрешки наименее токсичны. Если дореволюционные "кропильщицы" (рисовальщицы) использовали масло, а на советских фабриках - анилиновые краски, то теперь рисуют в основном гуашью, реже акварелью или темперой. Могут встречаться некрашеные образцы (используется только выжигание и морилка), однако понять это с первого взгляда почти невозможно.
   Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.

  Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы - лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т.п. Что, если попробовать расписать матрешку, используя традиционные орнаменты других народов: китайские, арабские, северные?
Ваша матрешка будет единственной в мире.

Загадки про Матрёшку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ответ: Матрешка

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

Ответ: Матрешка

Из истории:

  Невозможно представить Россию без матрешки - деревянной выточенной куклы с многочисленными вкладышами. Но мало кто знает, где и когда родилась эта красавица, ставшая символом нашей родины.

   Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

  Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".

        В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим "матрёшка", то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.

МАТРЁШКИ-СЕСТРИЦЫ

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ

ЦЕЛИ: содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; развивать художественный вкус; познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества; учить различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства; активизировать творческое воображение; закреплять навыки аккуратного рисования красками на трафарете матрешки.


Занятие проводится в музыкальном зале. Центральная стена украшена хороводом из матрешек разного размера.

Ведущая. О чем сегодня на занятии пойдет речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (матрешка).

Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке — матрешке. Для начала, ребята, расскажите нам, что вы знаете о матрешке.

1-й ребенок.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке.

Как в доме деревянном.

2-й ребенок. 

Открой — увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще! Откуда?

А там опять... найденыш.

В. Приходько

3-й ребенок.

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

4-й ребенок.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

Ведущая. А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки.
Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.
Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Кукла эта была японцем — узкоглазым, сердитым на вид стариком.
Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей.
Именно так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше.
Наиболее известны три вида матрешек: семеновская, загорская и полхов-майданская.
Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи. Давайте внимательно их рассмотрим.

Ведущая показывает детям образцы матрешек, объясняет, чем они отличаются друг от друга.

Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.
Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Да это и немудрено, ведь центр хохломской росписи и фабрика, на которой делают матрешку, находится в одном городе — Семенове.
Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

Загорские матрешки отличаются от семеновских. Они более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.
Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Выполняются эти узоры приемом "тычка".
Часто мастера работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным наносят светлое пятно, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской.

 В гости к нам пришла матрешка

Сценарий праздника, посвященного Дням русской культуры

Оборудование:
1. Стенд «В гости к нам пришла матрешка» (название стенда, 5 картонных матрешек, журнальные иллюстрации по теме праздника, 6 бабочек-оригами с написанными на них загадками, «Матрешкин кроссворд»).
2. Угольный самовар и ведерко, шишки, лучина, труба, тушилка.
3. 2 картонных матрешки - сергиево-посадская и полхов-майданская.
4. Кукла «Ванька-встанька».
5. Набор баранок из картона - 40 штук по 20 в каждой связке и 2 корзинки.
6. Детские игрушки: кукла, мячик, пирамидка, машинка, обезьянка, Чебурашка, лебедь.
7. Набор жетонов за правильные ответы.

Музыкальное сопровождение: трио девушек и баянист.

Призы: сладости (шоколад, конфеты)

Ведущий: Дуйте в дудки,
Бейте в ложки.
В гости к вам
Пришли матрешки!

За занавесом - стенд «В гости к нам пришла матрешка». Песенники исполняют «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Мы - веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!

Ведущий: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках? Попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы». За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце праздника жетоны будут сосчитаны и победители получат сладкие призы.

Матрешкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)
2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).
4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).
5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).
6. Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину).

Ведущий: История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о том, как появилась она в России, когда именно и как это произошло, нет. Мы выбрали, на наш взгляд, самую интересную версию и верим, что она самая правдивая. Итак, слушайте.
Во 2-й половине XIX века в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы. Савва Иванович слыл меценатом, он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе семьи, селе Абрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие народные умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный» кругозор, из разных стран выписывались самые разные игрушки.
Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. (Показать иллюстрацию). Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже.
Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрываюшуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. (Показать иллюстрацию).
Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Кто-то из друзей Мамонтовых, увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена!» Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками.
В 1900 году первая матрешка под названием «Матрешка с петухом» попала на Всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы из более чем 14 стран мира были очарованы русской многоместной куклой. «Матрешка с петухом» получила золотую медаль, а в Москву посыпались заказы на большие партии матрешек.
Первых матрешек на продажу начали выпускать в Троице-Сергиевой лавре. Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы. Так, в городе Семенове появилась семеновская матрешка, которую украшали в лучших традициях хохломской росписи. Стали изготовлять матрешек в селах Полхов-Майдан и Крутец, на Вятской земле, в Башкирии и в Воронеже.
Каждый мастер привносил в облик матрешки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером. К нам в гости приехали две матрешки, встречайте их.

В руках у ведущих матрешки из картона - сергиево-посадская и полхов-майданская.

Сергиево-посадская матрешка: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки.
Полхов-майданская матрешка: А я приехала из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом. Здравствуйте, мои дорогие! Издавна в селе изготовляли деревянную посуду и игрушки, здесь их называли «тарарушками». Матрешек у нас делают до сих пор почти в каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их картофельным клейстером, сушат и расписывают.
Сергиево-посадская матрешка: Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Наряд мой неяркий, но чистенький и аккуратный. Единственное украшение на мне - это нитка красных бус. В руки мне могут дать самовар, корзинку, чайник. Форма моя - добротная, устойчивая, крутобокая.
Полхов-майданская матрешка: Ну, подружка, по форме и по краскам тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее тебя. Голова у меня чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает мне задорный, удалой вид. И краски я люблю яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые... Платок на мне ярко красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на мой фартук, расцвел на нем чудо-букет: на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хороша я - полюбуйтесь на меня!
Сергиево-посадская матрешка: И я не хуже, просто меня и моих сестер расписывали по-другому: гуашью прямо по ошкуренному дереву, а потом покрыли лаком. А еще игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, трудолюбием и терпением.
Полхов-майданская матрешка: А мне палец в рот не клади. Я девочка озорная, бойкая, веселая и задорная! Песни люблю, пляски люблю!
Все матрешки петь хотят
И без музыки грустят.
К музыканту побегу:
Тут грустят матрешки
Поиграй для них немножко!
Хочу «Матрешкины частушки»!

Песенники поют «Матрешкины частушки».

Матрешкины частушки:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.

Толстая матрешка
Ходит с поварешкой.
Поварешку обронила –
Себе руку обварила!

Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.

Шла по ягоды матрешка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?

Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.

Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках!

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
  
Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и упаду,
Все равно не пропаду!

Ведущий: Праздник матрешек - это не только песни, хороводы, но и шутки, игры. Ребята, приглашаем вас принять участие в матрешкиных конкурсах.

Матрешкины конкурсы:
1. Предлагаем двум участникам надеть юбку и повязать платок - нарядиться матрешками. Жетон получит тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее.
2. Матрешки - игрушки, в которые не играют. Матрешки украшают дом. И все-таки матрешка, превратившись в сувенир, не перестала быть игрушкой. Назовите свои любимые игрушки, отгадав загадки про игрушки.

Нужно снять со стенда бабочку-оригами, развернуть, прочитать загадку и дать ответ.

- Кручусь, верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. (Юла)
- Не гром, а гремит. Но тем и знаменит. (Барабан)
- Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю... То их восемь, то одна. (Матрешка)
- По дорожкам, по тропинкам он бежит. А поддашь его ботинком - он летит. Вверх и вбок его кидают на лугу. Головой его бодают на бегу. (Мяч)
- Две ручки и веревочка - веселая игра. В нее играют девочки из нашего двора. (Скакалка)
- Его спустишь с поводка – улетит он в облака. (Воздушный шарик)
3. Узнай игрушку с завязанными глазами.
Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и дает ее в руки участнику - узнай!
Варианты игрушек: кубик, кукла, матрешка, машинка, мячик, Чебурашка, пирамидка, оловянный солдатик.
4. Матрешка - это один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Изготовить матрешку не менее трудно, чем создать дымковскую игрушку, хохломскую посуду, палехскую миниатюру, и невозможно без таланта и фантазии, терпения и трудолюбия мастера-художника. Задание будет заключаться в следующем: нужно соединить название центра декоративно-прикладного искусства с родным изделием, например:
- расписная брошь (Палех)
- тарелка, ваза (Гжель)
- поднос (Жостово)
- барыня (Дымково)
- матрешка (Сергиев Посад)
5. Матрешки любят ездить на ярмарку и покупать там баранки к чаю, приготовленному в угольном самоваре. Задание: двум командам раздаются по 20 баранок (из цветного картона) - кто быстрее соберет их в корзинку.
6. А теперь пора ставить самовар. (Выносится угольный самовар и ставится на поднос на журнальный столик, также ставится на стол ведерко с условной водой, кладутся на стол следующие предметы: шишки еловые или сосновые, лучина, труба, самоварная тушилка). Поможем матрешкам поставить самовар: нужно молча, используя все выставленные на столике предметы, выполнить необходимые действия в правильной последовательности.
Если участник игры нарушит последовательность действий, выходит другой участник.
- Налить в самовар воды.
- Закрыть крышку, поставить конфорку.
- Засыпать в самоварную трубу древесный уголь или шишки.
- Зажечь лучину и положить ее поверх угля или шишек.
- Поставить трубу.
- Вскипевший самовар накрыть тушилкой.

Ведущий: Почти анекдот, связанный с угольным самоваром. Рассказ Татьяны Анатольевны Захаровой, директора школы рабочей молодежи. Татьяна Анатольевна с семьей поехала отдыхать на турбазу. Захватили угольный самовар, набили шишками. Самовар вскипел. Саша, взрослый сын, бегает вокруг бурно кипящего самовара и кричит: «Как его выключить?! Как его выключить?!»
Чтобы узнать имя следующего гостя, нужно отгадать загадку.
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять
И стоит - качается.
Как он называется? (Ванька-встанька)

Ведущий держит в руках Ваньку-встаньку и рассказывает от первого лица.

Ванька-встанька: Праздник матрешки - это и мой праздник, потому что я тоже матрешка, только одноместная. Я Ванька-встанька. А еще за мой строптивый, несговорчивый характер меня прозвали куклой-неваляшкой. У меня есть два секрета, скрытые внутри меня. Знаете, какие? (Дети отвечают). Да, внутри у меня грузик, поэтому и фигурка моя очень устойчивая. А еще внутри у меня скрыта ласковая, добрая мелодия, которую я, если меня попросят, с удовольствием играю. Слышите? А еще про нас, кукол-неваляшек, сочинили очень симпатичную песенку. Сейчас вы ее услышите в прекрасном исполнении наших артистов.

Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой)

Дин-дон, дили-дон!
Что за странный перезвон?
Слышен он со всех сторон.
Дили, дили, дили-дон!
Мы милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.
Мы милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.
Ох, раз, еще раз
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.
Не спим, не сидим
И ложиться не хотим.
Днем и ночью мы стоим.
Очень весело звеним.
Мы милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.

Ванька-встанька: Я тоже хочу с ребятами поиграть. Я предлагаю разгадать мои загадки.

1. Внутри воды огонь пылает, вода его не заливает. (Самовар).
2. Русская женская крестьянская одежда, платье без рукавов, надеваемое поверх рубашки с длинными рукавами. (Сарафан).
3. Головной, пуховый... (платок).
4. Танец по кругу с пением и переплясом. Водят вокруг елки... (хоровод).
5. Подарок на память о человеке, стране, городе. (Сувенир).
6. Мячик, машинка, кубики, кукла - одним словом. (Игрушка).
7. Регулярно устраиваемая большая распродажа товаров с развлечениями. (Ярмарка).
8. Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление матрешек. (Липа).

Ведущий: У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике наши матрешки вам все это подарили.
Мы заканчиваем праздник песней, конечно, про матрешку. Подпевайте.

Матрешка-подружка (Стихи и музыка Л. Печникова)

1 куплет:
Игрушек больше миллиона
  в мире есть,
И всех игрушек нам сейчас
  не перечесть.
Но изо всех, быть может,
  только лишь одна
Для дружбы всех людей
  на свете рождена.
Сто лет Матрешке,
  но не старится она
Как красна девица - умна,
  скромна, стройна.
От многих бед ее сто лет
  хранит секрет:
Дуэт живет в Матрешке,
  трио и квартет!
МА-ТРЕ-ШКА! МА-ТРЕ-ШКА!

Припев:
Кукла Матрешка нарядна, красива.
Кукла Матрешка - улыбка России. 
Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна.
Матрешка - подружка на все времена!

2 куплет:
Как будто в русском
  цирковом парад-алле,
Плывут Матрешек хороводы по Земле.
И тот, кто встретит их,
  улыбку дарит им -
Так улыбнемся
  и все вместе повторим:
МА-ТРЕ-ШКА! МА-ТРЕ-ШКА!
Припев.

Подсчитываются жетоны, награждаются
3 победителя. Все дети получают по шоколадной конфете. Благодарность песенникам.

Ведущий: Спасибо за участие! До новых встреч, ребята!
 

Матрёшка

У матрёшки синеглазой

С балалайкою в руках,

Сарафан расшит тесьмою,

Весь в лазоревых цветах.

 

Раскрываешь расписную,

Глядь - а в ней ещё одна,

И похожа на большую -

Распрекрасная краса!

 

Только милая девица,

Развернув гармонь слегка,

Песню распевает лихо.

А за ней ещё одна.

 

На трещётке, изловчившись,

Такт весёлый отстучит,

Половинкою раскрывшись,

 К нам меньшую пригласит.

 

Пять красавиц расчудесных,

В сарафанах, что в цветах,

В красках солнечных небесных!

Песни русские в стихах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство детей с русской матрешкой"

Конспек занятия  по знакомству детей с матрешкой как предметом народного искусства....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.

Учебно-методическая разработка  предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....

Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с ПДД

В современной жизни невозможно представить человека отдельно от участия в дорожном движении, поэтому любой пешеход является участником дорожного движения, даже самый маленький. Проблема детского дорож...

"Знакомство детей с русской матрешкой"

Конспек занятия по знакомству детей с матрешкой, как предметом народного искусства....

Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями

Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное сл...