Путешествие по городу Воронежу.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Иванова Римма Евгеньевна

Познававательное занятие  для ознакомления старших дошкольников  с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o_voronezhe.doc43 КБ
Microsoft Office document icon voronezh_gorod_voinskoy_slavy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Путешествие по городу Воронежу».

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 95» г. Воронеж

Заместитель заведующей  по УВР  - Иванова Р.Е.

Цель занятия:

Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории ее развития.

Познакомить детей с архитектурными памятниками Петру 1, А.В. Кольцову,

И.С. Никитину, воинам-освободителям города Воронежа в годы Великой Отечественной

Войны.

    Познакомить детей с особенностями культуры и быта народов, сложившиеся в ходе

их исторического развития.

       Воспитывать уважение, любовь к родному городу. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Предварительная работа:

Рассматривание карт города Воронежа, Воронежской области, иллюстрации

«Старый  город Воронеж», иллюстрации современного города, рассматривание книги

«Воронеж» - Э. Кравчуг, Г. Струкова  ( 1976г). Чтение книги «Азбука родного края» Веденеева (1994г.)

   Рассматривание альбомов: «Воронеж в годы  Великой Отечественной войны»,

«Родной Воронеж».  Беседы с детьми о поэтах и писателях города Воронежа.

 Ход занятия:

«…Марта в 1 день…. По государеву и великого князя Федора Ивановича всеа Руси указу…на Дону , Богатова затону два днища, велено поставить город Воронеж…»

Было дикое поле, тьма кочевников, тучами налетающих, степь густая, многотравная, непаханая, с вражьими тропами.

 Но вырос на пути Воронеж в 1585г. (воевода Сабуров)

 На засечной черте , на крутых приречных холмах у Воронежа-реки поднялась крепость,  обнесенная дубовыми стенами,  с высокими четырехгранными башнями, откуда зорко вглядывались в степь дозорные стрельцы. Преградою кочевому разбою встал  Воронеж.

Почувствовала степь ; конец беспрепятственному разбою, здесь стрелами и диким гиканьем не возьмешь; только лишь поднимутся пыль да дым спаленных слобод- дают сигнал караульные вышки, звонит колокол, за оружие берутся горожане, в соседние остроги летят гонцы. Стрелецкая, Пушкарская, Конная –в старинных названиях этих улиц -память о дозорной крепости, грозной стрельцами и пушками.

   Вопросы детям:

В какой стране мы живем?

Кто президент  в нашей стране?

В каком городе мы живем?

А всегда ли наш город был таким красивым, большим, с кирпичными домами?

Да, ребята, первоначально наш город представлял собой деревянную крепость . В 1585 году ее поставил на берегу реки Воронеж воевода Сабуров. Он и считается основателем Воронежа. Деревянные строения менее прочны и долговечны по сравнению с каменными, они бессильны перед огнем. Из истории известно , что Воронеж несколько раз горел.

Самые сильные  пожары были  в 1748г. и в1773г.

Город вновь восстанавливался. Все больше появлялось каменных зданий.

 Зимой 1696года под Воронежем  началось строительство флота. Он был нужен для того, чтобы получить выход  к Черному морю.

Строительство велось 15лет.

Ребята, а кто приказал строить корабли в Воронеже? –царь Петр1.

Зачем нужны были корабли нашей стране?-(охранять границу )

    Поэтому наш город называют колыбелью русского флота.

Шли года, столетия, наш город перестраивался, достраивался, становился краше и краше; и превратился в большой, красивый город.

На какие два берега разделила река Воронеж наш город?

На каком берегу мы живем?

Как мы можем попасть на правый берег? На каком транспорте?

А как называются мосты, которые перекинулись через водохранилище?

Ребята, давайте мы с вами совершим маленькую поездку по городу. Вспомните, что когда мы переезжаем через водохранилище, то дорога ведет вверх на «Чижовский плацдарм».

Слева мы видим памятник «Три солдата дают залп из оружия».

Почему,  именно на этом месте стоит памятник? (Могила воинам Совецкой Армии.1942-43г. скульптур Толмачева, архитектор Селютин в1975г.)

Правильно, в 1943году в этих местах при освобождении Воронежа  от немецко-фашистских захватчиков шли очень тяжелые бои. И не смотря  на то, что погибло очень много наших солдат, Чижовский плацдарм был освобожден. Отправляемся дальше, в самый центр    города.

Посмотрите налево, мы проезжаем знакомое здание. Все люди любят ходить в цирк, отдыхать и веселиться.

А вот мы и приехали на площадь Ленина. Все  вы видели большую городскую елку, гуляли с родителями по площади.

Кто вспомнит, какое здание стоит слева от памятника В.И.Ленину? Да, это Государственный театр оперы и балета. Построили его в 1961году архитекторы А.В.Миронов и Б.В.Ефимов. Справа от памятника расположена центральная, городская библиотека имени Никитина.

С площади мы сразу попадаем в красивый сквер. В центре сквера расположен фонтан, по краям стоят лавочки, где люди отдыхают. В сквере много деревьев, подстрижен красиво кустарник, а рядом с фонтаном стоит памятник.

Как называется этот сквер?

Почему его так назвали?

Да,  памятник этот Алексею Васильевичу Кольцову, который родился в 1809году в городе Воронеже, на окраине в Гусиновке. Домик, где родился поэт, не сохранился. Через несколько лет семья из Гусиновки перебралась в центр города. Они жили на улице Большой Дворянской, а сейчас это проспект Революции. Как и все дети, Алеша любил побегать, порезвиться. Однажды в 16 лет он упал с лошади и сильно ударился о землю. На всю жизнь он остался сутуловатым. Отец Алеши промышлял стадами баранов, летом он брал Алешу в степь, помогать пасти скот. Поля, раздолье степей приводили поэта в восторг, их он воспевал в своей поэзии: « Путник», «Русь».Умер поэт 29 октября 1842 года, в возрасте 33 лет. В 1868 года состоялось открытие памятника А.В.Кольцову. Скульптор-выходец из Италии Августин Трискорни. Сквер, где находится этот памятник, назван его именем.

От Кольцовского сквера  мы пройдем и посмотрим налево, то увидим кинотеатр «Спартак»(1955г.архитектор Н.Я.Неведров) Это очень красивое здание, с высокими колонами.

А если мы пройдем вперед, то попадем на главную центральную улицу города -проспект  Революции ( раньше Большая Дворянская ) Это широкая улица, а начинается она с кинотеатра «Пролетарий». Это новое здание,  построенное в 1969году ( архитектор Ю.В.Львов). Раньше кинотеатр назывался «Увечный воин»,который принял своих первых посетителей в 1916году. Но этот кинотеатр был разрушен в годы Великой Отечественной войны.

Рядом с кинотеатром расположена площадь имени Никитина  В центре стоит памятник

Ивану Савичу Никитину.

  -Ребята, кто такой И.С.Никитин? Почему люди чтят память Никитину?

  Да, И.С.Никитин родился в городе Воронеже в1824году . Мать у него умерла рано, поэтому Ване пришлось рано начать работать. Он был содержателем постоялого двора.

Будущий поэт много трудился и общался с бедными людьми. Он видел, как трудно живут люди и эту трудную жизнь и надежду И.С.Никитин потом выразил в своей поэзии: «Дедушка», «Пряха», «Ночлег в деревне» и т.д..

Поэт в своих стихотворениях прославляет мужество русского народа,  любовь к родному краю. Умер поэт в 1860году в 37 лет.

В 1911году был открыт памятник И.С.Никитину, но в Великую Отечественную войну его разрушили. Похоронили И.С.Никитина рядом с А.В.Кольцовым на Новомитрофановском кладбище.    

 А теперь давайте пройдем по проспекту Революции и  полюбуемся.

На проспекте расположились рядом и старые, построенные в 18 веке здания -это здание главной почты города, и здание, где сейчас размещается областной художественный музей имени И.И.Крамского, и здание, где учился  И.С.Никитин, а теперь это здание занимает Воронежский монтажный техникум.  И  совсем новые здания: это Областной театр кукол, построенный в 1984году   (  архитекторы Н.С.Топоев и В.Г.Фролов) , а это здание – управления ЮВЖД. (1952год, архитектор Николай Владимирович Троицкий)

Этот архитектор, профессор много сделал для того, чтобы восстановить послевоенный Воронеж из руин. Н.В.Троицкий занесен в « Книгу почета города Воронежа».  

Вот мы и не заметили, как подошли к Петровскому скверу. Я расскажу вам о памятнике Петру1. В 1860году был открыт памятник Петру1 ( скульптор А.Е.Шварц, архитектор А.А.Кюи). В 1942году памятник был похищен фашистами. Новая скульптура выполнена в 1956году скульптором Н.П.Гавриловым.

     А сейчас давайте вернемся на площадь Победы.

- Ребята, вспомните, когда, в каком году  немецким захватчикам удалось ворваться в пределы Воронежской области?    ( летом 1942года 13 июня была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров. 26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города, в июле в город ворвались немцы.)

- Весь ли город был захвачен немцами?

- Как долго  город оставался фронтовым? ( 212 дней и ночей)

- Под чьим командованием город Воронеж был освобожден от захватчиков? ( под

      командованием генерал-майора И.Д.Черняховского) Памятник И.Д.Черняховскому стоит на площади Черняховского перед главным железнодорожным вокзалом.

  А сейчас давайте посмотрим на эти стелы. Что за орден присвоен городу Воронежу за победу  над немецко-фашистскими захватчиками? Правильно. Это орден Отечественной войны 1 степени. Воронеж награжден им указом от 6 мая 1975года.

 В 1943 году 25 января Советская Армия освободила город Воронеж от немецко-фашистских захватчиков, а 9 мая 1945 года наши войска победили полностью фашистов.

В этот день прогремел самый большой праздничный салют. А 30 лет спустя в центре города Воронежа на площади Победы открыли новый мемориал-монумент в честь защитников Воронежа. В скульптурной группе – солдат и партизан, мать с ребенком на руках и старик…

  Весь  советский народ от мала до велика защищал родную землю, и победа наша-

дело всего народа.

Сегодняшний Воронеж свято чтит память тех, кто в трудный час стоял на защите города и Родины.          

                         

                         



Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия для детей старших и подготовительных групп.

Тема: «Воронеж – Город Воинской Славы!»

Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края  - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его  стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Всякий раз, когда приближается 25 января - День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, мы вновь обращаемся к событиям далеких военных лет. Радость многострадальной победы, горечь при виде разрушенного города - эти чувства пережили воронежцы в 1943 году. Тем, кто выжил, пришлось восстанавливать город из руин. В честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники. Сегодня там горит Вечный огонь, лежат живые цветы.

Цель занятия – Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.
  2. Познакомить детей с военным историческим прошлым своего города.
  1. Дать детям  представления о героическом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной Войны, чьи имена навечно прописаны в названиях улиц Воронежа.  
  2. Систематизировать знания детей о том, что в честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники, где горит Вечный огонь, лежат живые цветы.
  1. Пробудить первые гражданские чувства дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. /Презентация/

.    .

Предварительная работа:

  1. Рассматривание карт города Воронежа, Воронежской области, иллюстрации

      «Старый  город Воронеж», иллюстрации современного города, рассматривание книги  «Воронеж» - Э. Кравчуг, Г. Струкова  ( 1976г).

  1. Чтение книги «Азбука родного края»     Веденеева (1994г.)
  2. Рассматривание альбомов: «Воронеж в годы  Великой Отечественной войны»,

    «Родной Воронеж».

Материал:  Презентация  «Воронеж – город Воинской славы». Показ презентации проходит по ходу занятия.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, занимают свои места.

Выходят  трое детей  и читают стихотворение  « Родина моя».

1.Наша Родина – Воронеж

Город древний и родной.

Многое сейчас мы вспомним

Из истории его.

2.Много лет, десятилетий и

Столетий проплыло.

Над землёю наших предков,

Всё, что было – уж прошло.

3.Но от самого рожденья

Мы историю храним.

О делах веков прошедших

Мы сегодня говорим.

Воспитатель:  Слайд 2

«…Марта в 1 день…. По государеву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу…на Дону, Богатова затону два днища, велено поставить город Воронеж…»

Было дикое поле, тьма кочевников, тучами налетающих, степь густая, многотравная, непаханая, с вражьими тропами.

 Но вырос на пути Воронеж в 1585г. (воевода Сабуров)

 На засечной черте, на крутых приречных холмах у Воронежа-реки поднялась крепость,  обнесенная дубовыми стенами,  с высокими четырехгранными башнями, откуда зорко вглядывались в степь дозорные стрельцы. Преградою кочевому разбою встал  Воронеж.

Почувствовала степь; конец беспрепятственному разбою, здесь стрелами и диким гиканьем не возьмешь; только лишь поднимутся пыль да дым спаленных слобод - дают сигнал караульные вышки, звонит колокол, за оружие берутся горожане, в соседние остроги летят гонцы. Стрелецкая, Пушкарская, Конная – в старинных названиях этих улиц - память о дозорной крепости, грозной стрельцами и пушками.

 Воспитатель:

А враги у Руси всегда были: монголы, половцы, печенеги, татары, кочевники.

Они совершали набеги на Великую Русь, грабили людей, убивали, не жалея ни старых, ни малых.

Дети:

1.Но не простил народ великий

Ни унижений, ни обид.

По всей стране необозримой

Призывный клич уже летит.

2. И собралася рать велика,

И звон пронёсся над землёй.

Кольчуги, палицы и пики –

Всё пригодилось в этот бой.

3.Стояли насмерть наши предки.

И сотни в битве полегли,

Но никогда монголов плети

Россию больше не секли.

Воспитатель:. (Слайд3,4,5)

Город Воронеж рос и развивался.  Здесь живут кузнецы, купцы, сапожники, скорняки и плотники.  Жилось им спокойно, сытно и легко. Земля пышет плодородием. Растут тут сосны корабельные.  Реки катят полноводные. /Слайд 6/

Дети:

1. И вот пришла пора свершений

Царя Петра настало время.

России флот необходим –

Так царь подумал и решил.

А где вода и лес, и люди,

Что это дело не загубят?

Да на Воронеже-реке.

2.И царь садится налегке,

И мчит смотреть Воронеж-град.

И сосны перед ним стоят,

И катят волны, реки полны.

«Здесь мы построим русский флот!»

И царь уж сам топор берёт,

И тешет брёвна, парус ставит.

И вот, под стенами заставы

Тесно от лодок, кораблей

Для покорения морей.

Воспитатель: Наш город Воронеж называют колыбелью русского флота.

В честь Петра Великого поставлен памятник, назван сквер, и в водах

Воронежского водохранилища стоит памятник в виде корабля

Петровских времён./ Слайд 7,8/

Воспитатель:  /Фон музыки «В городском саду»/

 Шло время. Город Воронеж развивался, строился, хорошел день ото дня. Вместо маленьких мастерских строились крупные заводы и фабрики, театры и магазины, школы и детские сады. Город наш стал крупным промышленным, историческим, студенческим, культурным центром (Показ слайдов 9,10.11,12,13,14,15)

/Левитан слова  о начале Великой Отечественной Войны/

Воспитатель:

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, нарушив соглашение о ненападении, заключённое правительствами Германии и России. Так на нашу землю пришла Великая Отечественная Война.

Страшнее её до сих пор ничего не было. Фашистская армия, как лавина покатилась по нашей стране. Каждая семья провожала  на фронт добровольцев: отцов, мужей, братьев и сестёр (Показ слайдов 16,17, 18).

Дети слушают песню «Вставай, страна огромная»

Воспитатель:

И снова наша Родина в опасности. Всё ближе и ближе к Воронежу подходят фашисты. Они даже разработали операцию по захвату нашего города, и назвали ее «Синяя». Они сжигали на своем пути  деревни, убивали мирное население, не жалея стариков и детей.

13 июня 1942года была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров.  /Звук сирены, гул самолётов/
26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города,
в июле в город ворвались немцы (Показ слайдов 19,20.21,).

Наш город ощетинился пушками, зенитными орудиями, противотанковыми ежами (Показ слайдов 22)

Воспитатель:

И вот фашисты захватили  правый  берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов. (Показ слайдов 23,24,)

Наши солдаты сражались за каждую улицу, каждый дом, каждый метр земли нашего родного города. Сражались до последней капли крови, не жалея свои молодые жизни.

Помогали солдатам и простые жители города: молодые и старые, мужчины, женщины и дети (Показ слайдов 25,26,27).

Воспитатель: (Показ слайдов 28).

25 января 1943 года советскими войсками

60-й армии под командованием

генерала И.Д. Черняховского

 был освобожден Воронеж (Показ слайдов 29.30).

Воспитатель:

За героизм и мужество в годы ВОВ город Воронеж награждён орденом

ВОВ 1 степени. А на Площади Победы установлена Стела с большой копией этого ордена (Показ слайдов 31).

Воспитатель:

16 февраля 2008г Указом  № 206 президента  России Воронежу присвоено звание «Город воинской славы». (Показ слайдов 32).

По всей стране люди чтят память о воинах, погибших в этой войне, возводят

памятники известным и неизвестным героям.

Около памятников горит вечный огонь. В любой день у подножия этих памятников можно увидеть живые цветы, а это значит, что люди помнят своих героев, отдавших жизнь за будущие поколения. (Показ слайдов 33,34,35,36,37,38).

Воспитатель:  Почтим и мы память павших минутой молчания.    

                  «Минута молчания»

Воспитатель:

Ребята! А как ещё люди хранят память о героях войны?

(О них написаны стихи, песни; нарисованы их портреты; о них сняты фильмы. В их честь названы площади, скверы, улицы, установлены памятники).

Воспитатель:

 Ребята! А какие улицы нашего города названы в честь героев ВОВ?

Беляева Раиса васильевна (1912—1943) — старший лейтенант, командир эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка 101-й авиадивизии ПВО. Родилась в г. Зуевке Кировской области. Участница Сталинградской битвы. В воздушном бою над Воронежем 19 июля 1943 года была тяжело ранена и погибла при посадке самолета на аэродром авиазавода. Похоронена в братской могиле № 6 (парк Строителей).

 Бовкун Михаил Кузьмич(1918-1942) — лейтенант, командир взвода 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии. Родился в Полтавской области. В бою на улице Ленина 17 июля 1942 года, прижав к груди гранату, бросился на амбразуру фашистского дзота. Похоронен в братской могиле № 15 (станция юннатов). Посмертно награжден орденом Ленина.

 Вавилов Геннадий Сергеевич (1923-1942) — красноармеец 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии. Родился в Суздальском районе Владимирской области. В бою на улице Ленина 15 июля 1942 года грудью закрыл амбразуру немецкого дзота. Похоронен в братской могиле № 15 (станция Юннатов).

Колесниченко Василий Ефремович(1915—1942) — младший лейтенант, пилот 573-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии ПВО. Родился в Кировоградской  области. В   воздушном  бою   над  Воронежем   1  июля 1942 года уничтожил фашистский самолет таранным ударом. При этот  сам  был смертельно ранен  и  в  тот  же  день скончался  в госпитале.  Похоронен  в  братской  могиле  №  15   (станция юннатов). Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Куколкин Валентин иванович(1924-1942) — разведчик батальона народного ополчения. Родился в Воронеже. Работал мотористом на механическом заводе, внештатным заведующим военного отдела Ворошиловского (ныне Ленинского) райкома ВЛКСМ. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942 года. Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

 Куцыгин даниил Максимович(1895-1942) — секретарь Ворошиловского (ныне Ленинского) РК ВКП(б) г. Воронежа, комиссар батальона народного ополчения, старший политрук. Один из организаторов обороны железнодорожных мостов у Отрожки. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942 года. Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден орденом красного Знамени.

Воспитатель:

С каждым днём наш город становится краше и краше. Мы любим свой Воронеж  и гордимся им.А закончить наше занятие хочется стихотворением ученика школы № 79 Андрея Колядина

Мой город большой и красивый.

Здесь я родился и рос.

Мой город в центральной России.

Хочу, чтобы всем хорошо в нём жилось!

Мой город известный, старинный,

Основан Великим Петром.

Его прославляли поэты.

Горжусь, что родился я в нём!

Люблю я свой город весёлый.

Живёт в нём моя вся семья.

Мой дом, моя улица, школа,

Воронеж – Родина моя!

Звучит песня воронежского барда Сергея Гребенникова о Воронеже.

На фоне музыки показ слайдов 39.40,41,42.43,44,45,46,47,48/

С каждым годом всё краше дорогие края…

Лучше Родины нашей  - нет на свете, друзья!

Составила:

Иванова Римма Евгеньевна

заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 95» администрации городского округа город Воронеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по любимому городу Воронежу»

конспект итогового открытого НОД в старшей группе «Путешествие по любимому городу Воронежу»Тема недели: «Их именами названы улицы нашего города»...

Конспект познавательного занятия "Путешествие по городу Воронежу"

«Путешествие по городу Воронежу».(Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста.) Цель занятия:•     Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить ...

Сценарий посвященной 76-годовщине освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков «25 января День освобождения города Воронежа» Подготовительная группа

Во время ВОВ Воронежу приходилось очень тяжело. Фашисты захватили правый берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов....

Конспект открытого итогового занятия "Игра-путешествие по родному городу Воронежу"

Игра по станциям , посвященная освобождению города Воронежа от немецко-фашистких захватчиков...

Открытый районный конкурс "Воронеж непокоренный", посвященный 80-ой годовщине освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27389241","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27389249","attributes":{"alt":"","class"...