Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю нге более 25 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 общеразвивающего вида
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию
в старшей группе «Наш дом – природа».
Воспитатель: Березина Н.И.
Г. Одинцово, 2011 год.
1.Пояснительная записка
Охранять природу - значит охранять
Родину.
М.Пришвин.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.
Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Материал программы «Природа – наш дом» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут.
2. Учебно – тематический план.
Тема | Количество часов |
1.Что такое природа? | 1 |
2.Что такое живая природа? | 1 |
3.Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер). | 1 |
4.Человек – частица природы. Природа – наш дом. | 1 |
5.В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку? | 1 |
6.Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?» | 1 |
7.Собираем осенью урожай плодов. | 1 |
8.Какие бывают птицы: знакомство с перелетными и зимующими птицами | 1 |
9.Домашние животные. | 1 |
10.Дикие животные. | 1 |
11.Уход за комнатными растениями. | 1 |
12.Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней? | 1 |
13.Жизнь растений зимой. | 1 |
14.Кто как зимует. Жизнь животных зимой. | 1 |
15.Вода – источник жизни. | 1 |
16.Жизнь воды. Основные свойства воды. | 1 |
17.Что мы знаем о воде? | 1 |
18.Круговорот воды в природе. | 1 |
19.Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума). | 1 |
20.Что в морской глубине на самом дне? | 1 |
21.Викторина о воде. | 1 |
22.Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | 1 |
23.Мы – ветры. | 1 |
24.Экскурсия на участок (весенние изменения в природе). | 1 |
25.Что за чудо – кладовая есть у матушки – земли: знакомство с почвой. | 1 |
26.Обитатели почвы: знакомство с кротом и дождевым червяком. | 1 |
27.Лес – наше богатство. Этажи леса. | 1 |
28.Взаимосвязи в природе. | 1 |
29.К первоцветам в гости(экскурсия на участок). | 1 |
30.КВН «Наш дом – природа». | 1 |
3.Содержание программы
месяц | № по порядку | ТЕМА | Содержание программы | Материалы и |
Октябрь | 1 | Что такое природа? | Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу. Д.и. «Природа – не природа». | Комплект карточек «Природа –не природа»; игрушки; природный материал; мяч. |
2. | Что такое живая природа? | Закрепить понятия «природа» и «не природа».Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться. | Комплект карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика»; губка с водой. | |
3. | Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер). | Закрепить понятия «живая»- «неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ. Д.и. «Кто в домике живет?» | Игрушка ежик; лист ватмана; рисунки с изображением людей; животных и растений; краски; клей. | |
4. | Человек – частица природы. Природа – наш дом. | Раскрыть понятия: - человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается; - связь человека с природой, ее компонентами; - человек – частица природы; - природа – единственный дом человека. | Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками. | |
Ноябрь | 5. | В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку? | Солнце, как великий труженик: оно – источник тепла и света, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер (перемещение теплого и холодного воздуха). | Игрушка Карлсон; рисунок солнца. |
6. | Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?» | Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день). Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль. | Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски. | |
7. | Собираем осенью урожай плодов. | Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком). | Муляжи овощей и фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч. | |
Декабрь | 8. | Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы). | Рассказать о перелетных и зимующих птицах: - причины отлета птиц; - классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания; Как помочь птицам в зимних условиях. Д.и. «Кто что ест». | Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени. |
9. | Домашние животные. | Сформировать понятие «домашние животные»: - рассказать об их жизни и существенных признаках; - живут рядом с человеком, человек о них заботится. Д.и. «Найди детеныша». | Иллюстрации диких и домашних животных | |
10. | Дикие животные. | Сформировать понятие «дикие» животные: - рассказать об их жизни и признаках; - дикие и домашние животные – родственники; - классификация диких и домашних животных. Д.и. «Дикие и домашние животные», «Кто где живет». | Телеграмма; клубок; два обруча ;рисунки диких и домашних животных. | |
11. | Уход за комнатными растениями. | Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения (стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать). | Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами. | |
12. | Хвойное дерево – ель. Кто дружит с ней? | Рассказать: - о строении ели(ствол, ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположены по одной на ветке; корень; шишки продолговатые с семенами); - отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам); - роли ели в жизни животных ( для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа –дом; для клеста и дом, и столовая). | Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры( треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели. | |
Январь | 13. | Жизнь растений зимой. | Рассказать: - о состоянии растений поздней осенью и зимой; - способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя); - как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли). | Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев. |
14. | Кто как зимует. Жизнь животных зимой. | Рассказать о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформировать навыки установления причинно – следственных связей. Как помочь животным зимой. | Комплект карточек «Животные»; пособие«Зимний лес». | |
15. | Вода – источник жизни. | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой. | |
Февраль | 16. | Жизнь воды. Основные свойства воды. | Выявить: - свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы); - где встречается вода. | Прозрачные сосуды разной формы и величины; глоьус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками. |
17. | Что мы знаем о воде? | Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед. Д.и. « Какой бывает вода». | Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед. | |
18. | Круговорот воды в природе. | Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе. | Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями. | |
19. | Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума) | Рассказать: - о водоеме (аквариуме) как среде обитания животных и растений); - о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем, как естественном водоеме; - о создании необходимых условий для обитателей водоема. | Аквариум с обитателями. | |
Март | 20. | Что в морской глубине, на самом дне? | Рассказать: - о море, как среде обитания животных и растений; - разнице между морскими и речными обитателями. | Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки. |
21. | Викторина о воде. | Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы. | Медали; конверты с заданиями. | |
22. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | Раскрыть понятие «воздух»: - свойства воздуха; - роль воздуха в жизни человека. Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям. | Мяч; воздушный шар;емкость с водой; пустая бутылка. | |
23. | Мы – ветры. | Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. | Вентилятор; аудиозапись со звуками ветра. | |
Апрель | 24. | Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе. | Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать. | |
25. | Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой. | Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека. | Колба с почвой; вода; лупа; муляжи овощей и фруктов. | |
26. | Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком. | Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы. | Иллюстрации крота, червя, барсука. | |
27. | Лес – наше богатство. Этажи леса. | Дать понятие: лес – наше богатство. Познакомить с «этажами» леса. Закрепить знания о диких животных. Воспитывать любовь к природе. | Плакат «Лес» с указанными на нем «этажами». | |
Май | 28. | Взаимосвязи в природе. | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их. Д.и. «Кто чем питается». | Карточки «Цепи питания»; схемы к игре. |
29. 30. | К первоцветам в гости. (экскурсия). КВН «Природа – наш дом». | Дать детям понятие о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми. Создать у детей атмосферу праздника. Развивать мышление, память, фантазию детей. Воспитывать интерес к знаниям; обобщать и систематизировать материалы разных тем. | Картинки животных; плакат «Круговорот воды в природе»; картинки «Цепи питания»; картинки о природе; музыкальное сопровождение.. |
4. Методическое обеспечение.
1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2008.
2.Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.
3.Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.
4.Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М., 2007.
5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.
6.Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.
7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
8. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
9.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.
10.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 1996.
11.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
12.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
13.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
содержание программы, план...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»
Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...
Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Воздух-невидимка
Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования. В дошкольном возрасте эксперементирование является ведущим, а в первые три года- практически ед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Лесовичок»
Программа направлена на формированте у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу в процессе бесед, наблюдений, опытов, а также средствами нетрад...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Экоша"
Рабочая программа по дополнительному образованию...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...