Конспект занятия по экологии. "Путешествие в страну насекомых".
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Бывальцева Валентина Ивановна

Для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nasekomye.zip8.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по теме: «Насекомые»  (старшая группа)

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
  2.  

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. Развивать зрительную и слуховую память.
  1. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  1. Развивать связную речь.
  1. Развивать образность речи.
  1.  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  1. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  1. Развивать общую моторику, координацию.
  1. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок,  дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1 часть:Организационно-мотивацинная

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

        Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

2 часть: Моделирование и разрешение проблемной ситуации

Воспитатель:

- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель  читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам  помоги!

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку( ребята надевают маски-шапочки).. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первый конверт с заданием от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  1. У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  1. Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  1. Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  1. Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  1. Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок и их туловище состоит из трех частей(голова, грудь, брюшко).  -А паук – это насекомое?(Нет, паукообразное. У него 8 лап и туловище состоит из двух частей(головогрудь, брюшко).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, оказывается среди насекомых есть хищные, полезные, вредные обитатели?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

-  Молодцы все загадки отгадали, и на полянке появилась первое спасенное нами насекомое: пчела , но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдемте дальше.А вот второе задание от паука:

Игра «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?  

  1. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.(Лишняя пчела, потому что она полезная, а все остальные относятся к хищным).
  2.  
  3. Муха, кузнечик, бабочка, паук.(Лишний паук, потому что он не относится к насекомым).
  1. Шмель,муравей, стрекоза, комар.(Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают).
  1. Муравей, кузнечик, бабочка, таракан.(Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают).
  2. Воспитатель:

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.Но , ребята, вам не кажется что кто-то крадется к нашей полянке? 

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про пчелу, да про муравья, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка?

 Ответы детей:

- Бабочка откладывает яйца.

 Воспитатель:

- Кто появляется из яйца?

Ответы детей:

- Из яйца появляется гусеница.

 Воспитатель:

- Что делает гусеница?

Ответы детей:

- Она питается листьями и растет.

 Воспитатель:

- В кого она превращается?

 Ответы детей:

- Гусеница превращается в куколку.

 Воспитатель:

- Кто выходит из куколки?

 Ответы детей:

- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.

 Воспитатель:

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.  

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

  1.   Рассказы детей по цепочке ( сбор цепи превращения). 
  1. Вот мы с вами спасли еще и бабочку. Но у нас остался еще один конверт с заданием от паука , давайте, посмотрим что же в нем.
  2. Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наш паучок все перепутал ,составляя для нас задание. На картинках насекомые изображены комично: крылья у стрекозы, брюшко у божьей коровки...
  3.  ( дети с воспитателем рассматривают картинки)    
  4. Воспитатель: Вот так , паучок, все запутал в своей паутине. Я предлагаю вам разобрать  эту путаницу.Постарайтесь найти себе друга или подругу, чтобы вместе исправить ошибки.
  5. ( На столах лежат разрезные картинки с изображением насекомых для составления правильного изображения насекомого).
  6. Дидактическая игра"...название?
  7. Воспитатель: Мы хотели исправить ошибки паука, мы с вами это сделали.А кто из вас вспомнит как передвигаеться и чем питается ваше насекомое?
  8. (стрекоза-летает, питается маленькими мошками, комарами, она-хищгица;кузнечик-прыгает, стрекочет, питаеться соком растений, нектаром цветов, насекомыми, хищник; божья коровка- летает, ползает, питается тлей, клещами, личинками жуков;комар-летает, питается комар-самец нектаром цветов и соком растений, а комариха - прокалывает кожу человека и животного; муха-летает, ползает,питается всем тем, что ест человек ).
  9. Воспитатель: Вот мы спасли с вами еще стрекозу, муху, комара, кузнечика, божью коровку.

. Итог занятия.

 Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!А нам поможет наш волшебный цветок оживить поляну, возьмите в руки чудо-магнит и поднесите к насекомому с низу, что получается? Правильно, наши насекомые двигаются.

 А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?(Да.)

-Наше путешествие хотелось бы завершить стихами , вы мне поможите ?

Дети читают стихи о насекомых:

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Растет трава густая

В тени больших берез.

На скрипке там играет

Кузнечик-виртуоз.

Волшебные руланды

Выводит он смычком,

И льются серенады

Над садом вечерком.

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод,

Мы- быстрые стрекозы,

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья,

Прозрачною слюдой.

Бубенцом звенит веселым

Желтый липовый цветок.

Из него шмели и пчелы

Пьют душистый сладкий сок.

У божьей коровки не видно головки.

В оранжевом, в черную точку платочке.

Ее не ловите, пожалуйста, дети!

Милее она всех букашек на свете.

Бабочка-красавица, 

В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала...

-Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

Муха, муха-надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха:стол накрыт,

По тарелкам суп разлит!

Хлеб нарезан - можно есть.

Только где же мухе сесть?

Заведем правило: Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и др. насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Путешествие в мир природы"

Прививать детям любовь к живой и неживой природе. Ценить и оберегать то, что нас окружает. Дети чуткое творение бога, поэтому ребенок правильно воспринимает хорошие поступки окружающих. Если ребенок п...

Конспект занятия по экологии «Путешествие в сказочный лес»

Конспект занятия по экологии "Путешествие в сказочный лес" для старше-подготовительной группы....

Конспект занятия по экологии «Путешествие в таинственный мир насекомых»

Программное содержание: обобщить представления детей о многообразии насекомых-Закрепить  знания об условиях их обитания-Развивать внимание, память, воображение-Развивать связную речь детей-Воспит...

конспект занятия по экологии "путешествие по экологической тропе"

                  КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  ЭКОЛОГИИ...

Конспект занятия по экологии «Путешествие в весенний лес»

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею....

Конспект занятия по экологии,,Путешествие на воздушных шарах"

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.-расширять знания о воздухе.-познакомить со свойствами воздуха и его значением в жизни человека.-развивать навыки лабораторных...