Проект по противопожарной безопасности "Не играй с огнём!"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Вид проекта: групповой, комплексный, проект средней продолжительности.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Участники проекта:

•                    Воспитатель.

•                    Дети 4-5 лет.

•                    Родители.

Срок реализации проекта: ноябрь 2010г. – март 2011г.

Актуальность:

Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнём и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного  возраста, ведь детский возраст является для этого  самым благоприятным .

Цель проекта:

формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

- Познакомить с историей возникновения огня.

- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

          - Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.                                                                                 - Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

- Развивать творческие способности дошкольников.

- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

      - Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Ожидаемый результат:

•         Профилактика панического страха перед огнём.

•         Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.

•         Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

•         Изменение отношения родителей к данной проблеме.

 

Проект возник на основе  впечатлений от увиденного и  вопросов детей.

 В работе над проектом соблюдала принцип последовательности, создавала атмосферу  сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход. К работе над проектом подходила творчески, ориентируя детей  на использование накопленных знаний и впечатлений.

 На 1-ом  (подготовительном)  этапе провела анкетирование  с родителями, проанализировав уровень готовности родителей к работе по данной проблеме, обсудив вопросы, связанные с проектной деятельностью, определили цели и задачи проекта , подготовили  дидактические игры по теме проекта,  стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки,  была организована  выставка книг «Писатели о пожаре», которые можно прочитать детям. Дети в игровой и совместной деятельности учатся видеть, когда огонь-друг, а когда-враг.Для этого используем:

 -дидактические игры: «Верно-не верно», «Закончи предложение», «Что будет, если…», «Огонь-друг, огонь-враг», «Найди недостающие детали», «Это я и мои друзья», «Почему возник пожар?», «Слушай внимательно», «Огнеопасные предметы»;

-рассматривание плакатов и иллюстраций в книгах, беседы: «Огонь – друг и огонь – враг», «Если возник пожар», «Эта спичка – невеличка», «Будь осторожен с электрическими приборами», «Профессия пожарного», «От чего загорелась ёлка», «Отважные спасатели».                                                                                 

   На 2-ом (практическом) этапе  у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.    Для этого использую специально организованные занятия, провожу ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы, организую тематические конкурсы детских рисунков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, в ходе которых у детей  формируются дисциплинированность,   определённые знания и умения  пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара. Проблема решается в различных видах деятельности:

-конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка», разучивание пословиц, поговорок, загадок по пожарной тематике;

-музыкальное развлечение «Маленький концерт» и исполнение частушек на пожарную тематику, слушание песен «Тревога», «Пожарные»;

-экскурсия по детскому саду с целью  знакомства с уголком противопожарной безопасности,  его назначением и  ознакомлением  со способами тушения пожара;

- драматизация потешки «Тили-бом, тили-бом», инсценирование стихотворения «Спор спичек»;

-занятия:

ИЗО:«Изобрази огонь»,

ознакомление  с окружающим миром: «Запомни эти правила!», «А у нас в квартире газ», «Огонь добрый и злой», «Спички-не игрушка!», «Пожар в лесу», «Внимание: ёлка!», «Чтобы не было беды»,                                                                                                     

физическое воспитание:  «Пожарные на учении»,

введение в художественную литературу:  чтение рассказа Т. Фетисова  «Куда спешат красные машины»; чтение с пересказом рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»;  произведения К.И.Чуковского «Путаница», сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа», произведений Б.Житкова «Дым»,  «Пожар»,  сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»,  произведения С.Я.Маршака «Пожар»,

 - сюжетно-ролевые игры: «Больница. Медицинский осмотр пожарных», «Водитель пожарной машины», «Пожар в доме»,

-   тренировочная эвакуация детей при пожаре,

-   игры-развлечения: «Пожарные», «Весёлые старты» ,тематические досуги, которые позволяют в занимательной форме освоить, закрепить знания детей о противопожарной безопасности и применить их на практике в разных видах деятельности,

- просмотр «Уроков осторожности тётушки Совы» ,

-  создание специальных ситуаций: «Действия при пожаре», «Вызови пожарных», «На тебе горит одежда»,

-литературная викторина,

-подвижные игры: «Огонь и вода», «Эстафеты», «Пройди – не задень», «Путаница» ,  «Пожарная команда», «Ловкие руки», « Пожар!».

В совместную работу над проектом вовлекала родителей ненавязчиво, создавая атмосферу совместного с ребёнком  творчества.   Родители принимали       участие  в конкурсе рисунков «Не играй с огнём!». В приёмной комнате  оформила папку-передвижку для родителей "Огонь – опасная игра".

Были проведены   консультация медицинского работника на тему «Оказание первой медицинской помощи при ожогах»;   беседа «Азбука осторожности» на родительском собрании   и обмен опытом в изучении  правил  пожарной безопасности в семье.

На  3 (заключительном)  этапе   проходит презентация проекта в форме  досуга детей и родителей «Огонь – друг, огонь – враг» и оформления альбома «Не играй с огнём!» 

В ходе реализации проекта у детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, выработались знания, умения и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях. Использование проектирования  оказало положительное влияние на речевое развитие детей (обогащение словарного запаса детей ,закрепление умения строить свои ответы на вопросы) . Повысилась активность родителей.

 Считаю, что проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает преимущество и эффективность. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.                                              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С огнём не играйте,с огнём не шутите.

Презентация использована ,как наглядный метод обучения правильному обращению с огнём....

Развлечение по пожарной безопасности для старшего дошкольного возраста. С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!

Развлечение способствует воспитанию интереса и уважения к работе пожарных, выявляет признаки возникновения пожаров, закрепляет правила предупреждения пожаров и правила поведения при пожаре...

«Здоровье и жизни свои берегите! С огнём не играйте! С огнём не шутите!"

Спортивное развлечение по пожарной безопасности...

Беседа "С огнём не играйте, с огнём не шалите, здоровье и жизни свои берегите!"

Занятие, которое покажет детям опасность игры с огнём....

" С огнём не играйте!С огнём не шалите!"

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...

Диагностика проекта по противопожарной безопасности в старшей группе: «Будьте осторожны с огнём, он как пользу приносит, так и вредит»

Диагностика проекта по противопожарной безопасности в  старшей  группе: «Будьте осторожны с огнём, он как пользу приносит, так и вредит»...