"Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Образовательная область "Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой". Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugovorot_vody_v_prirode.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная область «Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»

на тему: «Круговорот воды в природе»

в подготовительной группе

воспитатель: Рожкова Татьяна Михайловна

Цель: формирование представления о круговороте воды в природе.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о физических свойствах воды; определить значение воды в природе; закрепить полученные знания детей о солнечной системе; отрабатывать умение считать в обратном порядке; обогащение словарного запаса.
  2. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи; развивать устную речь дошкольников.
  3. Развивать навыки анализа, сравнения; развивать умение решать познавательные задачи и делать выводы.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде, внимание к окружающей природе.

План:

Организационный момент.                  1 мин.

Введение.                                               2 мин.

Определение темы.                               1 мин.

Изучение нового материала:                22 мин.:

1.Значение воды.                                    5 мин.

2. Свойства воды.                                   5 мин.

3. Физ. минутка                                      3 мин.

4. Опыт «Испарение воды».                  3 мин.

5. Наблюдение за паром.                       1 мин.

6. Опыт «Образование облака».            3 мин.

7.Беседа по иллюстрации «Круговорот воды в природе».                                                       2 мин.

Заключение:                                            4 мин.:

1. Закрепление.                                         2 мин.

2. Итог.                                                      1 мин.

3. Окончание.                             1 мин.

Оснащение педагогического процесса:

  1. Кукла Капелька
  2. Плакат «Солнечная система»
  3. Карта «Земного шара»
  4. Карточки – модели «Вода и ее свойства»
  5. Стакан с чистой водой, стакан с грязной водой, емкости с песком и сахаром, соломинка
  6. Таз с водой, решето
  7. Карточки с тремя разными состояниями воды: жидким, твердым и газообразным
  8. Карточки для составления схемы: облако с дождем, лужа, солнце, облако
  9. Схема «Круговорота воды в природе
  10. Свеча, чайная ложка, вода в стакане, спички, прозрачное стекло, чайник
  11. Тетрадь
  12. Экологический знак «Не тратьте воду зря»
  13. Большая капелька воды и призы за хорошую работу.

Подготовительная работа:

  1. выучить стихотворение «Ручей засох» с Полиной Петрусь, Арсением Борышневым, Никитой Щениковым.
  2. Провести опыты по теме «Свойства воды».

Ход:

Орг. момент.

Введение.

  1. Игровой момент «Взлет ракеты». (Дети сидят на ковре и «осуществляют» взлет ракеты).

- Куда мы с вами попали?

- Какие планеты вы знаете?

- Какую планету можно назвать необыкновенной? Почему? (планета Земля, потому что только на ней есть жизнь).

- Как вы думаете, почему именно на Земле зародилась жизнь?

- Что мы сегодня будем обсуждать, узнаете, отгадав загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в кране у нас журчит, бежит.

- Как вы догадались, что это вода?

Определение темы:

Мы сегодня поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует. В этом поможет нам разобраться наш гость. Встречайте.

Изучение нового материала:

1. Значение воды. (Ребята знакомятся с Капитошкой и рассуждают, откуда она пришла).

- Ребята, а кто это? Как вы догадались?

К: «Здравствуйте ребята, я – капелька по имени Капитошка».

- Ребята, как вы думаете, откуда пришла к нам Капитошка?

К: я со своими подружками любила сидеть на облачке, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Мы очень испугались и спрыгнули вниз, упав на землю, я решила придти к вам.

- Капитошка, а с чем ты к нам пожаловала?

К: А я хочу рассказать, как люблю путешествовать. А вы ребята мне поможете? А я самым активным  буду дарить своих сестричек – капелек, а в конце занятия посмотрим, у кого капелек будет больше.

- Ребята, а давайте покажем Капитошке, где в нашей группе живут ее сестренки – капельки воды. (Дети показывают места, где встречается вода в группе, а потом садятся на свои места за столы).

- Воду называют чудом природы, как вы думаете почему?

Ни одно живое существо не может обойтись без воды.

- Как вы думаете, сколько может прожить человек без воды? (ученые подсчитали, что человек без воды может прожить не более двух суток).

- Послушайте стихотворение, которое нам приготовил Арсений.

- О чем хочет предупредить нас Арсений?

- Почему нельзя тратить воду, ведь вон ее сколько? (воспитатель показывает карту земного шара).

- Как мы с вами будем беречь воду?

К: я очень рада, что мои сестренки – капельки попали именно к вам в группу и за это я вам подарю самую большую капельку, которая выпала в Америке давным-давно; ее размер составлял 9 см (над доской появляется капелька данного размера)

- Итак, ребята, какой вывод мы должны с вами сделать, о чем мы все время должны помнить?

  1. Свойства воды. (Дети работают около экспериментального стола).

- Посмотрите, как нас удивила Капитошка такой крупной капелькой, давайте и мы удивим своими знаниями о воде.

Для этого мы с вами подойдем к первому столу и воспользуемся алгоритмом, который весит на доске.

- Какой вывод можем сделать? (вода бесцветная, прозрачная, без запаха, безвкусная, принимает форму сосуда, может растворять вещества)

- Молодцы!

К: Можно я загадаю детям мою любимую загадку?

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

- Ребята, как вы догадались, что это вода, давайте проверим.

- Ребята, а Капитошка утверждает,  что воду в решете можно принести, а вы как думаете?

- Какой вывод можем сделать? (вода может быть в жидком виде, твердом и в виде пара).

- Где встречается вода в жидком виде, твердом и в виде пара?

  1. Физ. минутка. (Дети выполняют соответствующие движения на ковре)

Мы сейчас тоже превратимся в капельки  и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то молекулы – маленькие капельки очень плотно прижимаются  друг к другу,  потому что им холодно.

А когда вода находится в жидком состоянии, то капельки берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Когда вода находится в виде пара, то капельки отпускают ручки и разлетаются.  И мы разомкнем наши ручки и свободно, легко побегаем,  как легкие капельки пара.

  1. Опыт «Испарение воды». (Дети возвращаются на свои места).

- Ребята, давайте вспомним, с чего начала свое путешествие капелька?

К: И вдруг начинает припекать солнышко, что будет дальше со мною?

- Давайте теперь посмотрим, как это происходит на самом деле. И проведем опыт. (Дети подходят к экспериментальному столу и вместе с педагогом проводят опыт).

- Что для опыта нам понадобится?  (свеча, ложка, вода, спички).

- Как вы думаете, что мы должны будем сделать? Что должны будем увидеть? Что произойдет с водой (воспитатель напоминает также о правилах безопасности).

После проведения опыта:

- Получился ли у нас опыт? Что мы видели? Откуда взялся пар?

- Какой вывод можем сделать?

  1. Наблюдение за паром.

К: А давайте посмотрим, как пар поднимается наверх и попробуем рассмотреть его (напоминаем детям о правилах безопасности).

(После наблюдений, дети занимают свои места за столами).

- Какой вывод можем сделать?

- А что же будет дальше и куда попадет наша капелька?

К. А знаете ли вы, что когда капельки подминаются, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, а собираются снова вместе.

- Почему?

- Что вы сможете наблюдать на небе, когда капельки снова соберутся вместе?

  1. Опыт «Образование облака». (Дети работают за экспериментальным столом)

- Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле и проведем опыт.

Повторяется первая часть опыта, дети наблюдают за паром, затем подносится прозрачное стекло и дети наблюдают за его запотеванием, затем стекло убирается и дети наблюдают капельки.

- Что же мы с вами увидели?

Вывод: так капельки постоянно путешествуют, совершая круговорот воды. (После вывода, дети подходят к получившейся схеме).

Беседа по иллюстрации «Круговорот воды в природе».

- Кто может, глядя на нашу схему вспомнить все путешествие капельки?

(После рассказов, дети занимают свои места за столами и закрепляют полученные знания).

К: молодцы ребята, вы вспомнили весь мой путь верно, но мы – капельки не спешим улететь с земли обратно на облачко, потому что  должны напоить растения, вымыть листья и дорожки, наполнить реки и озера водой и только потом мы можем улететь.

Заключение:

  1. Закрепление.

- Почему нужно беречь воду?

- Что будет, если исчезнет вода?

- Как нужно беречь воду?

(Капитошка детям дарит запрещающий экологический знак).

- Ребята, а давайте, чтобы не забыть, как происходит круговорот, мы его нарисуем в тетрадях.

- Как вы будете выполнять задание? С чего начнете?

К: Вот и закончилось наше занятие, давайте посчитаем, кто  заработал больше всего капелек (победившим выдаются призы).

  1. Итог. (Дети ходят по группе и прикрепляют свои капельки там, где в группе «живет» вода).

3. Окончание занятия.

Отработка навыка обратного счета от 10 до 1.

 Пока дети считают, на доске появляется плакат «Солнечная система».

Только на нашей планете есть кислород, вода, необходимое количество тепла и света. На данном этапе занятия дети сидят на ковре.

Вода

Ответы детей

Появляется  капелька Капитошка.

Ответы детей

Ответы детей

Дети ходят по группе и указывают на те места, где встречается вода.

Ответы детей

Выслушиваются высказывания детей.

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет.

Дети рассуждают на тему: «Почему нужно беречь воду».

Выслушиваются ответы детей.

Дети подходят к столу для экспериментов и самостоятельно составляют рассказ о свойствах воды, опираясь на подготовленный заранее алгоритм; также все свойства проверяются на практике.

Без цвета, прозрачная, без запаха.

Вода.

Дети проверяют правильность загадки с помощью налитой в таз воды.

Выслушиваются мнения дошкольников (вода, лед и пар – все вода).  На доске появляются нужные картинки.

Ответы детей

Дети отвечают, а на доске появляются соответствующие картинки: облако, лужа.

Дети рассуждают.

Дети самостоятельно

выдвигают алгоритм действий

Дети наблюдают за паром, который исходит от чашки с горячей водой.

Дети выдвигают свои гипотезы.

Облака (облако появляется на доске)

Капелька опять вернулась на землю, сделав круг.

Дети встают около доски и вспоминают путь капельки по  схеме, которую собирали на протяжении  всего занятия.

На доске появляется картина «Круговорот воды в природе», которую дети рассматривают, слушая объяснение Капитошки.

Дети открывают тетрадь на с.16, задание под буквой «В».

Дети предлагают свой алгоритм выполнения работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...