"Почва и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Образовательная область "Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой". Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Конспект построен так, чтобы дети легко усвоили понятие "Почва", самостоятельно определили ее состав, выполняя простые опыты, которые легко организовать в любом детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochva.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область «Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»

на тему: «Почва и ее свойства»

в подготовительной группе

воспитатель: Рожкова Татьяна Михайловна

Цель: познакомить детей с понятием почва; при помощи опытов определить составные компоненты почвы.

Задачи:

  1. Учить детей делать выводы на основе проведенных опытов;
  2. Улучшать навык чтения; обогащать словарный запас (плодородие, рыхлая, перегной); развивать логическое мышление, память, речь;
  3. Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе; воспитывать любовь к природе.

План:

Орг. момент.                               1 мин.

Повторение.                                2 мин.

Введение.                                    3 мин.

Изучение нового материала:     18 мин.

1. Что такое почва?                     1 мин.

2. Физ. минутка.                          2 мин.

3. Свойства почвы.                      1 мин.

4. Состав почвы

    (проведение опытов)               14 мин.

Заключение:                                  6 мин.

1. Закрепление.                             5 мин.

2. Итог.                                           1 мин.

Оснащение педагогического процесса:

  1. Крот
  2. Письмо крота
  3. Иллюстрация земного шара
  4. Пособие «Строение земного шара»
  5. Карточки  с видами почв
  6. Полоски, соответствующие толщине почвы
  7. Карточки с составными элементами почвы
  8. Карточка – вывод
  9. Карточки – алгоритмы для определения свойств почвы
  10. Карандаши на каждого ребенка
  11. Тетради на каждого ребенка

Для самостоятельной исследовательской деятельности детей:

  1. Стакан с почвой на каждого ребенка
  2. Стакан с водой на каждого ребенка
  3. Индивидуальная палочка на каждого ребенка
  4. Лупа на каждого ребенка
  5. Промокашка на каждого ребенка

Для проведения опытов:

  1. Стакан с землей
  2. Стакан с водой
  3. Пипетка
  4. Ложка
  5. Свечка
  6. Спички
  7. Засушенный лист дерева
  8. Стекло

Для физ. минутки:

  1. 2 обруча
  2. листья на каждого ребенка
  3. стакан с почвой на каждого ребенка
  4. 3 вида почв: плодородной, песчаной и глинистой.

Подготовительная работа:

  1. проведение опыта  «Что находится в пустом стакане?»
  2. вспомнить строение земного шара
  3. д/и «Знаем, знаем»
  4. посадка овощных культур.

Ход:

Ход занятия

Ответы детей

Деятельность детей

Орг. момент.

Повторение.

Д/и «Знаем, знаем»

Введение.

- О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»:

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»

- Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь?

После ответов детей, на фланелеграфе появляются иллюстрации почв.

- Почему автор называет почву чудесной кладовой?

- Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.

- Кто это?

- Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам?

- Это не простой крот, а ученый.

Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, и принес я вам письмо с правильным ответом.

- Ребята, неужели мы с вами ошиблись и неправильно разгадали сказку – загадку?

Умняшка: молодцы!

- Что мы подразумеваем под словом Земля?

После ответов детей, воспитатель вешает табличку.

- А что такое почва, где находится, из чего состоит, как образовалась мы сегодня и попытаемся узнать.

Изучение нового материала:

1. Что такое почва.

У.: Я вам помогу разобраться, но для этого необходимо вспомнить, как устроена наша планета Земля. Что у нее внутри.

- Где же находится почва?

- Какой вывод можем сделать?

Почва – верхний слой земной коры.

- Ребята, вспомните, какой самый главный секрет почвы? Чем она отличается от камней?

- Что мы с вами узнали о почве?

После ответов детей, на доске появляется соответствующая табличка.

У.: плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвы может быть от 2 – 3 см до 150 – 200 см

Воспитатель демонстрирует соответствующие полоски.

2. Физ. минутка

П/и «Выращиваем дерево».

3. Свойства почвы.

- Ребята, давайте внимательно рассмотрим почву. Что мы можем о ней сказать?

У.: Я вам подскажу, посмотрите на мои карточки – подсказки.

- Легко ли проходит палочка в почву?

- Какая она?

После ответов детей появляется соответствующая табличка.

- Какой вывод можем сделать?

4. Состав почвы.

У.: ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?

- Возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?

1) Опыт №1.

У.: А теперь я вам предлагаю взять небольшой кусочек почвы и опустить его в воду.

- Что вы видите?

- Откуда в воде появились пузырьки?

У.: Верно, какой вывод можно сделать?

После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

2) Опыт №2.

- Положите комочек почвы на бумагу, прижмите ее плотно к листу.

- Что вы видите?  Что получилось?

- О чем «говорит» нам это пятно?

У.: я вам предлагаю пройти к экспериментальному столу и нагреть немного почвы.

- Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко?

Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений.

- Ребята, какой вывод можем сделать?

После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

- Итак,  мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух.

- А что произойдет дальше, если  продолжим нагревать почву?

3) Опыт №3.

Воспитатель продолжает нагревать почву.

- Что вы видите, чувствуете?

- Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах?  Из чего состоит почва?

При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева.

- Похожи ли запахи?

- О чем это говорит?

- Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной.

На фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

- Итак, из чего состоит почва?

У.: перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва.

4). Опыт №4.

У.: это еще не все составные части почвы. Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета.

Во время проведения опыта воспитатель комментирует:

- Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим  в стакан с водой и перемешаем.

- Что мы видим?

- На дне стакана осел песок, а сверху слой глины.

- Какой вывод можем сделать?

После выводов, дети вешают на фланелеграф соответствующую табличку.

- Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит из….

- Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений?

У.: есть еще один важный компонент. Хотите узнать какой? Поможете мне? Помните, как мы в самом начале занятия  опускали в воду кусочек почвы?

Она уже хорошо настоялась, поэтому мы можем взять капельку воды и нагреть эту капельку.

- Ребята, что произойдет с водой?

- Что останется на ложке?

5) Опыт №5.

Воспитатель нагревает воду. После испарения дети наблюдают белый налет.

- Что у нас осталось?

При затруднении воспитатель сам называет компонент.

- Какой вывод можем сделать?

- Давайте вспомним, что сегодня узнали.

Заключение:

1. Закрепление. Самостоятельная работа.

- Какое ключевое слово у нас получилось?

- Что делает почву более плодородной?

- Давайте попробуем посадить баклажаны в разные виды почв: в плодородную, песчаную и глинистую и посмотрим прорастут ли наши баклажаны.

- Какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека?

На доске появляется табличка:

«Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы».

- На следующем занятии мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают и зачем необходимо охранять почву.

У.: ребята, мне очень понравилось у вас и хочу снова к вам придти и рассказать все, что знаю о почвах. До скорых встреч.

Итог.

- Ребята, как вы считаете, хорошо ли вы сегодня занимались? Если да, то в тетрадях нарисуйте улыбающееся солнышко, а если  вы считаете, что могли заниматься лучше, то нарисуйте спокойное солнышко.

Окончание занятия.

Знаем, знаем, знаем

Мы природу уважаем

И расскажем все о ней

Начинай же поскорей!

Да, это почва.

Благодаря почве люди собирают урожай.

Крот.

Он живет в почве, а мы сегодня будем говорить о ней.

«Эта кладовая – земля».

Нет, мы правильно разгадали, грамотнее говорить не земля, а почва.

Планету Земля, сушу.

  1. внутренне ядро
  2. внешнее ядро
  3. мантия
  4. кора

На земной коре.

Благодаря ей

тут живут растения, она обладает плодородием.

Почва – верхний плодородный слой земной коры.

Да.

Рыхлая.

Дети выдвигают свои предположения

Пузырьки

Из почвы вышел воздух.

В почве есть воздух.

Пятно.

В почве есть вода.

Появятся капли воды.

В почве есть вода.

Дети предполагают, воспитатель не комментирует ответы детей

Появился неприятный запах и дым.

В почве есть остатки растений и животных.

Из воздуха, воды и перегноя.

Дети предполагают.

В почве есть песок и глина.

Воды, воздуха, перегноя, песка, глины.

Перегной, воздух, вода.

Дети выдвигают предположения.

В почве содержится соль.

Дети рассказывают все, что запомнили, используя таблички

Сначала дети зарисовывают проделанные опыты, а затем вместе с воспитателем разгадывают кроссворд.

Перегной.

Перегной.

Вода, воздух, перегной (для растений), почва

Дети на ковре встают кругом, выбирается ведущий с помощью считалки, а затем все поочереди рассказывают все, что знают о природе

Дети сидят на ковре по-турецки

Дети открывают письмо и самостоятельно читают.

Дети садятся за столы, а на доске появляется пособие «Строение Земного шара» и при каждом правильном ответе детей открываются внутренние слои Земли.

Дети строятся на ковре в 2 команды друг за другом. У каждого в руках по листу от дерева, который он должен обменять на стакан с почвой. Побеждает та команда, которая быстрее обменяет листья на почву. После игры, дети берут свои стаканчики и садятся за столы.

Дети выполняют, то, что предложил крот: определяют цвет, запах, структуру почвы.

Дети подходят к экспериментальному столу.

.

Дети стоят около экспериментального стола

Дети выполняют то, что предлагает крот.

Дети наблюдают за происходящим.

Дети вешают последнюю табличку с составным компонентом почвы

Все дети стоят около фланелеграфа.

Дети садятся за столы и самостоятельно работают в тетрадях

Дети сажают в разные виды почв баклажаны.

Дети рисуют солнышки в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Почва. Свойства почвы" для детей старшего возраста.

Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву),  в процессе опытов установить состав почвы....

Знакомство со свойствами почвы

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Знакомство со свойствами почвы

Ход занятия:В-ль:-Ребята, я не знаю, что мне делать. У нас в группе есть 2 растения. Один растет хорошо, а со вторым что — то происходит. Я не...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Почва и её свойства»

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе«Почва и её свойства»...

Проект Почва. Знакомство со свойствами почвы.

Что такое почва?Образование почвы.Выяснить свойства почвы и ее значение....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Почва и ее свойства»

Конспект предназначен для воспитателей детских садов .Может быть испозьзован для занятий по экспериментированию....

Краткосрочный проект для подготовительной группы "Почва. Знакомство со свойствами почвы"

Дать представление о почве  , ее значении. Сформировать представление о том , что почва -это верхний плодородный слой земли . Закрепить знания о строении земли. и через эксперементирование познак...