Краткосрочный проект для подготовительной группы "Почва. Знакомство со свойствами почвы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Полина Петрова

Дать представление о почве  , ее значении. Сформировать представление о том , что почва -это верхний плодородный слой земли . Закрепить знания о строении земли. и через эксперементирование познакомиться со свойствами и различными видами почв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №15 «Нэбзый»

Краткосрочный проект для детей подготовительной к школе группы

«Почва. Знакомство со свойствами почвы»



   

Выполнила Петрова Полина Николаевна

Воспитатель

 

2023гг.

Актуальность проекта.

    Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирующие развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи), с изобразительной деятельностью (чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности).

Цель проекта:

1. Дать представление о почве, ее значении;

2. Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы);

3. Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности

Задачи:

- сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;

- учить делать простейшие умозаключения путем опытническо исследовательской деятельности;

-  учить фиксировать результаты исследований;

- учить формулировать выводы;

- формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Основные формы реализации проекта: занятия, беседы, игры, опытническая, исследовательская деятельность, экскурсии в огород, работа с родителями.

Литература:

1. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.3. Ковинько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.4. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и экперименты в детском саду. М., 2007 г.5. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.8. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.9. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.10.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.11.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.М.,2005 г.

 Материально – техническое обеспечение:земля;вода;оборудование для проведения опытнической исследовательской деятельности (лупа, стеклянные баночки, пластинка из оргстекла и т.д.);

Предполагаемый результат:

- развитие детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой;

- повышение уровня мотивации к занятиям;

- развитие наблюдательности у детей, их умений сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

ХОД ПРОЕКТА

I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)

1.Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно – популярный и художественной литературы;

- оформление информационной копилки по данной тематике;

- составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы в

свободной деятельности.

2.Совместная деятельность с детьми:

- ввести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Работа с детьми:

Экспериментальная  деятельность:

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Содержание  

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Тема 2: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

 «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Физминутка «Ладонь в ладонь»

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Тема 3: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

моделирование изделий из глины.

Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Лепка из глины по замыслу Физминутка. «По дорожке ты шагай»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Тема 5: Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

 «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

Познакомить со свойствами мокрого песка

Развитие речи: «Что произойдёт, если…»

Художественное творчество «Куличики из песка»

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

Тема 7: «Песочные часы»

Знакомство с песочными часами

 «Песчаные художники»

 «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».

Оформление папки «Мои открытия».

Тема 8: «Песок и глина»

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Моделирование из глины «Олешек» Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

Создание альбома: «Наши открытия»

Беседы:

- «Образование почвы»

- «Как сохранить почву?»

- «Влажная почва. Ее свойства»

- «Что содержится в почве?»

- «Песок и глина».

Игровая деятельность:

Игра – моделирование «Слои земли»

Игра - викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

Художественная деятельность:

- Рисование на тему: «Подземные жители»

- Рисование на тему: «Растения и почва»

- Выставка рисунков «Слой земли»

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ОБОБЩАЮЩИЙ.

- Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение результатов работы;

- презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы».

- создание макета «Слой земли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"

Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...

Знакомство со свойствами почвы

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Знакомство со свойствами почвы

Ход занятия:В-ль:-Ребята, я не знаю, что мне делать. У нас в группе есть 2 растения. Один растет хорошо, а со вторым что — то происходит. Я не...

Краткосрочный проект в подготовительной группе " Знакомство с русскими традициями, обычаями"

Проводился в подготовительной группе с 28.10.2018- 10.11.2018г.Фото,планирование....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО II ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА БУМАГИ»

С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными к...

Проект Почва. Знакомство со свойствами почвы.

Что такое почва?Образование почвы.Выяснить свойства почвы и ее значение....

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство со свойством воды».

Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой....