Главные вкладки

    Конспект занятия в подг. гр. "Их подвиг помнит вся Россия"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Бахарь Татьяна Валерьевна

    Конспект занятия в подготовительной группе, посвящённый 70летию юбилея формирования 309 Краснознамённой Пирятинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии. Составила воспитатель Голдобина Галина Владимировна.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_v_podg_gr_ih_podvig_pomnit_vsya_rossiya.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие

    в подготовительной группе

    «Их подвиг помнит вся Россия»

    Составила:

    Голдобина

    Галина Владимировна

    воспитатель

    МБДОУ ДС «Теремок»

    пгт Усть-Абакан

    2011г

    Пояснительная записка.

    Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо, и  в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашего детского сада одной из главных задач является формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармонично развитой личности.

    В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания дошколят, так как именно оно должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

    Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками; к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии, к ветеранам Великой Отечественной войны.

    Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызвать у него переживания. Замечательный педагог, посвятивший свою жизнь детям, Герой Социалистического Труда, ветеран войны В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины – горя утраты 22 миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. …Радость бытия не должна быть безмятежной». Истинную радость можно испытать лишь тогда, когда дети осмыслят цену завоеванного для них счастья.

    Большое внимание в беседах с дошкольниками уделяется освещению героических подвигов, совершенных во время самого крупного вооруженного столкновения в истории человечества – Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.. 309-я Пирятинская Краснознамённая ордена Кутузова II степени дивизия внесла неоспоримый вклад в освобождении нашей Родины от немецко-фашистский войск, а ее имя давно стало синонимом доблести и отваги сибиряков. На поле брани ковали они победу над врагом, умножая славу русского оружия. Их ратный подвиг достоин восхищения и подражания, достоин того, чтобы народ всегда помнил о нем.

    Цель:

    Формирование  у детей патриотических чувств, основанных  на  ознакомлении с 309-ой  Краснознамённой  ордена  Кутузова 2 степени  Пирятинской  стрелковой   дивизией.

    Задачи:

    1. Воспитывать  уважение  к  защитникам  Родины, на  основе    конкретных  исторических  фактов.

    2. Расширять  представление  детей  о  бойцах  Пирятинской  дивизии  в  годы Великой  Отечественной  войны.

    3. Развитие  коммуникативной  функции  речи.

    Оборудование:

     Мультимедийная установка; фотографии  героев  Великой  Отечественной  войны,  фотографии военных действий; памятников, атрибуты для игр, запись военных песен.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций на тему Великой Отечественной войны, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, экскурсии по улицам посёлка, экскурсии на мемориал «Воинская слава», посещение экспозиций музея, слушание военных песен.

    Литература:

    1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ», Волгоград, 2007г.
    2. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Москва, 2005г.
    3. «Книга Памяти погибших и пропавших без вести в ВОВ 1941-1945годов и в период ведения других боевых действий. Том 3»., Абакан: Хакасское книжное издательство «Айра»,2000г.
    4. Интернет издания.

    Ход занятия:

    Занятие  начинается с кадров фильма военных лет.

    Вос-ль: Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По-другому и не может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той далекой войны. И чем дальше вглубь уходят события Великой Отечественной войны, тем отчетливее мы понимаем величие подвига людей, отдавших всё для Победы. Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Она унесла 20 миллионов жизней. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть этих долгих четырёх лет.

    Дети читают стихотворения:

    Ребёнок 1: Мы вас помним, солдаты!

                      Пусть известны не все имена,

                      Но войны той жестокой раскаты

                      Не умолкнут на все времена.

    Ребёнок 2: Нет, время не властно над нами,

                      Нашей скорби ему не убить!

                      Омоем ваш прах мы слезами,

                      Учась благородными быть.

    Ребёнок 3: Мы помнить мгновенья войны обещаем

                      И головы скорбно склоняем

                      Пред всеми кто мёртв и кто жив,

                      Кто, подвиг свой ратный свершив,

                      Жить в мире потомкам навек завещал

                      И жизнь без раздумья за это отдал.

    Вос-ль:  Давайте вспомним  павших,
    Минуту помолчим,
    Со скорбью и печалью,
    Немного постоим.
    У каждого есть кто-то,
    Кто пал на той войне,
    Земля пусть будет пухом,
    Им в вечной тишине.

    Минута молчания.

    Вос-ль: С момента окончания войны прошло немало лет, выросло не одно поколение счастливых людей, построили не один город. И в память о героях – защитниках во всех городах и посёлках нашей большой страны называют улицы. В нашем посёлке тоже есть улица, названная в честь целой дивизии. Какая это улица? Правильно, улица Пирятинской дивизии.

    Вос-ль: В конце 1941 года на территории Хакасии была сформирована 309-я Сибирская стрелковая дивизия. Дивизия формировалась из призывников и добровольцев  Хакасии и Красноярского края: скотоводов, шахтеров и охотников. Собрались разные по профессии, возрасту, но единые по настрою люди, люди крепкой сибирской закалки. В Пирятинской дивизии служило по призыву из Хакасии более 2 тысяч человек. Наравне с мужчинами несли воинскую службу женщины. Когда нависла над Родиной смертельная опасность, они, взялись за оружие. Женщины служили санитарами, связистами, снайперами. Много мужества проявили комсомолки медсанбата 309-й стрелковой дивизии.

    Пройдя предварительную военную подготовку, 15 апреля 1942 года 309-я стрелковая дивизия получила приказ Сибирского военного округа подготовиться к отправке на фронт. Дивизия под  командованием   полковника  Афанасьева  А. Н. и  комиссара  Лукашеня А. Г.  отправилась на фронт с Абаканского вокзала, в составе было три сапёрных полка, противотанковая артиллерийская бригада, отдельный сапёрный батальон, строительная рота, рота связи.                    

     Вос–ль: Ребята, вы  тоже будущие  защитники  нашей  Родины, смелые  и ловкие. Предлагаю и вам пройти «военную подготовку» и поиграть в игру.

    Игра  «Кто  быстрее  соберёт  автомат»

    Игра по типу «разрезные картинки». Дети должны собрать автомат из частей, нарисованных на картоне.

    Вос-ль: Оборонявшийся в Пирятине гарнизон сопротивления имел артиллерию, самоходные орудия  и  танки.  Пирятинская  дивизия  приняла  активное  участие в форсировании Днепра.    Повсюду на берегу  в укрытиях  кипела  работа.  С  необыкновенной   быстротой   и   изобретательностью изготовлялись переправочные средства. В дело  пошло  все, что оказалось под рукой, - бревна, доски, бочки. Сколотив плоты,  бойцы  под огнем врага подтаскивали их к  самому  берегу,  спускали  на  воду. Партизаны и местные  жители  помогли рыбачьими лодками, строительным материалом.

    Вос-ль: Предлагаю поиграть в игру.

    Эстафета  «Партизаны»

    Участвуют две команды по 4 человека. Каждый участник держит небольшой мячик (гранату). На расстоянии 5-6 метров от детей ставится игрушечный поезд. В метре от него чертится прямая линия. Перед «партизанами» ставится задача «подорвать эшелон противника, везущий оружие». Дети должны по очереди доползти до черты и бросить гранату в поезд, встать, бегом вернуться к своей команде и передать рукой эстафету следующему участнику. Побеждает команда, у которой будет наибольшее количество попаданий.

    Вос-ль: Под  покровом  ночи  солдаты Пирятинской дивизии  бесшумно переправились на противоположный берег, имея задачу отвлечь на себя  силы  обороняющихся.  Вскоре  их  обнаружил  противник.  Гитлеровцы  открыли  огонь, а затем  всю  ночь  атаковали. А тем временем на гарнизон Пирятина обрушился удар с юга.  Противник, имевший приказ,   во что бы то  ни  стало  удерживать  Пирятин,  яростно оборонялся. Однако  к  23  часам  18  сентября  вражеский  гарнизон,  потеряв только убитыми свыше 300 солдат и офицеров, а  также  большую  часть  своей артиллерии и танков, был выбит из города.      

    Вос-ль: В 23 часа 18 сентября истерзанный Пирятин был освобожден. Из воспоминаний фронтовиков: «Мы вошли в город ночью, но было светло, как днем от пламени пожарищ, горели дома, склады, школы, то, что нельзя было поджечь, гитлеровцы взорвали». За успешно проведенный бой по освобождению Пирятина 309-я стрелковая дивизия Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина 19 сентября 1943 года была переименована в 309-ю Пирятинскую стрелковую дивизию. Рожденная в огне боев дружба двух городов – Абакана, где формировалась дивизия, и Пирятина – расширилась и окрепла в послевоенные годы.

    Ребёнок:   Они  за  Родину  сражались

    И  защищали  нашу  честь

    Их  много  там,  в  траве  осталось

    Но  выжившие  тоже  есть.

    Их  подвиг  почестей  достоин-

    Пирятин  был  освобождён.

    Дивизии  же  с  тех  времён

    Титул  «Пирятинской»  присвоен.

    .

    Вос-ль:  Много жизней унесла война. Но люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые минуты  между боями, каждый  боец думал: «Враг будет разбит, победа будет за нами».

    Вос-ль:  Ребята, а вы знаете, какие качества нужны солдатам для победы? Каким должен быть воин?  

    Дети становятся в круг, и, передавая звезду по кругу, называют качества воина - защитника  (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, крепкий, мужественный, здоровый, героический и др.)

    Вос-ль:  Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. А что еще нужно солдату, чтобы  победить врага.

    Дети: Быть  сильным,  умелым, ловким и  смелым.

    Вос-ль:  Мы  сейчас  проверим.

    Кто сильнее из ребят?

    Ну, беремся за канат.

    Тот, кто перетянет,

    Самым сильным станет.

    Физкультминутка: «Перетяни канат».

    Вос-ль:   За  три  года  войны  Дивизия  принимала  участие  в  освобождении  многих  городов и  указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года была награждена орденом Боевого Красного Знамени.  И после окончания Великой Отечественной войны история 309-ой дивизии продолжается. Она продолжается созидательным трудом и военно-патриотической деятельностью совета ветеранов - пирятинцев. Как мы уже говорили, 309-ая стрелковая дивизия удостоилась почетного наименования «Пирятинской», орденов Красной знамени, Кутузова II степени, а её артиллерийский полк - ордена Красного Знамени. В её рядах воспитаны 55 героев Советского Союза и 4 полных кавалера ордена Славы, 5 367 орденов и 8 165 медалей - таково общее количество наград, полученных личным составом. Награды говорят сами за себя, показывая, какую лепту внесла дивизия в общее дело разгрома врага.

    Ребёнок:  Поклон тебе, солдат России,

                    За ратный подвиг на войне,

                    За птичьи песни в небе синем,

                    За мир и счастье на земле.

    Вос-ль: Мы -  поколение,  которое  не  знает  ужаса войны,  чтим  и  помним  тех,  кто  защищал  нашу  Родину.  Ратный подвиг воинов 309-й стрелковой дивизии не только описан в ряде книг, представлен  в музейных экспозициях, но и увековечен в камне, бронзе. В городе Абакане   есть    парк Победы, там 6 ноября 1976 года был   открыт памятник  « Воинской славы», посвящённый  309-ой стрелковой Пирятинской ордена Кутузова II степени дивизии. И в  Усть - Абакане  9мая  1975  года  был  открыт  мемориальный  ансамбль: «Вечная  слава», где  стела «Сибирская атака» посвящена воинам Пирятинской дивизии. Сюда приходят жители и гости, ветераны войны и труда, школьники. Приходят, чтобы почтить память павших, поклониться и возложить цветы.

    Вос-ль: Проходят десятилетия, сменяются поколения, но Великая Победа по-прежнему остаётся символом национальной гордости, воинской славы и доблести. Мне кажется, ветеранам, которые находятся рядом  с  нами, судьба отмерила такие долгие годы для того, чтобы прожили за тех ребят, которые ушли не в своё время из жизни, оставшись на поле брани. Низкий поклон ветеранам, что  отстояли  честь и независимость нашей родины.  Вечная слава тем, кто погиб на фронтах войны, что этот подвиг и все те события навечно останутся в памяти и ныне живущих поколений и поколений, которые придут нам на смену. ..

    Ребёнок: Поклонимся великим тем годам,

                    Тем славным командирам и бойцам.

    Ребёнок: И маршалам страны, и рядовым,

                    Поклонимся и мёртвым и живым.

    Ребёнок: Всем тем, которых забывать нельзя,

                    Поклонимся, поклонимся, друзья…

    Конец занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в Старшей группе на тему: « Моя Родина – Россия »

    Конспект занятия в  старшей группе на тему:   «История о символах»    Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста...

    Конспект занятия в подг. группе на тему "Красная книга"

    Конспект-занятия в подготовительной группе по теме "Красная книга"...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мы живем в России"

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мы живем в России"...

    Конспект занятия в подг. гр. "Приключение колобка".

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГ. ГР. С ОНР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, СЛОВОТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ....

    Конспект занятия в подг. группе "Уважение к родителям."

    Занятие строится на основе  игры "Журналисты".Тема занятия-духовно-нравственное воспитание.Цель-Способствовать развитию доброжелательности понимания ,взаимопомощи в семейной жизни....

    Конспект занятия по проектной деятельности "К подвигу героев сердцем припаду" на тему: "Советские художники - плакатисты в годы В.О. войны"

    Художники - плакатисты откликнулись на военные события Великой Отечественной войны. Своим искусством они служили народу, помогали ему в смертельной схватке с врагом....