Главные вкладки

    Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Круглый год"
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Горшкова Марина Юрьевна

    В проекте мною указана работа по экологическому воспитанию в течении всего года за сезонными изменениями, даны темы занятий, наблюдений, работа с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_kruglyy_god.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

             Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                             «Красномайский детский сад №5»

    АВТОР:

    ВОСПИТАТЕЛЬ 2 кв. кат.

    ГОРШКОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

    Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

    Велика роль литературного искусства при ознакомлении дошкольников с природой. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребёнка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребёнок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать силу любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства.

    Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Огромное воспитательное, познавательное, эстетическое значение оказывает художественная литература народного творчества, российских писателей и поэтов на детей, т.к. она расширяет знания о природе, родном крае, о своём народе, воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму, ритм родного языка.

    ТИП ПРОЕКТА: познавательно – творческий

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитание любви к родной природе на основе произведений российских писателей.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

    1.Познакомить детей с сезонными изменениями природы через искусство (художественную литературу).

     2.Фрмировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности.

    3.Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

    4.Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

    1.Подготовительный:

    -определение уровня развития интереса к художественной литературе;

    -составление перспективного тематического плана;

    -разработка цикла занятий;

    -наблюдения, беседы, экскурсии с детьми;

    -разучивание движений для хороводов, игр, песен, танцев;

    -изготовление атрибутов, костюмов к праздникам (совместно с родителями).

    2.Основной:

    -реализация мероприятий перспективного тематического планирования (тематические занятия, тематические дни, встречи – беседы, организация экскурсий, досугов, участие в районных меоприятиях и т.д.).

    3.Итоговый:

    -выставки детских работ;

    -досуги;

    -презентация проекта.

    СУБЪЕКТЫ ПРОЕКТА:

    -воспитатели;

    -музыкальный руководитель;

    -дети 5-7 лет;

    -родители.

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    1.У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края.

    2.Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

    3.Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времён года. Смогут объяснить причины смены времён года.

    4. У детей появится интерес к художественной литературе, книге.

    5.Изменение отношения родителей к данной теме.

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

    Долгосрочный – 1 год.

                                            РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

                                              СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

    1-й блок. Чтение художественной  литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д.Бальмонта, «Скучная картина» А.Н.Плещеева, «Листопад» И.А.Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.

    Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Такой листок, лети ко мне».

    Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

    2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень».

    Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

     «Поздняя осень».

    Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

    3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.

    Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

    4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П.И.Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».

    5-й блок. Рассматривание гербария.

    Цель: закрепить в памяти названия деревьев.

    Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».

    6-й блок. Занятия:

    1.Развитие речи:

    -«Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень».

    Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

    -«Литературный калейдоскоп».

    Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.

    2.Художественное творчество.

    -«Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений».

    Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.

    -«Осень золотая» (рисование).

    Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).

    -«Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы).

    Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.

    3.Познание:

    -«Уходит осень золотая» (итоговое занятие).

    Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

    7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени».

    Цель: закрепить знания о сезонных изменениях. Происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

    Взаимодействие с семьёй:

    1.Разучивание с детьми стихотворений.

    2.Беседы, чтение художественной литературы.

    3.Подбор иллюстраций, открыток, фото.

    4.Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года»).

    5.Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.

    6.Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».

    7.Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе».

    8.Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

    9.Выставка «Осенняя фантазия».

                                            ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

    1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы».

    Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

    Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

    Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года».

    2-й блок. Экскурсия в зимний лес.

    Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

    Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»

    Прогулки зимой.

    3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.

    Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

    Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».

    Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.

    4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И.Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима».

    Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь».

    Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год».

    5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт».

    6-й блок. Занятия:

    1.Развитие речи:

    -«Зимние развлечения».

    Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.

    -«Зимнее время года. Стихотворения о зиме»

    Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.

    -«Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».

    Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.

    2.Художественное творчество.

    -«Дети на прогулке зимой» (лепка).

    Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

    -«Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация).

    Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.

    -«Волшебные превращения снеговиков» (лепка).

    Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.

    -«Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город».

    Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.

    -«На свете нет некрасивых деревьев» (рисование).

    Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.

    -«Времена года» (рисование).

    Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.

    3.Конструирование.

    -«В зимнем лесу» (коллективная работа).

    Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

    4. Познание:

    -«Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие).

    Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

    Взаимодействие с семьёй:

    1.Разучивание стихотворений с детьми о зиме.

    2.Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях».

    3.Помощь в организации экскурсии в зимний лес.

    4.Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период».

    5. Изготовление кормушек для птиц.

    6.Выставка «Зимняя сказка».

    7.Подбор художественной литературы о зиме для выставки.

                                                      МАРТ – МАЙ

    1-й блок. Дидактическая игра «Времена года».

    Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

    2-й блок. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихотворений Ф.Тютчев «Весна», «Весенние воды», С.Есенин «Черёмуха», А.Майков «В мае».

    Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.

    3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

    Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.

    4-й блок. Беседа на тему «Весна».

    Цель: учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в природе; развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами; совершенствовать экологические знания; воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить; воспитывать внимание к собственной речи и речи друзей.

    5-й блок. Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна», Н.Любарский «Дождик», П.Чайковский «Времена года», В.Моцарт «Весенняя».

    6-й блок. Экологический поход.

    Цель: показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развёртывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях.

    7-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему «Времена года».

    8-й блок. Занятия:

    1.Развитие речи:

    -«Пробуждение природы после зимнего сна».

    Цель: учить детей наблюдать за растениями на подоконнике, рассказать о своих наблюдениях.

    -«Литературный калейдоскоп. Стихотворение А.Пушкина «гонимы вешними лучами…».

    Цель: вспомнить и повторить с детьми знакомые стихотворения; познакомить с новым стихотворением А.Пушкина; углублять знания детей о художниках; помочь понять содержание картин; учить выражать своё впечатление от произведений искусства, дополнять пейзаж фигуркой человека или животного; развивать эстетическое восприятие.

    2.Художественное творчество.

    -«Букет из вербы» (рисование).

    Цель: помочь детям овладеть приёмом работы с гуашевой краской путём вливания цвета в цвет; упражнять детей в рисовании по мокрому слою.

    -«Весна на лесной поляне» (рисование).

    Цель: продолжать формирование интереса к коллективным формам деятельности; развивать умение художественно отражать предметы и явления окружающей действительности; продемонстрировать детям создание многофигурной сюжетной композиции, располагая предметы по всей плоскости листа бумаги (ближе, дальше)

    -Лепка поделок «Берёзка и другие волшебные деревья».

    Цель: продолжать учить детей приёмам декоративного украшения созданных поделок, поддерживать и направлять эмоционально – эстетическую, декоративную трактовку образов.

    -Рисование картины «Красивые весенние цветы, которые мне очень понравились».

    Цель: продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными им средствами выразительности; поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

    -Рисование натюрморта «Ветки сирени в вазе».

    Цель: побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им средства выразительности (цвет, композиция); продолжать развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения, используя различные технические навыки и приёмы.

    3.Познание.

    - «Красавица Весна» (итоговое занятие).

    Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить. Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.

    9-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник весны».

    Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

    Взаимодействие с семьёй:

    1.Привлечь родителей к оформлению альбома «Времена года».

    2.Изготовление  информационного стенда для родителей.

    3.Родительское собрание на тему «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».

    4.Консультация для родителей по проблеме приобщения детей к природе.

    5.Папка – передвижка «Такая вредная весна!»

    6.Прогулка вместе с детьми и их родителями.

    7.Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

                                               ИЮНЬ – АВГУСТ

    1-й блок. Беседа на тему «Времена года».

    Цель: систематизировать знания детей о последовательности времён года, уточнить представления о характерных изменениях в природе в зависимости от времени года (продолжительность дня, природные явления, жизнь растений, животных, труд и отдых людей и т.д.). Углубить понимание зависимости изменений в жизни растений и животных от природных факторов.

    Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

    Цель: закрепить основные приметы времён года.

    Разучивание песен о лете.

    3-й блок. Музыкальное развлечение «Лето красное».

    Цель: предложить детям вспомнить стихи, загадки, приметы про лето и всё то, что связано с этим временем года.

    2-й блок. Прогулка в природу на тему: «Путешествие в мир природы».

    Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.

    4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

    Цель: развивать художественный вкус, воображение.

    5-й блок. Слушание музыки: А.Вивальди «Времена года», Н.Римский – Корсаков «Полёт шмеля», С.Прокофьев «Полёт шмеля», Г.Свиридов «Дождик».

    Художественное творчество: «Летнее настроение», «Летом в лесу (на лугу)».

    6-й блок.  Развлечение «Страницы красные о лете».

    7-й блок. Лето в народном календаре.

    Цель: знакомить детей с народными приметами.

    Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Укрась слово», «Кузовок», «Испорченный телефон».

    8-й блок. Развлечение «Круглый год».

    Цель: закрепит знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой6 радостный; формирование эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.

    Взаимодействие с семьёй:

    1.Посещение краеведческого музея.

    2.Консультация для родителей «Куда пойти с ребёнком летом».

    3.Папка – передвижка «Всё о лете».

    4.Тематическая выставка детских работ «Ах! Лето».

    5.Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

    6.Изготовление атрибутов, костюмов к развлечениям.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1.Программа «Радуга».

    2.Журналы «Дошкольное воспитание».

    3.Жрналы «Управление дошкольным образовательным учреждением».

    4.Методическое письмо «Ознакомление детей с природой».

    5.С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

    6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

    7.Л.Г.Горькова, О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».

    8.О.А.Скорлупова «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ».

    9.Л.Б.Фесюкова «Год перед школой».

    10.В.В.Кузьминов «Тематические загадки в детском саду».

    11.Л.А.Багрова. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»

    Проект  по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

    Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

    Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания....

    Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Реки моей малой Родины»

    расширение знаний у детей о реках родного города, как экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе....

    Педагогический проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Ромашки"

    Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные...

    Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы "Помоги птицам зимой"

    Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы...

    Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Береза- символ России"

    Цель: Формирование экологической  культуры  дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Задачи: Ø Сформировать представления о жизни берёзы, как живогоØ существа.Ø Развивать ...

    Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

    Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...