Паспорт проекта по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - юные экологи"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данном документе представлены задачи, актуальность проекта и предложено перспективное планирование образовательной деятельности по временам года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический и практический материал по проекту «Мы – юные экологи».
Целевой проект
«Мы – юные экологи»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название раздела | Содержание раздела |
Краткое название проекта | «Мы – юные экологи» |
Основная идея проекта (гипотеза) | Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий в детском саду будет эффективным, если: |
Цель проекта | Формирование и расширение представлений детей о мире современных профессий – профессии эколог. |
Задачи проекта |
|
Предполагаемый результат |
|
Этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный (с 01.03.17. по 31.03.17.) мониторинг, создание условий для реализации проекта. 2 этап – основной (с 01.04.17. по 15.02.18.) Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессиях взрослых в детском саду 3 этап – итоговый (с 16.02.18. по 01.03.18.): Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг). Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными результатами реализации проекта. Обобщение материала проекта. |
Актуальность проекта.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Формирование представлений о профессиях, связанных с экологией, - очень актуальная тема в современном мире. Экологи изучают причины, по которым высыхают водоёмы, ухудшается состояние воды, воздуха, степень воздействия на природу и животный мир человека и промышленных производств. Эколог – это человек, который защищает природу, что так важно в нашем современном обществе. Как помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу людям? В этом вопросе ребёнку помогут разобраться педагоги и его родители.
Цель проекта: формирование представлений детей о мире современных профессий – профессии эколог.
Задачи проекта:
- Выявить знания и представления детей о профессии эколог.
- Познакомить с профессиями – эколог, лесник, фермер, ветеринар; специальной техникой –; инструментами –; ввести названия этих профессий, инструментов и техники в активный словарь детей.
- Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной строительной профессии.
- Создавать условия для представлений детей о трудовых действиях, совершаемых строителями, о результатах труда, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы.
- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности эколога.
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
- Создать условия для реализации проекта «Маленькие экологи».
- Формировать у детей умения: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; сравнивать, делать выводы и самовыражаться в разных видах деятельности.
- Способствовать развитию творческого воображения детей.
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Тип проекта:
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы знания и представления детей о экологических профессиях.
- Определены качества людей различных экологических специальностей.
- Созданы необходимые условия для реализации проекта: развивающая предметно – пространственная среда, картотека сюжетно – ролевых и дидактических игр, бесед, конспекты НОД, художественное слово по природоведческой и экологической теме, наглядная информация для детей и родителей воспитанников.
- Сформированы первичные трудовые умения по уходу за комнатными растениями, работе на земельном участке (цветочная клумба, огород).
- Дети вступают в обсуждение проблемы, обсуждают поставленные задачи, высказывают свою точку зрения.
- Дети проявляют творческую активность и отражают полученные знания в различных видах детской деятельности.
- Дети умеют отражать в сюжетно-ролевой игре особенности экологических профессий.
- Родители воспитанников проявляют интерес и активность в образовании детей.
- Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда группы и детского сада.
Содержание:
Этапы:
1 этап – подготовительный (с 01.03.17. по 31.03.17):
- Анализ методического обеспечения, ресурсных возможностей:
- Перечень методической литературы по данной теме.
- Мониторинг.
- Создание условий для реализации проекта (план модернизации РППС группы).
- Определение перечня профессий для своей возрастной группы.
- Методические материалы (тематические беседы, презентации, конспекты образовательных ситуаций)
- Создание центров интерактивной игровой деятельности по строительным профессиям Продукт: создание центра интерактивной игровой деятельности. Результат: обновление РППС в соответствии темой проекта.
2 этап – основной (с 01.04.17. по 15.02.18.):
Реализация системы содействия развитию знаний детей о природе и экологических профессиях взрослых.
3 этап – итоговый (с 16.02.18. по 01.03.18.):
Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг).
Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными результатами реализации проекта.
Обобщение материала проекта.
Деятельность педагога:
- Разработка методических рекомендаций по формированию основ экологической культуры и ознакомлению детей с экологическими профессиями взрослых
- Разработка конспектов занятий, бесед, картотеки дидактических и сюжетно – ролевых игр, презентаций, подбор художественной литературы и наглядного материала.
Деятельность детей:
Беседы, праздники, непосредственно организованная деятельность, сюжетно – ролевые игры, викторины, чтение художественной литературы, конструирование, организация выставок рисунков, поделок.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании альбомов
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
01.03.2017 – 01.03.2018
Период | Мероприятия | Материалы и оборудование |
ВЕСНА ВЕСНА | НОД «Что такое почва» | кукла–мальчик Экоша; для экспериментальной деятельности - земля, стакан с водой; картинки с изображением обитателей почвы (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь); презентация «Почвенные обитатели» |
НОД «Берегите первоцветы – украшение нашей планеты» | мультимедийная установка; экран; аудиозапись «Шум леса»,П.И.Чайковский «Подснежник», «Вальс цветов»; презентация «Первоцветы»; клубочек; альбомные листы, акварель, кисти, трубочки, бумага для сминания; значки, запрещающие рвать цветы, по количеству детей. | |
НОД «В царстве комнатных растений» | картинки с изображением комнатных растений группы; кукла – мальчик Экоша; карточки со схематическими изображениями предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений «Помощники растений» - почва, вода, воздух, солнце, человек; альбомные листы по количеству детей; простые карандаши; гуашь, кисти; салфетки. | |
НОД «Природа – наш общий дом» (развитие речи) | предметные картинки: звери, птицы, рыбы; панно: леса, водоема; иллюстрации неживой природы; знаки «Правила поведения в природе». | |
НОД «Вода – это жизнь» | иллюстрации пустыни, берега реки, озера; Капелька – изображение; фото озера Иткуль, Байкал, родника; игрушка Лунтик; изображение завода, сбрасывающего в реку грязную воду; оборудование для экспериментальной деятельности – два стакана, вода, сахарный песок, кусочки льда; мультимедийная установка; обучающий мультфильм «Капля воды» из серии «Уроки тетушки Совы. Уроки доброты». | |
НОД «Во дворе у бабушки» (аппликация) | магнитофон; запись голосов домашних животных; картинки с изображением домашних животных (корова, коза, свинья, собака, кот и др.); игрушка кошка;силуэтные и контурные изображения домашних животных; цветная бумага; кисточки для клея, клей, салфетки, тарелочки. | |
НОД «Домашние животные. Фермер» (развитие речи) | презентация «Кто живет на ферме», набор карточек «Орудия труда», дидактическая игра «Четвертый лишний»; план-схема для составления рассказа о фермере. | |
НОД «Весенняя веточка вербы» (лепка) | весенние веточки вербы; пластилин; вата. | |
НОД «Подснежник» (рисование) | игрушка медвежонок, аудиозаписи: звуки весеннего леса, П.И. Чаковский «Апрель», картины из серии «Весна в лесу»; изображение подснежников; тонированная бумага А4; акварельные краски; кисти; салфетки. | |
Беседа «Профессия ФЕРМЕР» | кукла – мальчик Экоша; мультимедийное оборудование; презентация «Фермер». | |
ЛЕТО | НОД «Божья коровка» (конструирование из бумаги) | картинка с изображением божьей коровки; образец поделки «Божья коровка»; квадраты (сторона 14,5 см) из двусторонней бумаги красного цвета; круги (диаметром 0,5 – 0,7 мм) из бумаги черного цвета; фломастеры; клей – карандаш, салфетки, клеенка. |
НОД «Полянка луговых цветов» (лепка) | картинки с изображением полевых цветов; пластилин, стеки, салфетки, дощечки; лист ватмана с нарисованным фоном. | |
НОД «Путешествие в подводное царство» | картинки с изображением морских обитателей; мультимедийная установка; презентация «Обитатели подводного царства»; листы с элементами фигур морских обитателей; восковые мелки, цветные карандаши по количеству детей. | |
НОД «На экологической тропе» (развитие речи) | кукла Экоша; птица сорока; знаки «Правила поведения в лесу»; конверт с письмом; предметные картинки – животные лиса; разрезные картинки – заяц, лиса; мнемотаблица для составления рассказа о лесе; листы с заданием «Посади деревце» на каждого ребенка. | |
НОД «Мы с природою друзья» | изображения леса, луга, реки, моря, гор, пустыни; изображение облаков; три сюжетных изображения «на лугу»( 1.Красивый луг с цветами. Над цветами с ведерками вьются пчелки. Среди цветов стоит улей. Рядом с ульем – довольный мальчик с банкой меда.. 2.Тот же луг, но другие дети. Они рвут и топчут цветы. Пчелы «наблюдают» за этим издалека. 3.Голый луг. Одиноко стоящий улей. Отсутствие насекомых. Грустный мальчик с пустой банкой.) | |
НОД «В стране Насекомии» | импровизированный автобус; аудиозапись песни «Едет автобус, везет ребят»; запись «жужжание пчелы»; указатель «Насекомия»; письмо с загадками; картинки с изображением стрекозы, пчелы, муравья, божьей коровки, бабочки, мухи; игрушка кузнечик Кузя; обручи красного, желтого и зеленого цвета. | |
НОД «Профессия ВЕТЕРИНАР» | картинки с изображением различных предметов и инструментов, необходимых людям разных профессий | |
ОСЕНЬ | НОД «Гроздь винограда» (лепка) | демонстрационный материал: фрукты (банан, апельсин, яблоко, виноград) и овощи (помидор, огурец, капуста, лук); картинки с изображением гроздей винограда разных сортов, виноградников; виноградная лоза; две маленькие корзинки, одна – большая; пластилин; доски для лепки; стеки |
НОД «Ягоды для Мишутки» (рисование) | картинки с изображением лесных ягод; листы бумаги, на которых нарисован контур лесных ягод; гуашь; тычки; тонкие кисточки; салфетки; игрушка – плюшевый медведь; лукошко. | |
НОД «Берегите добрый лес» | экологические знаки; аудиозаписи «Звуки леса»; ковер – самолет; «жалобная книга»; письмо; мелкий конструктор; ткань голубого цвета – ручей; мелкий мусор; пакет; оборудование для опыта – грязная вода, стакан, воронка, вата; ватман с изображением дерева без листьев; тычки по количеству детей; зеленая краска; домик; Лесовичок | |
Беседа с презентацией «Откуда берется мусор» | мультимедийное оборудование; презентация «Откуда берется мусор» | |
НОД «Берегите планету» (развитие речи) | буклет «Жалобная книга природы»; предметные картинки – лягушки, муравьи в муравейнике, птицы; фея Природы; игра «Собери грибы»; елки; корзинки; листочки | |
НОД «Утки в пруду» (лепка) | картинки с изображением водоплавающих птиц; макет пруда; утка; пластилин, стеки | |
НОД «Зеленые лекари» | кукла – баба Даша; фотоизображения лекарственных растений; персонажи кукольного театра – баба, дед, Колобок; мешочки с листьями мяты; засушенные травы. | |
НОД «Будь природе другом» (развитие речи) | компьютерная презентация «Водоемы»; знаки для изготовления плаката «Будь природе другом»; для игры «Очистим море» мелкие картинки: (бутылки, пробки, палки, грязная вода, мусор); панно «Море»; аудиозапись «Шум моря» | |
НОД «Профессия ЭКОЛОГ» | глобус; мультимедийная установка; презентации «Земля наш общий дом», «Экологические проблемы Земли»; круглые заготовки из альбомного листа по количеству детей; цветные карандаши; восковые мелки; фломастеры | |
ЗИМА | Инсценировка «Птичья столовая» | маски - две синички, воробей, сорока. |
НОД «Волшебные снежинки» (конструирование) | письмо; «Снежинка» для демонстрационного показа; по 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка; кружочки - белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см; клей – карандаш; клеёнка; влажная салфетка; магнитофон; диск с записью спокойной музыки. | |
Беседа «Кочующие и оседлые птицы нашей области» | картинки с изображением зимующих птиц; запись с голосами птиц; совместно изготовленные с родителями с детьми кормушки; мяч. | |
Составление синквейнов «Природа и человек» (развитие речи) | предметные картинки: ветеринар, фермер, эколог, лесник, цветы, природа, кормушка, зимующие птицы; план – схема для составления синквейна. | |
НОД «Знакомство с профессией лесника» (развитие речи) | пазл – дерево; сюжетные картинки «Труд лесника»; картинки с изображением диких животных; игра «Лесной этикет»; план – схема для составления описательного рассказа по теме. | |
НОД «Зимующие птицы» | кормушка; изображения птиц (сорока, ворона, воробей, снегирь, голубь, синица); карандаши; иллюстрации разных птиц на каждого ребёнка. | |
НОД «Мини – кормушка для зимующих птиц» (конструирование) | иллюстрации с изображением птиц (сорока, синица, снегирь, ворона, дятел, воробей, клест); запись пения птиц; чудо – дерево; плотный картон; клей ПВА, кисть; ножницы; семена подсолнуха и тыквы; пшено, перловая крупа; ленточки или шерстяные нитки для кормушки. | |
НОД «Профессия ЛЕСНИК» | кукла – мальчик; фотография лесника в лесу; изображения леса; сюжетные картинки по теме «Мебель», «Деревья», «Книги», «Лесные животные»; медали « Юный лесник»; лист альбомной бумаги, акварельные краски, кисти, восковые мелки, баночки с водой, салфетки. |
В процессе реализации проекта с детьми постоянно организовывались наблюдения, экспериментальная деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы.
ВЫВОД: Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Используемая методическая литература и интернет – ресурсы:
- Баринова Е.В. «Учимся любить природу» Пособие для детских садов
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! Детские эклогические проекты. ФГОС»
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
- Николаева С.Н . «Методика экологического воспитания дошкольников».
- Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа и условия реализации в детском саду».
- Шорыгина Т.А. "Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации"
- Шорыгина Т.А «Понятные сказки» Беседы с детьми о растениях и животных.
- Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки» Беседы с детьми о Земле и ее жителях.
- https://multiurok.ru/files/aktual-nost-probliemy-ekologhichieskogho-vospitani.html
- https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/12/ispolzovanie-hudozhestvennoy-prirodovedcheskoy
- http://www.maam.ru/detskijsad/dosug-posvjaschenyi-predstavleniyu-profesi-yekolog-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-rechevomu-razvitiyu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-znakomstvo-s-profesiei-veterinara.html
Детская художественная литература:
Бианки.В. «Птичьи разговоры, «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Замечательные дома», «Кто из чего строил себе дом?», «Готовятся к зиме», «Лес зимой», «Весны приметы», «Как Муравьишка домой спешил», «Кто чем поет?», «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?», «Теремок», «Снежная книга».
Воронин С. «Трусишка», «Полосатая спинка».
Дмитриев Ю. «Кто без крыльев летает?», «Кто в лесу живет и что в лесу растет?», «Рассказы моей полянки».
Павлова Н. «Мать - и - мачеха», «На козьей иве», «Ищи ягоды!», «Под кустом».
Паустовский К. «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Квакша», «Золотой луг», «Заботливый цветок».
Пришвин М. «Этажи леса», «Еж», «Недовольная лягушка», «Золотой луг», «Желтый и белый одуванчики», «Лесной доктор», «Ребята и утята», «Журка», «Дуб и Ель», «Гости».
Сладков Н. «Неслух», «Синичий запас», «Синичкин календарь», «Как медведя переворачивали?», «Суд над декабрем», «Берлога», «Журавль», «Шмель», «Уж», «Мухомор», «Муравьи», «Шишка», «Имена зверей и птиц», «Кукушка», «Замор, «Целебные травы», «Санитар», «Медведь и Солнце». Диалоги – миниатюры. «Выдра и Ворон», «Барсук Медведь», «Сорока и Оляпка», «Дрозд и Сова», «Кто в моем доме живет?», «Кто такой?»
Снегирев Г. «Кто сажает лес?», «Скворец», «Хитрый бурундук», «Про оленей», «Про пингвинов», «Про птиц», «Как птицы и звери готовятся к зиме», «Дикий зверь», «В пустыне», «Кедр»
Соколов – Микитов И. «Весна, «Белки», «Еж».
Шим Э. «Камень, Ручей, Сосулька, и Солнце».
Ушинский К.Д. «Ветер и Солнце», Ручей», «Спор деревьев», «Дятел».
Чарушин Е. «На нашем дворе», «Томка», «Рябчонок», «Волчишко», «Медвежата»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность) «Совет юных экологов»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)«Совет юных экологов»Цель: расширять знания детей о живой и неживой ...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3 до 7 лет
Цель: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Юный эколог» от 5 до 7 лет
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологиче...
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Юные экологи спешат на помощь"
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Экологическое воспитание. Ф.И.О: Адилова Дарья НиколаевнаТема: «Юные экологи спешат на помощь».Возрастна...
Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Юные экологи»
Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования нач...