Паспорт проекта по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - юные экологи"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мусалямова Светлана Станиславовна

В данном документе представлены задачи, актуальность проекта и предложено перспективное планирование образовательной деятельности по временам года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методический и практический материал по проекту «Мы – юные экологи».

Целевой проект

«Мы – юные экологи»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название раздела

Содержание раздела

Краткое название проекта

 «Мы – юные экологи»

Основная идея проекта (гипотеза)

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий в детском саду будет эффективным, если:
- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;
- используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий ;
- создана доступная, комфортная развивающая предметно –пространственная  среда.

Цель проекта

 Формирование и расширение представлений детей о мире современных профессий – профессии эколог.

Задачи проекта

  • Выявить знания и представления детей о профессии эколог.
  • Познакомить с профессиями – эколог, лесник, фермер, ветеринар; специальной техникой; инструментами; ввести названия этих профессий, инструментов и техники в активный словарь детей.
  • Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной строительной профессии.
  • Создавать условия для представлений детей о трудовых действиях, совершаемых строителями, о результатах труда, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы.
  • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности эколога.
  • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
  • Создать условия для  реализации проекта «Маленькие экологи».
  • Формировать у детей умения: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; сравнивать, делать выводы  и самовыражаться в разных видах деятельности.
  • Способствовать развитию творческого воображения детей.

Предполагаемый результат

  • Сформированы знания и представления детей о экологических профессиях.
  • Определены качества людей различных экологических специальностей.
  • Созданы необходимые условия для реализации проекта: развивающая предметно – пространственная среда, картотека сюжетно – ролевых и дидактических игр, бесед, конспекты НОД, художественное слово по природоведческой и экологической теме, наглядная информация для детей и родителей воспитанников.
  • Сформированы первичные трудовые умения по уходу за комнатными растениями, работе на земельном участке (цветочная клумба, огород).
  • Дети вступают в обсуждение проблемы, обсуждают поставленные задачи, высказывают свою точку зрения.
  • Дети проявляют творческую активность и отражают полученные знания в различных видах детской деятельности.
  • Дети умеют отражать в сюжетно-ролевой игре особенности экологических профессий.
  • Родители воспитанников проявляют  интерес и активность в образовании детей.
  • Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда группы и детского сада.

Этапы реализации     проекта

1 этап – подготовительный (с 01.03.17. по 31.03.17.)

мониторинг, создание условий для реализации проекта.

2 этап – основной (с 01.04.17. по 15.02.18.)

Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессиях взрослых в детском саду

3 этап – итоговый (с 16.02.18. по 01.03.18.):

Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг).

Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными результатами реализации проекта.

Обобщение материала проекта. 


Актуальность проекта.

Всё хорошее в людях – из детства! 

Как истоки добра пробудить? 

Прикоснуться к природе всем сердцем: 

Удивиться, узнать, полюбить! 

Я хочу, чтоб земля расцветала, 

И росли, как цветы, малыши, 

Чтоб для них экология стала - 

Не наукой, а частью души! 

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи  говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.  Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Формирование представлений о профессиях, связанных с экологией, - очень актуальная тема в современном мире. Экологи изучают причины, по которым высыхают водоёмы, ухудшается состояние воды, воздуха, степень воздействия на природу и животный мир человека и промышленных производств. Эколог – это человек, который защищает природу, что так важно в нашем современном обществе. Как помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу людям? В этом вопросе ребёнку помогут разобраться педагоги и его родители.

Цель проекта: формирование представлений детей о мире современных профессий – профессии эколог.

Задачи проекта:

  • Выявить знания и представления детей о профессии эколог.
  • Познакомить с профессиями – эколог, лесник, фермер, ветеринар; специальной техникой –; инструментами –; ввести названия этих профессий, инструментов и техники в активный словарь детей.
  • Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной строительной профессии.
  • Создавать условия для представлений детей о трудовых действиях, совершаемых строителями, о результатах труда, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы.
  • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности эколога.
  • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
  • Создать условия для  реализации проекта «Маленькие экологи».
  • Формировать у детей умения: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; сравнивать, делать выводы  и самовыражаться в разных видах деятельности.
  • Способствовать развитию творческого воображения детей.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Тип проекта: 

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Ожидаемые результаты:

  • Сформированы знания и представления детей о экологических профессиях.
  • Определены качества людей различных экологических специальностей.
  • Созданы необходимые условия для реализации проекта: развивающая предметно – пространственная среда, картотека сюжетно – ролевых и дидактических игр, бесед, конспекты НОД, художественное слово по природоведческой и экологической теме, наглядная информация для детей и родителей воспитанников.
  • Сформированы первичные трудовые умения по уходу за комнатными растениями, работе на земельном участке (цветочная клумба, огород).
  • Дети вступают в обсуждение проблемы, обсуждают поставленные задачи, высказывают свою точку зрения.
  • Дети проявляют творческую активность и отражают полученные знания в различных видах детской деятельности.
  • Дети умеют отражать в сюжетно-ролевой игре особенности экологических профессий.
  • Родители воспитанников проявляют  интерес и активность в образовании детей.
  • Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда группы и детского сада.

Содержание:

Этапы:

1 этап – подготовительный (с 01.03.17. по 31.03.17):

  • Анализ методического обеспечения, ресурсных возможностей:
  • Перечень методической литературы по данной теме.
  • Мониторинг.
  • Создание условий для реализации проекта (план модернизации РППС группы).
  • Определение перечня профессий для своей возрастной группы.
  • Методические материалы (тематические беседы, презентации, конспекты образовательных ситуаций)
  • Создание центров интерактивной игровой деятельности по строительным профессиям Продукт: создание центра интерактивной игровой деятельности. Результат: обновление РППС в соответствии темой проекта.

2 этап – основной (с 01.04.17. по 15.02.18.):

Реализация системы содействия развитию знаний детей о природе и экологических профессиях взрослых.

3 этап – итоговый (с 16.02.18. по 01.03.18.):

Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг).

Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с полученными результатами реализации проекта.

Обобщение материала проекта.  

Деятельность педагога:

  1. Разработка методических рекомендаций по формированию основ экологической культуры и ознакомлению детей с экологическими профессиями взрослых
  2. Разработка конспектов занятий, бесед, картотеки дидактических и сюжетно – ролевых игр, презентаций, подбор художественной литературы и наглядного материала.

Деятельность детей:

Беседы, праздники, непосредственно организованная деятельность, сюжетно – ролевые игры, викторины, чтение художественной литературы, конструирование, организация выставок рисунков, поделок.

Деятельность родителей:

Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании альбомов

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

01.03.2017 – 01.03.2018

Период

Мероприятия

Материалы и оборудование

 ВЕСНА

ВЕСНА

НОД «Что такое почва»

кукла–мальчик Экоша; для экспериментальной деятельности - земля, стакан с водой; картинки с изображением обитателей почвы (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь); презентация «Почвенные обитатели»

НОД «Берегите первоцветы – украшение нашей планеты»

мультимедийная установка; экран; аудиозапись «Шум леса»,П.И.Чайковский «Подснежник», «Вальс цветов»; презентация «Первоцветы»; клубочек; альбомные листы, акварель, кисти, трубочки, бумага для сминания; значки, запрещающие рвать цветы, по количеству детей.

НОД «В царстве комнатных растений»

картинки с изображением комнатных растений группы; кукла – мальчик Экоша; карточки со схематическими изображениями предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений «Помощники растений» - почва, вода, воздух, солнце, человек; альбомные листы по количеству детей; простые карандаши; гуашь, кисти; салфетки. 

НОД «Природа – наш общий дом» (развитие речи)

предметные картинки: звери, птицы, рыбы; панно: леса, водоема; иллюстрации неживой природы; знаки «Правила поведения в природе».

НОД «Вода – это жизнь»

иллюстрации пустыни, берега реки, озера; Капелька – изображение; фото озера Иткуль, Байкал, родника; игрушка Лунтик; изображение завода, сбрасывающего в реку грязную воду; оборудование для экспериментальной деятельности – два стакана, вода, сахарный песок, кусочки льда; мультимедийная установка; обучающий мультфильм «Капля воды» из серии «Уроки тетушки Совы. Уроки доброты».

НОД «Во дворе у бабушки» (аппликация)

магнитофон; запись голосов домашних животных;  картинки с изображением домашних животных (корова, коза, свинья, собака, кот и др.); игрушка кошка;силуэтные и контурные изображения домашних животных; цветная бумага; кисточки для клея, клей, салфетки, тарелочки.

НОД «Домашние животные. Фермер» (развитие речи)

презентация «Кто живет на ферме», набор карточек  «Орудия труда», дидактическая игра «Четвертый  лишний»; план-схема для составления рассказа о фермере.

НОД «Весенняя веточка вербы» (лепка)

весенние веточки вербы; пластилин; вата.

НОД «Подснежник» (рисование)

игрушка медвежонок, аудиозаписи: звуки весеннего леса, П.И. Чаковский «Апрель», картины из серии  «Весна в лесу»; изображение подснежников; тонированная бумага А4; акварельные краски; кисти; салфетки.

Беседа «Профессия ФЕРМЕР»

кукла – мальчик Экоша; мультимедийное оборудование; презентация «Фермер».

 

ЛЕТО

НОД «Божья коровка»  (конструирование из бумаги)

картинка с изображением божьей коровки; образец поделки «Божья коровка»; квадраты (сторона 14,5 см) из двусторонней  бумаги красного цвета;  круги (диаметром 0,5 – 0,7 мм) из бумаги черного цвета; фломастеры; клей – карандаш, салфетки, клеенка.

НОД «Полянка луговых цветов» (лепка)

картинки с изображением полевых цветов; пластилин, стеки, салфетки, дощечки; лист ватмана с нарисованным фоном.

НОД «Путешествие в подводное царство»

картинки с изображением морских обитателей; мультимедийная установка; презентация «Обитатели подводного царства»; листы с элементами фигур морских обитателей; восковые мелки, цветные карандаши по количеству детей.

НОД «На экологической тропе» (развитие речи)

кукла Экоша; птица сорока; знаки «Правила поведения в лесу»; конверт с письмом; предметные картинки – животные лиса; разрезные картинки – заяц, лиса; мнемотаблица для составления рассказа о лесе; листы с заданием «Посади деревце» на каждого ребенка.

НОД «Мы с природою друзья»

изображения леса, луга, реки, моря, гор, пустыни; изображение облаков; три сюжетных изображения «на лугу»( 1.Красивый луг с цветами. Над цветами с ведерками вьются пчелки. Среди цветов стоит улей. Рядом с ульем – довольный мальчик с банкой меда.. 2.Тот же луг, но другие дети. Они рвут и топчут цветы. Пчелы «наблюдают» за этим издалека. 3.Голый луг. Одиноко стоящий улей. Отсутствие насекомых. Грустный мальчик с пустой банкой.)

НОД «В стране Насекомии»

импровизированный автобус; аудиозапись песни «Едет автобус, везет ребят»;  запись «жужжание пчелы»; указатель «Насекомия»; письмо с загадками; картинки с изображением стрекозы, пчелы, муравья, божьей коровки, бабочки, мухи; игрушка кузнечик Кузя; обручи красного, желтого и зеленого цвета.

НОД «Профессия ВЕТЕРИНАР»

картинки с изображением различных предметов и инструментов, необходимых людям разных профессий

 ОСЕНЬ

НОД «Гроздь винограда» (лепка)

демонстрационный материал: фрукты (банан, апельсин, яблоко, виноград) и овощи (помидор, огурец, капуста, лук); картинки с изображением гроздей винограда разных сортов, виноградников; виноградная лоза; две маленькие корзинки, одна – большая; пластилин; доски для лепки; стеки

НОД «Ягоды для Мишутки» (рисование)

картинки с изображением лесных ягод; листы бумаги, на которых нарисован контур лесных ягод; гуашь; тычки; тонкие кисточки; салфетки; игрушка – плюшевый медведь; лукошко.

НОД «Берегите добрый лес»

экологические знаки; аудиозаписи «Звуки леса»;  ковер – самолет; «жалобная книга»; письмо; мелкий конструктор; ткань голубого цвета – ручей; мелкий мусор; пакет; оборудование для опыта – грязная вода, стакан, воронка, вата; ватман с изображением дерева без листьев; тычки по количеству детей; зеленая краска; домик; Лесовичок

Беседа с презентацией «Откуда берется мусор»

мультимедийное оборудование; презентация «Откуда берется мусор»

НОД «Берегите планету» (развитие речи)

буклет «Жалобная книга природы»; предметные картинки – лягушки, муравьи в муравейнике, птицы; фея Природы; игра «Собери грибы»; елки; корзинки; листочки

НОД «Утки в пруду» (лепка)

картинки с изображением водоплавающих птиц; макет пруда; утка; пластилин, стеки

НОД «Зеленые лекари»

кукла – баба Даша; фотоизображения лекарственных растений; персонажи кукольного театра – баба, дед, Колобок; мешочки с листьями мяты; засушенные травы.

НОД «Будь природе другом» (развитие речи)

компьютерная презентация «Водоемы»; знаки для изготовления плаката «Будь природе другом»; для  игры «Очистим море» мелкие картинки: (бутылки, пробки, палки, грязная вода, мусор); панно «Море»; аудиозапись «Шум моря»

НОД «Профессия ЭКОЛОГ»

глобус; мультимедийная установка; презентации «Земля наш общий дом», «Экологические проблемы Земли»; круглые заготовки из альбомного листа по количеству детей; цветные карандаши; восковые мелки; фломастеры

ЗИМА

Инсценировка «Птичья столовая»

маски - две синички, воробей, сорока.

НОД «Волшебные снежинки» (конструирование)

письмо;  «Снежинка» для демонстрационного показа; по 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка; кружочки - белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см; клей – карандаш; клеёнка; влажная салфетка; магнитофон; диск с записью спокойной музыки.

Беседа «Кочующие и оседлые птицы нашей области»

картинки с изображением зимующих птиц; запись с голосами птиц; совместно изготовленные с родителями с детьми кормушки; мяч.

Составление синквейнов «Природа и человек» (развитие речи)

предметные картинки: ветеринар, фермер, эколог, лесник, цветы, природа, кормушка, зимующие птицы; план – схема для составления синквейна.

НОД «Знакомство с профессией лесника» (развитие речи)

пазл – дерево; сюжетные картинки  «Труд лесника»; картинки с изображением диких животных; игра «Лесной этикет»; план – схема для составления описательного рассказа по теме.

НОД «Зимующие птицы»

кормушка; изображения птиц (сорока, ворона, воробей, снегирь, голубь, синица); карандаши; иллюстрации разных птиц на каждого ребёнка.

НОД «Мини – кормушка для зимующих птиц» (конструирование)

иллюстрации с изображением птиц (сорока, синица, снегирь, ворона, дятел, воробей, клест); запись пения птиц; чудо – дерево; плотный картон; клей ПВА, кисть; ножницы; семена подсолнуха и тыквы; пшено, перловая крупа;  ленточки или шерстяные нитки для кормушки.

НОД «Профессия ЛЕСНИК»

кукла – мальчик; фотография лесника в лесу; изображения леса; сюжетные картинки по теме «Мебель», «Деревья», «Книги», «Лесные животные»; медали « Юный лесник»; лист альбомной бумаги, акварельные краски, кисти, восковые мелки, баночки с водой, салфетки.

В процессе реализации проекта с детьми постоянно организовывались наблюдения, экспериментальная деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы.

ВЫВОД: Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Используемая методическая литература и интернет – ресурсы:

Детская художественная литература:

  Бианки.В. «Птичьи разговоры, «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Замечательные дома», «Кто из чего строил себе дом?», «Готовятся к зиме», «Лес зимой», «Весны приметы», «Как Муравьишка домой спешил», «Кто чем поет?», «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?», «Теремок», «Снежная книга».

  Воронин С. «Трусишка», «Полосатая спинка».

  Дмитриев Ю. «Кто без крыльев летает?», «Кто в лесу живет и что в лесу растет?», «Рассказы моей полянки». 

  Павлова Н. «Мать - и - мачеха», «На козьей иве», «Ищи ягоды!», «Под кустом».

  Паустовский К. «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Квакша», «Золотой луг», «Заботливый цветок».

  Пришвин М. «Этажи леса», «Еж», «Недовольная лягушка», «Золотой луг», «Желтый и белый одуванчики», «Лесной доктор», «Ребята и утята», «Журка», «Дуб и Ель», «Гости».

  Сладков Н. «Неслух», «Синичий запас», «Синичкин календарь», «Как медведя переворачивали?», «Суд над декабрем», «Берлога», «Журавль», «Шмель», «Уж», «Мухомор», «Муравьи», «Шишка», «Имена зверей и птиц», «Кукушка», «Замор, «Целебные травы», «Санитар», «Медведь и Солнце».  Диалоги – миниатюры. «Выдра и Ворон», «Барсук Медведь», «Сорока и Оляпка», «Дрозд и Сова», «Кто в моем доме живет?», «Кто такой?»

  Снегирев Г. «Кто сажает лес?», «Скворец», «Хитрый бурундук», «Про оленей», «Про пингвинов», «Про птиц», «Как птицы и звери готовятся к зиме», «Дикий зверь», «В пустыне», «Кедр»

  Соколов – Микитов И. «Весна, «Белки», «Еж».

  Шим Э. «Камень, Ручей, Сосулька, и Солнце».

  Ушинский К.Д. «Ветер и Солнце», Ручей», «Спор деревьев», «Дятел». 

  Чарушин Е. «На нашем дворе», «Томка», «Рябчонок», «Волчишко», «Медвежата»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность) «Совет юных экологов»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)«Совет юных экологов»Цель: расширять знания детей о живой и неживой ...

Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3 до 7 лет

Цель: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста...

Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет

Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет...

Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Юный эколог» от 5 до 7 лет

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологиче...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Юные экологи спешат на помощь"

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Экологическое воспитание. Ф.И.О: Адилова Дарья НиколаевнаТема: «Юные экологи спешат на помощь».Возрастна...

Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Юные экологи»

Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования нач...