Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность) «Совет юных экологов»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Болталина Оксана Вацлавовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)

«Совет юных экологов»

Цель: расширять знания детей о живой и неживой природе через опытническую деятельность

Задачи:

- совершенствовать знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

- побуждать детей к  решению  проблемно-поисковых  задач;

- способствовать развитию познавательных интересов;

 - закрепить представление об условиях роста и развития живых организмов;

- вызывать  желание самостоятельно выращивать  растение, ухаживать за ним.

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.

Методы и приемы: наглядные, работа со схемами,  игровые, сюрпризный момент (газета из леса), объявления-загадки, проблемные вопросы, построение «живой» схемы, психогимнастика, исследование зерна фасоли через лупу, посадка зерна.

Материалы и оборудование:  мантии «магистров» на каждого ребенка, 2 шапочки «магистра», телеграмма-приглашение, 3 мольберта, 2 указки, газета с объявлениями, схема с изображением объектов живой природы (растения, животные, насекомые, птицы, рыбы); схема с изображением объектов неживой природы (звезды, луна, вода, солнце, горы, камни, воздух); схема роста фасоли; шарф, электрический фонарик, воздушный шарик, тарелка, чашка, кукла-малыш; на каждого ребенка: 2 зерна замоченные накануне фасоли, одноразовые стаканчики с землей для посадки зерна, стаканчики с водой; палочки для заглубления земли; метки для маркировки стаканчиков, розетки для исследования зерна, лупы на каждого ребенка; магнитофон; аудиозаписи: «Волшебство природы», «Звуки природы»;

Пропедевтическая работа:

 наблюдения в природе: за объектами живой (растения и их семена, животные, птицы, насекомые) и неживой (земля, камни, воздух, облака, солнце, вода),

привлечение детей к работе на огороде: посадка моркови, редиса, репы, лука, цветов, ухаживание за ними, сбор урожая),

труд в природе: уход за цветником на участке и под окнами группы, укутывание деревьев, кустарников снегом, чистка кормушек, посыпка корма для птиц,

 занятия: по ознакомлению с окружающим: «Сравнение жука и бабочки», «Свойства воды», «Мир камней», «Краски осени»,  «Почему плачут деревья», «Как дышат растения», «Как мы помогаем зимующим птицам», «Кто, где живет?»,

развитие речи: рассказывание по картине «Собака со щенятами», творческое рассказывание «Как я полечил деревце», «Как я спас птичку»,

чтение художественной литературы: Добрые сказки, «Почему плачет синичка», «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский,
   рисование: «Веселая гусеничка», «Бабочка», «Осенний цветок», «Осенние деревья», «Потапыч», «Снегопад», «Зимний лес», «Синичка-невеличка», «Снегири»,

конструирование: «Дерево» (из счетных палочек), «Загончик для домашних животных», кормушка для зимующих птиц,

аппликация: «Мой любимый цветок», «Ветка рябины», «Украсим бабочке крылья», «Медведь» (коллективная работа), «Синичка», «К нам прилетели снегири»,

лепка: «Гриб», «Медведь», «Уточка с утятами», «Цветок», «Птичка»,

индивидуальная работа: развитие творческих способностей: птичка (из природного материала), деревья (из засушенных листьев)

экспериментальная работа в группе: посадка лука, наблюдения в уголке природы, работа с календарем природы, сбор коллекции камней, сбор гербария, рассматривание через лупу почвы, песка, камней, кожи человека, мха, листьев комнатных растений, рассматривание и замачивания зерна фасоли, исследование: свойства воды, льда.

рассматривание: пейзажных картин (виды природы),

просматривание фильмов и слайдов: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Мир цветов», «Мир воды»

беседы и решение проблемных ситуаций:

дидактические игры: «Найди свое дерево», «С какого дерева листочек», «Цветы», «Живое-неживое», «Угадай чей голос»  

Словарная работа: лесная, кожа-кожура, зародыш ростка, опыт, исследование

 Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_ekologii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          «Детский сад № 29 комбинированного вида»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности                в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)

«Совет юных экологов»

Воспитатель: Болталина Оксана Вацлавовна

г. Кстово


Цель: расширять знания детей о живой и неживой природе через опытническую деятельность

Задачи:

- совершенствовать знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

- побуждать детей к  решению  проблемно-поисковых  задач;

- способствовать развитию познавательных интересов;

 - закрепить представление об условиях роста и развития живых организмов;

- вызывать  желание самостоятельно выращивать  растение, ухаживать за ним.

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.

Методы и приемы: наглядные, работа со схемами,  игровые, сюрпризный момент (газета из леса), объявления-загадки, проблемные вопросы, построение «живой» схемы, психогимнастика, исследование зерна фасоли через лупу, посадка зерна.

Материалы и оборудование:  мантии «магистров» на каждого ребенка, 2 шапочки «магистра», телеграмма-приглашение, 3 мольберта, 2 указки, газета с объявлениями, схема с изображением объектов живой природы (растения, животные, насекомые, птицы, рыбы); схема с изображением объектов неживой природы (звезды, луна, вода, солнце, горы, камни, воздух); схема роста фасоли; шарф, электрический фонарик, воздушный шарик, тарелка, чашка, кукла-малыш; на каждого ребенка: 2 зерна замоченные накануне фасоли, одноразовые стаканчики с землей для посадки зерна, стаканчики с водой; палочки для заглубления земли; метки для маркировки стаканчиков, розетки для исследования зерна, лупы на каждого ребенка; магнитофон; аудиозаписи: «Волшебство природы», «Звуки природы»;

Пропедевтическая работа:

 наблюдения в природе: за объектами живой (растения и их семена, животные, птицы, насекомые) и неживой (земля, камни, воздух, облака, солнце, вода),

привлечение детей к работе на огороде: посадка моркови, редиса, репы, лука, цветов, ухаживание за ними, сбор урожая),

труд в природе: уход за цветником на участке и под окнами группы, укутывание деревьев, кустарников снегом, чистка кормушек, посыпка корма для птиц,

 занятия: по ознакомлению с окружающим: «Сравнение жука и бабочки», «Свойства воды», «Мир камней», «Краски осени»,  «Почему плачут деревья», «Как дышат растения», «Как мы помогаем зимующим птицам», «Кто, где живет?»,

развитие речи: рассказывание по картине «Собака со щенятами», творческое рассказывание «Как я полечил деревце», «Как я спас птичку»,

чтение художественной литературы: Добрые сказки, «Почему плачет синичка», «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский,
 
рисование: «Веселая гусеничка», «Бабочка», «Осенний цветок», «Осенние деревья», «Потапыч», «Снегопад», «Зимний лес», «Синичка-невеличка», «Снегири»,

конструирование: «Дерево» (из счетных палочек), «Загончик для домашних животных», кормушка для зимующих птиц,

аппликация: «Мой любимый цветок», «Ветка рябины», «Украсим бабочке крылья», «Медведь» (коллективная работа), «Синичка», «К нам прилетели снегири»,

лепка: «Гриб», «Медведь», «Уточка с утятами», «Цветок», «Птичка»,

индивидуальная работа: развитие творческих способностей: птичка (из природного материала), деревья (из засушенных листьев)

экспериментальная работа в группе: посадка лука, наблюдения в уголке природы, работа с календарем природы, сбор коллекции камней, сбор гербария, рассматривание через лупу почвы, песка, камней, кожи человека, мха, листьев комнатных растений, рассматривание и замачивания зерна фасоли, исследование: свойства воды, льда.

рассматривание: пейзажных картин (виды природы),

просматривание фильмов и слайдов: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Мир цветов», «Мир воды»

беседы и решение проблемных ситуаций:

дидактические игры: «Найди свое дерево», «С какого дерева листочек», «Цветы», «Живое-неживое», «Угадай чей голос» 

Словарная работа: лесная, кожа-кожура, зародыш ростка, опыт, исследование

 Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей


Ход занятия:

Дети в мантиях магистров (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами.

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные... (корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  7. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  8. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  9. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  10. Ягоды (малина, клубника, вишня)

- Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки-схемы с изображением объектов живой и неживой природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в мантии магистра) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем, как растет растение, проведем исследование, поставим опыт.

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые (приглашаются двое детей, надевают шапочки «магистра»).  Соня расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Ваня расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).

Игра «Угадай, чье объявление»

Стук в дверь. «Почтальон» принес газету из леса.

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
  5. Помогите! На моих ветвях птицы вили гнезда, мои листочки-детки радовались солнцу и ветру. А теперь я заболело. В моей коре завелись жучки. Пришлите мне доктора-дятла (дерево).

- Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю).

А теперь, превращаю вас в снежинки. Бегите, укройте землю, растения, нарядите их в белую, чистую одежду.

- Все, снегопад закончился, земля и растения сказали вам «спасибо».

Игра «Как растет все живое

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Воспитатель: Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо растениям, да и всем живым организмам, чтобы они выросли сильными, крепкими и здоровыми?

Дети: тепло + свет + питание + вода + воздух +забота

Выстраивание «живой схемы»: ребенку, назвавшему какой-либо компонент, дается атрибут-условное обозначение: тепло – шарф, свет – фонарик, питание – тарелка с ложкой, вода – чашка, воздух – воздушный шарик, забота – кукла-малыш.

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

- Растение - земли украшение.

- Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

- Одно дерево погубил, посади сорок.

- Старые деревья молодые охраняют.

- Много леса - не губи, мало леса береги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?

Исследование зерна фасоли

Воспитатель: А вы хотите посмотреть, что же произошло с нашими зернышками фасоли, которые мы замочили вчера? Подойдите к столам. Для каждого из вас приготовлена розетка с зерном и лупа. Ощупайте зернышко и сравните, какое оно было вчера и какое стало сейчас (вчера было сухое, жесткое, а сейчас влажное и мягкое).

Воспитатель: А теперь аккуратно снимите кожицу с зерна (заранее необходимо сделать надрез вдоль зерна для удобства проведения исследования). Разотрите ее пальцами. Какая она на ощупь (жесткая, плотная). Эту кожицу называют кожура.

  Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна кожура зернышку?  (защищает зерно, через нее оно дышит). Правильно. Теперь разделите зернышко на две половинки-дольки, возьмите лупы и посмотрите, что же спрятало зернышко внутри себя (маленький белый «червячок»). Как вы думаете, что же это за «червячок»? (росток-зародыш растения). Да, но сейчас он называется зародыш. Он проснулся, потому что мы создали для него хорошие условия. Какие? (тепло, вода).

Воспитатель

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт и посадим в землю зерна фасоли, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось? Что было трудно?

- Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. До свидания, мои юные друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"

Данный конспект будет актуален для родителей и педагогов дошкольного образования...

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

Повышение уровня экологической компетентности родителей, повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе и окружающему миру....

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка" «В дружбе с природой»

Форма проведения: деловая играФорма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагогиЦель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию " Берегите ёлочку."

Природа - важная часть окружающей жизни. В воспитательной работе с детьми очень важно обратить их внимание на бережное отношение к природе, к деревьям в лесу, животным и птицам. Целью данного занятия ...

конспект познавательного занятия в средней группе по экологическому воспитанию "Берегите лес"

Цель: расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.Задачи:ОО «Познавательное развитие...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей В гостях у волшебницы воды.

Познавательное интегрированное занятие для детей средней группы.Цель:дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе....

Конспект познавательного занятия в средней группе по экологическому воспитанию «Берегите лес».

Конспектпознавательного занятия в средней группепо экологическому воспитанию«Берегите лес»....