"Зима и снег".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Овчинникова Александра Валерьевна

 

Показать детям, что снег служит средой обитания для некоторых животных, помогает им зимой укрыться от холода, под снегом так же остаются зимовать некоторые растения, а  деревьям и кустарникам легче перенести морозы в снежную зиму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_i_sneg.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

тема

"Зима и снег"                                              старшая группа

цель

Показать детям, что снег служит средой обитания для некоторых животных, помогает им зимой укрыться от холода, под снегом так же остаются зимовать некоторые растения, а  деревьям и кустарникам легче перенести морозы в снежную зиму.

материал

Сб.Маханевой "Экологическое развитие детей дошкольного и мл. школьн. возраста",111.

сб.Бондаренко "Экологические занятия  с детьми 5-6 лет",79

наглядность, см. папку "Животные Мурманской области" (белые),

карточка "Снег и растения, снег и животные"

ПЛАН-КОНСПЕКТ:

1.Белый снег пушистый в воздухе кружится

   И на землю тихо падает, ложится.

   И под утро снегом поле забелело,

   Точно пеленою все его одело.

    Темный лес, что шапкой

   Принакрылся чудной, и заснул под нею,

   Крепко, непробудно.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?(О зиме)

- Как узнать зиму, что бывает зимой?

Ответы детей:- дни короче, ночи длиннее,

                - солнца нет,

                - в ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга,

                - реки и озера покрыты льдом,

                - деревья и кустарники без листьев,

                - насекомые не летают, спят до весны,

                - остались зимовать зимующие птицы,

                - в лесу звери по-разному приготовились проводить зиму,

                - зимой много снега, часто стоят морозные дни,

                - зимой много зимних забав, игр и развлечений,

                - люди носят теплую одежду и обувь.

2.- Самая яркая примета зимы-это снег: выпал снег, зима началась, растаял снег-зима закончилась. Отгадайте загадку:

  1. С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроится черная земля.

Много, много звездочек, тонких, как стекло!

Звездочки холодные, а земле тепло!   (Снежинки)

- Давайте посмотрим, какие бывают снежинки, на что они похожи?(пособие)

- Ребята, как вы думаете , растениям и животным хорошо или плохо, когда зима снежная, когда зимой бывает много снега?

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

- Оказывается ,зимой под снегом творятся настоящие чудеса. Снег, как белое и пуховое одеяло согревает  растения и животных. Деревья и кустарники зимой не растут, но они и не умирают, а как будто засыпают. А мечтают они во сне о том, чтоб было больше снега зимой, тогда их корням будет теплее. Под снегом можно найти ягоды брусники и клюквы, они остаются красными и  служат хорошим кормом для животных. Под белым, снежным покрывалом можно  найти мышку полевую и мышку лесную. У мышек под снегом много ходов и выходов, т.к. им часто приходится убегать от лисицы. Также она находит там сухие травинки и семена различных растений

Так же как и мышка любит проводить зиму под снегом наш северный зверек ЛЕМИНГ.

На зиму он становится белым, под цвет снега, а когти на лапах у него разрастаются, соединяются и становятся похожи на копытца. Ими зверек роет снег, ищет себе сухие травинки, корешки, мох, грибы.

Любит снежную зиму и наша северная птичка КУРОПАТКА. Осенью у нее перышки были рябенькие, она была почти не заметна в осеннем лесу. Пришла зима и если б она не поменяла свой наряд, она была б очень приметной для хищников: она стала белой, а на ногах у нее выросли жесткие перья, как валеночки, идет куропатка в валеночках и не проваливается в глубокий снег. В сильные морозы любит куропатка закопаться в снег, он ее согреет. Летом ей пришлись по вкусу ягоды брусники, клюквы и морошки. Зимой она старается жить поближе к оленям, т.к. у оленя широкие копыта. Там где он проходит остается широкий след на снегу и меньше снега, а значит куропатке легче добраться до ягод.

- Какому лесному зверьку снег помогает быть незаметным? (ЗАЙЦУ)

- Как он проводит зиму? (Питается корой и низкими веточками, запутывает следы, долгое время может лежать на снегу под мохнатыми ветвями ели)

- Есть еще один зверь севера, которому снег помогает быть незаметным. Это ПЕСЕЦ.

По росту он меньше лисицы, летом бурый, а зимой – белый. На подошвах к зиме вырастает дополнительная щетинка, песцу не холодно бродить по снегу и льду. Любит поохотится на куропаток, мышей, леммингов.

- Белыми зимой можно встретить полярную сову, горностая, ласку.

В конце занятия подводится итог и задается детям вопрос:

ЧЕМ ПОМОГАЕТ СНЕГ ЗИМОЙ РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ?

Ответ: Чем больше зимой снега, тем растениям лучше, снег согревает корни растений, а когда весной начнет таять, растения получат больше влаги и воды, быстрее зацветут.

А животные, которые поменяли на зиму окраску и стали белыми, будут меньше заметнее  на снегу, их окраска защитит от врагов. Возможно, это поможет им легче  пережить холодную и долгую зиму.

"  ЗИМА  И  СНЕГ  "

старшая группа

Овчинникова А.В.

   

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка развлечения "Зима пришла - снег и радость принесла"

Инсценировка для детей старшей группы  с использованием народного фольклора расширяет знания детей о народных обычаях, приобщает к истокам народной культуры, воспитывает нравственно-патриот...

Конспект НОД «Пришла в гости Зима, много снега принесла» Образовательная область: художественное творчество ранний возраст

Программное содержание:«Художественное творчество»·        Формировать умение детей рисовать красками способом «примакивания» используя кисть.·...

Пальчиковые игры " Ах ты зимушка зима, сколько снега принесла"

Интересные пальчиковые игры для любого возраста....

Пальчиковые игры " Ах ты зимушка зима, сколько снега принесла"

Интересные пальчиковые игры для любого возраста....

конспект НОД "Спасибо зима, что снега принесла"

Конспект интегрированного занятия...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 18-22 декабря) Группа: 2 младшая. Тема: «Зима» Цель: формирование у детей элементарных представлений о зиме: идет снег, деревья голые, земля покрыта снегом, люди одели теплую одежду;

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 18-22 декабря)  Группа: 2 младшая. Тема: «Зима» Цель: формирование у детей элементарных представлений о зиме: ид...