Природа и дети
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Баранова Тамилла Петровна

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Мир природы открывает широкие возможности для умственного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_i_deti.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и дети

Воспитатель: Баранова Т.П.

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Мир природы открывает широкие возможности для умственного развития дошкольников.

Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразие растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, их приспособительских зависимостей существования от факторов внешней среды.

Связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны природы, на которой содержатся животные и которая подвергается озеленению.

Интерес к природным явлениям у ребёнка проявляется прежде всего в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт. Всё это отражено в программе «Истоки», где говориться, что в 5 лет ребёнок без всякой опаски может подойти к чужой собаке, попробовать незнакомое ядовитое растение на вкус, - это отсутствие осторожности у ребёнка этого возраста.

К 7 годам развивается понимание необходимости осторожного обращения с растениями, животными, водой, огнём и т.п. Дети очень любознательны к природным явлениям.

Надо поддерживать детский интерес к природе.

Главнейшее педагогическое условие поддержки детского интереса к природным объектам и явлениям – это осведомлённость воспитателя. Развитие их собственного экологического сознания и готовность к содержательному увлечённому общению с детьми в природе, в процессе их знакомства с природными объектами и явлениями.

Другое важнейшее условие – создание разнообразных развивающих природных сред в помещении д/с и на участке.

Экологически правильное содержание комнатных растений – это соответствующее их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учётом степени освещенности места; полив в необходимых количествах; подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определённые моменты их жизни.

Экологически правильное содержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания. Такие условия – наиболее гуманный способ содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей.

Домашние животные в д/с могут при условии их правильного подбора и содержания стать источником большой детской радости, плодотворных наблюдений и добрых чувств и заботы.

К 6 – 7 годам интерес у ребёнка вызывают детёныши животных. Он испытывает к ним нежность, возникает чувство ответственности за благополучие своих домашних животных.

Из всего этого следует, что по программе «Истоки» перед воспитателям стоят задачи:

  1. Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, её живым и неживым объектам и явлениям.
  2. Побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
  3. Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов с их потребностью в пище, свете, тепле.
  4. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
  5. Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лёд, пар); с причинно-следственными связями (снег тает в тепле, вода замерзает в холод, песок намокает от дождя и высыхает при ярком солнце)
  6. Развивать первые представления о существенных признаках благополучного состояния природы.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными.
  8. Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство её форм, красок, запахов.

Всю работу по экологическому воспитанию детей проводила в свободное от занятий время, т.е. утром и вторая половина дня.

Провела беседу, что человек (т.е. ребёнок, родители, воспитатели) – живой. Ему необходимы: хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение друг к другу.

Рассказала детям, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди. Лес очищают, подкармливают зимой животных, птиц. Лес берегут от пожара, поэтому там не следует разводить костров. Люди следят за водоёмами, реками, озёрами.

Для полного эффективного ознакомления с природой создали зелёный уголок с разновидностью растений. Дети самостоятельно рассматривали растения и ухаживают за ними. Знают, что одни растения выращивают семенами, другие – черенками или листочками.

Появились умения замечать и оценивать эстетические качества комнатных растений, красоту формы и окраски цветов и листьев, вьющихся стеблей.

Постепенно пополняли свой уголок. Так появился у нас аквариум. Наблюдали за рыбками меченосцами и гуппи – рыбки, которые плавают в верхней части аквариума и сравнивали с донной рыбкой крапчатым сомиком. Сомик всё время прятался между камешек и корм искал на дне аквариума.

Привлекала участие родителей в воспитании любви к природе. Родители помогли приобрести в уголок хомячков, затем птиц – волнистых попугайчиков.

Формировала представление детей, что все они живые существа и нуждаются в определённых условиях. Необходимые условия создавали вместе с детьми.

Создав все условия для птиц и хомяков, мы имели возможность наблюдать за малышами. Дети узнали, что птицы размножаются яйцами. Самка откладывает яйца в гнезде – попугаи в домике высиживают их. Все с нетерпением ждали птенцов. Затем, когда птенцы вылупились, наблюдали, как родители (самка и самец) создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают.

При наблюдении за хомяками дети узнали, что у зверей, у самочек, родятся живые детёныши. Сначала маленькие и слабые, и о них так же заботится мать: кормит их свои молоком, вылизывает, согревает. Дети проявляют большой интерес к жизни домашних животных.

Немаловажную роль в заботе о кошке – Маруське сыграли родители. Видя и радуясь разнообразию нашего живого уголка, они восприняли кошку, как само собой разумеющееся, очень по-доброму отнеслись к ней, поощряли заботу детей о ней. Если Маруська гуляла, они звали и приводили к обеду, чтоб не опоздала. Все, особенно дети, проявляли чуткость, осторожность в отношении к её котёнку. Наблюдали, как кошка заботится, кормит своего котёнка. Замечали изменения в нём. Мы вылечили ему глазки. Радовались все.

Попутно знакомила детей и с дикими животными и птицами посредством иллюстраций и книг. Объяснила, что зима – очень трудный период для птиц. Кто кормится насекомыми, улетают в тёплые края; другие, которые остаются, приближаются к жилью человека – это зимующие птицы. Вместе с детьми наблюдали за синичками, воробьями, воронами, рассмотрели через окно снегирей. Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Обращали всегда внимание, что птицы уже ждут корм, сидя на дереве, иногда стучали в окно. Для этого у нас очень удобно открывалась фрамуга на крышу крыльца около дерева.

Провела беседу, что с наступлением весны у птиц много заботы о своём потомстве. Бывают случаи, что птенчик выпадает из гнезда. Его нельзя трогать, тем более забирать далеко от гнезда. Родители позаботятся о нём. Это надо знать хорошо и говорить другим.

С удовольствием замечаю, что дети любят животных, проявляют интерес к их жизни, наблюдают за поведением, любуясь ими. Заботятся о природе, зря не рвут цветы, не ломают ветки. Знают названия деревьев. Вместе с детьми выращиваем рассаду огородных и цветочных культур. Утром, трогая пальчиком почву, определяют, надо поливать или нет. Очень гордятся своими успехами. В беседе с родителями отметила, что делятся своими познаниями дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...

«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы

Сценарий  экологического   праздника, по охране окружающей  природы для детей  подготовительной группы....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей  дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...