Авторская программа по туризму с детьми дошкольного возраста."Азбука туризма"
рабочая программа (окружающий мир) по теме
Предлагаемая прграмма разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным матертиалом по дошкольному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_turizmu.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение |
детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская. Краснодарский край. |
Программа |
Азбука туризма |
Инструктор по физическому воспитанию Деревянко.О.А. |
Специалист первой квалификационной категории. |
I ступень эколого-туристской подготовки |
|
Курс ”Книга Природы туристят” |
|
|
|
Пояснительная записка |
В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде.
Предлагаемая программа курсов ”Книга Природы туристят” разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию Новизна программы в том, что впервые заложены и предлагается формировать эколого-туристские умения (норм и правил поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний у туристят.
Содержание курса ”Книга природы туристят” направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.
Предлагаемая программа подготовки юных туристят рассчитана на детей от 3 до 7 лет. Для каждой возрастной группы своя программа занятий, в которой прослеживается преемственность.
Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 4 года обучения. Всю работу по эколого-туристской подготовке детей автор предлагает организовать по циклам - временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде (см: опыт работы Н.Н. Мамонтовой, 1995 год). Был также учтен опыт и других авторов, работающих по проблеме экологического образования дошкольников по привитию навыков туристской техники через подвижные игры .
Все содержание программы разбито на блоки :
1.Знакомство с “Книгой Природы” о “страницах” Книги Природы, о видах туризма и о роли туризма.
2. “Что, где растет и кто, где живёт?” - о растениях и животных и их роли в жизни человека, о нормах туристского природопользования: побочного природопользования (сбор дикорастущих растений и грибов), обращение с дикими животными.
3. “Я и мое здоровье” – санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.
4. “Собирайся в поход” – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечивающие и нормы передвижения в окружающей среде.
5. “Без языка, - а разговаривает” – начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.
6. “Туристята – друзья природы” – нормы и правила туристского природопользования, “законы туристят”.
7. “По страницам “Книги Природы” ” – навыки и умения изучения природы, оформления материалов по наблюдениям.
Программа построена на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем “сквозное” и содержание их взаимопроникаемо.
Формы и методы работы: экскурсии на экологическую тропу, уроки: доброты, мышления, конкурсы, КВН, викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, экологический праздник, экологические сказки, инсценировки, походы, разнообразные игры.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Первый год обучения
Цель:
Дать элементарные знания в установлении закономерности, привлечь внимание детей на причинно-следственные связи, отношение явлений живой, неживой природы.
Формы проведения занятий:
беседы, экскурсии(по территории детского сада)наблюдения, беседа с демонстрацией, игры (подвижные, дидактические, ролевые и т.д.).
Задачи:
Формировать понимание зависимости между внешним строением растений и животных и условия их существования.
Познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного края.
Дать первые сведения о туризме, как о виде деятельности и форма познания природы.
Начать формировать элементарные навыки и умения ориентирования в пространстве, туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями по физической подготовке детей.
|
I. Книга удивительных открытий
Что такое живое и неживое. Встреча с растениями на туристской тропе. Растения цветут. Группы растений: травы, кустарники, деревья.
Природа рядом со мной (аквариум, огород на окне, уголок леса на участке). Как можно путешествовать и познавать природу (о пешеходном туризме).
|
II. Что мы о них знаем
(Первые открытия в мире растений и животных)
Что у растений есть? Чем они интересны? Зачем нужны растения? Особенности жизни животных: кто живет в лесу, реке, болоте, озере, море, на деревьях, в комнате и т.д.
|
III. Кто я такой
Человек – живое существо (дыхание, движение, питание, размножение, рост, издает звуки, развивается). Чем мы похожи на животных. (внешний вид, внутренние и внешние органы, болеем, радуемся и т.д.). Я расту и все узнаю (факторы роста и развития, строение и функции частей тела). Юный турист должен закаляться, укреплять свой организм. Комплекс упражнений для физической зарядки. О необходимости прогулок на свежем воздухе и выполнение культурно-гигиенических норм.
|
IV. За город начал турист собираться
Выбор необходимых вещей для “похода”, прогулки, (из предложенных и по рисунку). Правила перехода улицы шеренгой, передвижение по улице, в “походе” гуськом.
|
V. Красный, желтый, зеленый
Учимся различать цвета, проезжую часть дороги, тротуар. Дидактические игры по закреплению умений. Подборки предметов по цвету (2-3 цвета), по сбору картинки из 4-6 частей (крупный, яркий план детского сада, улицы, микрорайона) - “мозаика”. Дидактическая игра “кубики”.
|
VI. Учимся любить и заботиться о растениях и животных
Туристята узнают о природе в труде и отдыхе, при наблюдении за явлениями природы во время экскурсий, при чтении книг.
Формирование элементарных норм и правил рекреационного природопользования (обращение с дикими животными, птицами; побочного природопользования: сбор дикорастущих растений – сбор листьев для занятий, гербария).
|
VII. Где мы бывали, что мы видали или “путешествие”
(По страницам “Книги Природы “ туристят”)
“Путешествуя” по “Книге Природы “ – изучаем. Учимся оформлять свои наблюдения: рисунки, лепка из пластилина, аппликация. Выставки творческих работ “Природа - Наш Дом“. При создании аппликации используем засушенные листья, цветы, веточки, семена и т.д. – собранные во время экскурсий.
Учимся рассказывать об увиденном и по иллюстрациям.
|
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
2-й год обучения
Цель:
Развивать и поощрять стремления детей к установлению связи между изменениями в жизни растительного и живого мира и состоянием погоды.
Задачи:
Формировать знания о приспособлении растений и животных к условиям среды обитания, адаптации к смене времён года.
Дальнейшее знакомство с разнообразием растительного и животного мира своего края, с красотой природы родного края.
Дать знания о вида туризма (пешеходном, велосипедном, лыжном), об их основных особенностях.
Развивать навыки и умения ориентирования в пространстве по плану маршрута, туристской техники, правила поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными знаниями по физической подготовке детей средней группы.
Формы проведения занятий:
беседа с использованием иллюстраций и демонстрацией опытов; наблюдения, экскурсии, игры (подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это?”, “Что это?”, разрезные и объёмные головоломки и т.д.).
|
I. Книга Природы о планете Земля
Представление о Земле как планете. День и ночь, зима и лето… Почему происходит их смена. Явления природы, связанные с сезонами.
Красота родной природы, её ландшафты, растения и животные края.
Тайные явления природы: радуга, облака, туман, гроза и т.д. Твой календарь природы.
Что мы знаем о пешеходном, велосипедном и лыжном видах туризма: способ передвижения туристов, средство передвижения и влияет ли время (сезон) года на эти виды туризма
|
II. Соседи по планете
Особенности среды обитания и строения растений аквариума, болота, реки, леса, пустыни и т.д.
Приспособленность растений к условиям внешней среды. Зависимость растения от отношения к нему человека. Разнообразие растений (группы). Взаимосвязь животных со средой обитания. Приспособление к среде обитания внутренних и внешних органов. Адаптация к смене времён года. Представление о группах животных (домашние и дикие); рыбы морские и речные. Первое представление о классах (группах) животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Жизнь животных. Роль животных в природе и в жизни человека.
|
III. Как я расту
Рождение ребёнка и его первые жизненные потребности, навыки, ощущения. Органы тела человека, признаки пола. Занятия юного туриста по закаливанию и физической подготовке. Комплекс упражнений утренней гимнастики. Зимний лесной воздух – его оздоровляющее значение. Что такое домашняя медицинская аптечка. Спортивные упражнения. Растения – лекари.
|
IV. В поход идут и дом берут…
В поход идут и “дом” несут, в котором дома не живут (палатка). Палатка, рюкзак. Назначение и история этих вещей. Знакомство с ними при рассматривании.
Тренировки во время экскурсии, прогулок по закреплению правил передвижения в “походной жизни”: гуськом, переход дороги шеренгой.
|
V. Вот моя улица – вот мой дом…
План маршрута, игры с планом маршрута. Дидактические игры с планом комнаты: мозаика, кубики, “перестановка мебели в комнате” – накладывание цветных аппликаций, обозначающих предметы, на план; игра “Где белочка, зайка, мяч и т.д.?”
Игры с планом двора, детского сада, микрорайона: “Идем в магазин за хлебом”. “Вот моя улица – вот и мой дом”, “Я иду в детский сад” и т.д.
|
VI. Доброе дело само себя хвалит
Юные туристы – друзья природы, участие их в выращивании и сборе фруктов, овощей. Разведении цветников и клумб, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для птиц. Правила сбора гербарного материала, изготовления гербария. Заготовка природного материала для творческих занятий. Забота и охрана животных.
Сохранение природы края: ландшафтов лесов, рощ, лугов, полей, “С голубого ручейка начинается река …”. Меры очистки воды от загрязнения. Очистка воздуха, воды, территории .
|
VII. Наши новые открытия
Природа – источник познания, эстетического наслаждения. Изучаем природу во время экскурсий, прогулок, при посещении выставок и музеев. Кинофильмы, книги, радиопередачи о природе. Обсуждения увиденного и услышанного.
Есть особые места для отдыха: скверы, парки, пляжи и т.д. Вот это – ели, а здесь… - ели! Правила поведения отдыхающих, туристят на природе “После - нас чище, чем до нас”. Встреча с кострищем: “почему здесь появились “дыры” …?”.
Оформление своих наблюдений в книгу “Моя Земля” (“Земля – мой край родной”) по “страничкам”.
|
Старшая группа (5-6 лет)
З-й год обучения
Цель:
Углублять природоведческие и формировать эколого-туристские знания, развивать поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать знание о человеке как объекте (части) природы и окружающего мира в целом.
Учить выделять новые качества и свойства природных компонентов, устанавливать черты сходства и различия между объектами живой природы.
Дальнейшее знакомство с видами туризма; познакомить с горным, водным, автомобильными видами, с их основными особенностями.
Научить приёмам составления плана детского сада, улицы, вычерчивания маршрута движения и развивать навыки, умения ориентирования на местности; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями по
физической подготовке детей старшей группы.
Формы проведения занятий:
беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, и видеофильмов, наблюдения, экскурсии, игры (спортивные, подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это, что это?”, “Третий лишний”, сюжетно-ролевые игры).
|
I. Книга Природы раскрывает свои тайны
Условия жизни на Земле; Это удивительное вещество – вода!
Учимся изучать и разгадывать секреты природы (наблюдение за состоянием погоды). Грозовые явления природы (природные катастрофы). Катастрофы, возникающие под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Почему происходит смена дня и ночи, времён года. Тайны космоса. Экосистемы (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море).
Виды туризма: горный, водный, автомобильный и др.
|
II. Загадки в мире растений и животных
Значение растений в жизни человека: очищают воздух, лечат, используют как продукт питания. Изменения растений в связи со сменой времени года. Разнообразие растений в экосистемах: луга, леса, поля, моря, озера, болота, пустыни и др. Способы размножения. Среда обитания.
Растения обитают в горах и пещерах, в овраге, на деревьях и пнях. Разнообразны способы питания, опыления.
Поведение и повадки животных. Что общего в строении и поведении животных и человека. Способы приспособления к среде обитания. Группы животных: травоядные, хищники, всеядные.
|
III. Человек – загадка природы
Как я родился. Из чего я состою. От клетки до органа. Строение органов пищеварения, дыхания, кровообращения. Гигиена и профилактика болезней, травматизма.
Влияние состояния погоды, чистоты атмосферного воздуха и воды на здоровье человека. Закаливающие процедуры. Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющих организм. Растения – верные друзья (о зеленой аптеке юного туриста). Оказание первой медицинской помощи (перевязки). Ядовитые растения и несъедобные грибы. Как спастись от комаров, клещей.
|
IV. Друг походный за спиною…
Снаряжение туриста, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). Название вещей, несколько слов о их истории. Из какого материала пригодны для использования. Демонстрация укладки рюкзака, установка палатки. Узн
Правила передвижения (направляющий, замыкающий). Нормы и правила хождения в природном окружении ( по склону, в лесу, у реки и т.д.).
|
V. Реки есть, - а воды не напиться…
Дороги имеются – ехать нельзя…
Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Составление плана детского сада, улицы. Вычерчивание маршрута – сложной ломаной линии, стороны света. Работа с планом детского сада и прилегающей территории: игры – состязания на местности “Найти клад”, “Где находится…?” и др., дидактические игры (кубики, лото, мозаика, “Что лишнее и др.).
Работа с топографической картой: как изображается река, озеро, лес, и т.д.; дидактические игры (разрезанные, лото, кубики). Игра по топографическим знакам: домино, лото, “забавный рисунок”, “ошибка топографа” и т.д.
|
VI. Книга Природы просит о помощи
Составление туристятами “Красной книги” родного края,своей местности (редко встречающиеся растения: купальница, ландыш, прострел, белая лилия и т.д.). Правила сбора растений для гербария; изготовление гербария.
Забота о растениях и животных, ботаников, охотников, лесников, зоологов. Участие юных туристов в охране растений и животных.
Организация отдыха на природе, особые места для отдыха, нормы и правила поведения на природе.
Выполнение туристятами норм и правил поведения на природе (туристского природопользования): побочного природопользования – сбора дикорастущих растений и грибов; жизнеобеспечивающих – обращение с огнём, обращение с дикими животными – в период насиживания с детёнышами, с насекомыми (муравьями), земноводными (лягушками).
VII. Мы раскроем все тайны
Постоянно наблюдаем и изучаем. Природа – наш друг; источник нашего познания, отдыха и наслаждения. Откуда мы узнаём о природе: наши любимые книги о природе.
Почему не заросла “рана” от костра? … - встреча со знакомым кострищем. Почему образовался овраг? Оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме в книгу по “страницам” (“Земля – мой край родной”). Экологические праздники.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
4-й год обучения
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать знания о человеке как особом объекте природы, “существе тропического климата”.
Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “открытий”.
Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с “необычным” туризмом.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, микрорайона, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.
Формы проведения занятий:
беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов и использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры-состязания “Кто больше назовёт…!”, и “Кто быстрее” и др. , дидактические: разнообразные головоломки, конкурсы; сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности.
|
I. Человек с рюкзаком – исследователь и путешественник
Как появилась жизнь на Земле. Земля как планета. Освоение космоса.
Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: спелеотуризм, конный, путешествие на воздушном шаре и т.д. “Межпланетный” (“космический”) туризм – возможно ли это!?.. “Путешествие” на свою планету (игра воображение).
|
II. Удивительный мир растений и животных
Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Разновидности стеблей “Живые барометры” – помощники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно-климатическими условиями. Растения родного края.
Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц, насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист-следопыт: изучающий следы, животных-синоптиков. Что такое бионика? Зависимость строения органов от условий существования.
Лес – многоэтажный дом., где нет “полезных” и “вредных”.
|
III. Как я устроен? Помогу себе сам
Как я развивался до и после рождения. Как я устроен? – система пищеварения, дыхания, кровообращения; Органы восприятия и общения – общее строение глаза, носа, языка, уха, мозговых центров.
Что бы ни случилось беды – профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам – гигиена, первая медицинская помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой. Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.
Растения – враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных съедобных растениях, съедобных грибах. Осторожно – ядовиты!
|
IV. Собирайся, дружок, в поход
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.
Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.
|
V. Земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, в море воды нет…
О карте и плане. Какие карты бывают. Работа с планом микрорайона, города. Что такое компас. Определение севера, юга по компасу.
В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.
Нарисуй свой путь – маршрут пути в виде ломаной линии с нанесением топографических знаков. Топографические игры (см.: Старшая группа).
|
VI. С голубого ручейка начинается река …
Подземная кладовая Земли и её охрана. Охраняемые территории, зачем они нужны. “Красная книга” просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.
Правильно ли мы делаем – осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки… - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы – это охрана здоровья!
Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Н ужен ли лесу “отдых”? Зоны туризма и отдыха края.
|
VII. Из похода возвратясь…
Юный турист исследователь природы. “Путевые заметки” – оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров” – восстановление мест старых кострищ и т.д. Поход туристят.
|
ТРЕБОВАНИЯ
к минимально необходимому уровню
эколого-туристской подготовленности дошкольника
(модель выпускника)
I ступень “Азбука туризма и охраны природы” (ДОУ)
I блок - вводный
Знать:
- характерные признаки различных видов туризма;
- что такое природные катастрофы;
- время суток, сезоны года;
- явления природы;
Понимать:
- какую пользу приносят походы и экскурсии;
- как пешеходный туризм влияет на природу;
- причины смены дня и ночи, сезонов года.
Уметь:
- применять свои знания о явлениях природы, хозяйственной деятельности людей, в ведении наблюдений.
|
II блок - эколого-краеведческий
Знать:
- типичные виды растений и животных края (больше объёма типовой программы); леса, луга, водоёма;
- этапы развития живого организма (сезонные);
- что такое лес;
- что такое “живые барометры”.
Понимать:
- значение растений в охране воздуха от загрязнения;
- влияние условий среды обитания на растения (разнообразие);
- что нет в природе “полезных” и “вредных” животных.
Уметь:
- определять типичные виды растений и животных края по описанию, по внешнему виду, по иллюстрированному материалу;
- делать устное описание растения(животного) по определённому плану.
|
III блок – эколого-валеологический
Знать:
- свой организм – как он устроен;
- о гигиене туриста;
- правила питания;
- особенности физической подготовки юного туриста;
- ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края;
- типичные (распространенные);
- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения края.
Понимать:
- взаимосвязь всех органов и систем в организме человека;
- влияние факторов окружающей среды, загрязненности воды и воздуха на здоровье человека;
- роли зелёных растений в укреплении здоровья;
- необходимости соблюдения норм личной гигиены в сохранении и улучшении своего здоровья.
Уметь:
- определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения;
- определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения;
- выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики;
- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
|
IV блок эколого-туристический
Знать:
- что такое поход, малый и большой привал;
- что взять с собой в поход;
- правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуска и подъёма по склону.
Понимать:
- что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения, что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья.
Уметь:
- укладывать рюкзак;
- завязывать простейшие узлы (морские);
- выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении.
|
V блок топографо-картографический
с элементами спортивного ориентирования
Знать:
- характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города), топографической карты и туристической карты;
- устройство компаса;
- стороны горизонта;
- около 10 условных топографических знаков;
Понимать:
- плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху;
- уменьшенное изображение предметов и объектов на листе бумаги: масштаб.
Уметь:
- определять свою точку стояния на плане;
- рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических знаков или своих значков;
- определять север, юг с помощью компаса;
- изображать основные условные знаки;
- определять место нахождения предметов на плане микрорайона.
|
VI блок – нормативный
Знать:
- что такое “Красная книга”;
- что такое “нормы и правила поведения в природе”;
- дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных;
- что такое “охраняемые территории”;
- что такое “зоны туризма и отдыха”.
Понимать:
- что участие в охране природы - это долг каждого человека;
- необходимость охраны растений и животных, особенно редких;
- что охраняя природу, мы охраняем свое здоровье;
- взаимосвязь всех компонентов природы, что человек своей хозяйственной и рекреационной деятельностью может нарушить целостность в природе.
Уметь:
- взаимосвязь всех компонентов природы, что человек своей хозяйственной и рекреационной деятельностью может нарушить целостность в природе.
- выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов;
- выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян;
- заготавливать корм для птиц;
- помогать выращивании и сборе фруктов, овощей, разведении цветников и т.д.
|
VII блок – экологический практикум
Знать:
- кто такой исследователь природы;
- что такое “путевые заметки”, как они оформляются.
Понимать:
- необходимость участия юных туристов в исследовании природы;
значение наблюдений за природой и деятельностью человека в развитии своего кругозора, становлении характера;
- роли природы как источника познания, отдыха и эстетического наслаждения;
- длительность периода “заживления ран” на земной поверхности.
Уметь:
- оформлять результаты наблюдений, впечатлений от прочитанной книги в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.);
- помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров”;
- выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.
|
ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ; ПЕДАГОГА, ВЕДУЩЕГО КУРС; РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.
3. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервис-школа, 1999. – 156 с.
4. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993.
5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
6. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание, - 1996 №7 - С. 20-25.
7. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник Ас ЭКО, - 1994- вып. 3-4 - С. 3-7.
8. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ “Родина”, 1995. - С.31-45.
9. Методика ознакомления детей с природой: Учебное пособие для педучилищ / Под. ред. П.Г. Саморуковой - М.: Просвещение, 1991.
10. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986 – 400 с.
11. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование” / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева; Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Сморуковой. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
12. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М.; 1993. – 30 с.
13. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
15. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
16. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16 с.
17. Николаева С.Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985 – 174 с.
19. Прохорова Г.А. Программа дошкольного экологического воспитания Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган.: ГУНО, Областной Комитет экологии и природных ресурсов, 1993. - С. 5-13.
20. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др.; Сост. Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
21. Цветкова И.В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ “Родина”, 1993 - 30 с.
|
Оборудование и снаряжение
фильмы:
В. Бианки. “Как муравьишко спешил домой”.
Г. Скребицкий. “Зайкин год”, “Кто как зимует”, “Кто как лето проводит”.
Г. Снегирёва. “Их защищает цвет”.
В. Желенова. “Троп”.
И. Токматова. “Где спит рыбка”.
И. Беликова, Г. Виеру. “Стихи о хлебе”.
Я. Пинясов. “В зимнюю стужу”.
С. Маршак. “Двенадцать месяцев”.
Словацкая сказка “У солнышка в гостях”.
По повести Джеймса Оливера Кервуда. “Бродяги Севера”.
“Лето”, “Картины природы и труда в лесной полосе”, “Уборка урожая”, “Домашние и дикие животные”, “В зоопарке”, “Уж небо осенью дышало”, “На Севере и на Юге”.
Диапозитивы:
“Цветочно-декоративные растения”, “Красная книга СССР. Фауна”, “Наши друзья – собаки”.
Серии: “Лес и его обитатели”, “Знакомство с природой”, “Времена года в изображении художников”.
Видеофильмы (можно демонстрировать фрагменты):
Мультфильм “Маугли”, по мотивам сказки Р. Киплинга.
Мультфильм “Бемби” по мотивам повести-сказки Ф. Зальтена.
Мультфильм “Король Лев, I часть”, “Король Лев, II часть: Гордость Симбы”.
Мультфильм “Двенадцать месяцев” по сказке С.Я. Маршака.
Мультфильм “Тарзан”.
Мультфильм “Болто”.
Мультфильм “Земля до начала времени – 1, 2, 3 и 5”.
Мультфильм “Снежная королева” по мотивам сказки Г.Х. Андерсена.
Модели:
Глобус Земли физический М. 1: 30 000 000.
Комплекты макетов форм поверхности суши.
Таблицы:
Таблицы по охране природы.
Таблицы о сезонах года: об изменениях в природе, хозяйственности деятельности людей.
Объекты натуральные:
Гербарий культурных растений.
Гербарий дикорастущих растений.
Коллекции плодов, семян, шишек, грибов.
Дидактические игры природоведческого содержания:
Зоологическое лото.
Ботаническое лото.
Лото “Где что растёт?”.
“цветут цветы”.
Домино “Ягодка”.
Лото “Соседи по планете” (о животных: птицы, млекопитающие и т.д.).
Лото “Собери шесть” - комплекты карточек: “Домашние животные”, “домашние птицы”, “звери лесов”, “птицы лесов”, “птицы лесов”, “насекомые” и “рыбы”.
Лото “Кто соберёт?” – комплекты карточек: “овощи”, “фрукты”, “ягоды”, “грибы”, “цветы”, “плоды и листья”.
Туристское снаряжение:
Палатка. Рюкзаки. Костровое оборудование. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. | Верёвка основная и вспомогательная, Компасы. Оборудование турэстафеты: “кочки”, “мышеловка” и т.д. |
Топографические игры, дидактический материал
Топографическое лото, домино.
Мозаика.
Разрезные игры.
Топографические диктанты.
Кубики.
Карточки условных топографических знаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольноговозраста "Путешествие в странуЧистюлию"
Игра-путешествие....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...
Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...
Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста
Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму....