Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициативе и творчеству.

Рабочая программа предназначена для познания и расширения кругозора детей, ознакомления их с космическими планетами, созвездиями, миром и различными явлениями неба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kosmonavty.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициативе и творчеству.

Постоянное участие родителей в процессе работы только увеличивают интерес детей к неизведанному космосу, совместные задания детей и родителей развивают творчество, фантазию, побуждая детей к познанию.

Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Рабочая программа предназначена для познания и расширения кругозора детей, ознакомления их с космическими планетами, созвездиями, миром и различными явлениями неба.

Была определена цель и задачи программы.

Цель:

  1. Расширять представления детей о действии Вселенной, познакомить с достижениями человечества в космическом пространстве.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы (расположение относительно Солнца, орбиты движения планет, зодиакальные созвездия).
  2. Формировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  3. Формировать нравственные и патриотические качества.
  4. Увеличить интерес к астрономическим явлениям.

Для решения поставленных задач были выполнены ряд педагогических условий:

  1. Построение развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Разнообразие наглядного материала (модель Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии)
  3. Использование технических средств (гуашь, мелки, блёстки, карандаши, бумага, пластилин)
  4. Фонетика и литературное слово.

Программа рассчитана на два года, для детей 5-7 летнего возраста.

Принципы программы:

  1. Построение доступности изучаемого материала.
  2. Эмоционально насыщенная тематика наглядного материала, дидактических игр, бесед.
  3. Проблемно-исследовательский характер заданий.

Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование:

  1. Различных видов бесед.
  2. Занятия по изобразительной деятельности, конструирование.
  3. Занятий-путешествий.
  4. Занятий-игр.
  5. Проведение опытов.
  6. Чтение литературы.

В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчивое, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха использую подвижную игру, где много смеха и движений. Задания на занятии могут повторяться, усложняться, в зависимости от индивидуально-психологических способностей детей.

Перспективное планирование кружка «Юные космонавты» подготовительная группа.

Сентябрь.

  1. Диагностика детей по выявлению первоначальных знаний о космосе.
  2. Тема: «Жизнь на планете Земля»
  1. Занятие с проведением опыта «Воздух и его свойства»
  2. Чтение О.Чусовитина «Земля-шар»

Работа с родителями:

Ширма: «Солнечная система. Где она?»

Октябрь.
Тема: «Жизнь на планете Земля»

  1. Беседа: «Земля-наша планета» (о материках, морях, океанах, полюсах, экваторе)
  2. Занятие: «Планета Земля»
  3. Рассматривание глобуса (макет Земли)
  4. «Моя голубая планета» (рисование Земли)

Работа с родителями:

Ширма: «Почему ребёнок не похож на свой знак зодиака?!»

Ноябрь.

Тема: «Тайны звёздного неба»

  1. Беседа: «Что такое звёзды и созвездия?»
  2. Опыт: «Звёзды светят постоянно»
  3. Чтение: «Легенда о большой и малой медведице»
  4. Беседа: «Солнце – самая близкая к земле звезда»
  5. Чтение стихотворения Р.Алдонина «Пояс Зодиака»
  6. Коллективная аппликация «Большая медведица»(из отдельных маленьких звёздочек)

Работа с родителями:

Ширма: « Тайны звёздного неба»

Декабрь.

Тема: «Путешествие на Луну»

  1. Занятие-сказка: «Луна-спутник Земли»
  2. Иллюстрации Луны (вид из космоса, поверхность Луны)
  3. Беседа: «Что увидит космонавт прилетев на Луну?»
  4. Загадывание загадок о луне
  5. Лепка: «Летающие тарелки и пришельцы» (использование природного и бросового материала)

Работа с родителями:

         «Сладкое развлечение» (с музыкой)

Январь.

Тема: «В гости к Солнцу»

  1. Беседа: «Солнце и планеты»
  2. П/игра: «Планеты по местам»
  3. «Веселые планеты» (обвести по точкам и раскрасить)
  4. Беседа: «Свет и тень»
  5. Опыт: «Солнце-источник света»
  6. Игра: «Догони свою тень»

Работа с родителями:

Ширма: «Астрономия и планеты»

Февраль.

Тема: «Жизнь на других планетах»

  1. Занятие «Наши соседи во Вселенной»
  2. Игра: «Волшебные превращения»
  3. «Отгадай загадку»
  4. Занятие: «Земля – планета Солнечной системы»
  5. «Планета для каждого» (ручной труд)
  6. Игра: «Горячее солнце»
  7. Рассматривание иллюстраций «Солнечная система»

      Работа с родителями:

               «Наша Вселенная» (выставка рисунков родителей и детей)

Март.

Тема: Освоение космоса людьми»

  1. Беседа: «На чём и зачем люди летают в Космос?»
  2. Чтение стихов
  3. Рассматривание иллюстраций
  4. Беседа: «О жизни космонавтов в космосе»
  5. С/р игра: «Мы космонавты»
  6. Изготовление атрибутов к игре (шлемы, телескопы)

Работа с родителями:

Ширма: « История космонавтики. Научные достижения»

Апрель.

Тема: «Жизнь на планете Земля»

  1. Праздник: «День Земли»
  2. Пение песен о солнце, весне
  3. Украсить макет Земли цветами, насекомыми
  4. «Объёмные бабочки и цветы для любимой планеты»
  5. Чтение стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга»
  6. Слушание записи: шум моря, пение птиц, шум дождя.

Работа с родителями:

Фотоколлаж «Мы в космосе»

Май.

Тема: Жизнь на планете Земля»

  1. Занятие: «В гостях у Царицы Радуги»
  2. Загадывание загадок, чтение стихов о радуге
  3. «Радужное коромысло через реку повисло» (объёмная аппликация)
  4. Опыт: «Радуга-дуга»

Работа с родителями:

Совместное посещение планетария

                        Беседа о космонавтах

Цель: расширять знания детей об окружающем, дать понятие о космосе, о подготовке к полёту, одежде, питании космонавтов; воспитывать любовь к Родине. К её людям, гордость за свою родину; желание расти похожим на лётчиков-космонавтов.

Ход:

Рассмотреть иллюстрации лётчиков-космонавтов.

- Кто эти люди?

- На чём летают лётчики-космонавты в космос? (на космических кораблях)

- Космические корабли запускают с космодрома (показать иллюстрацию), там устраивают стартовую площадку, на которой устанавливают космические корабли. И вот нажимают кнопку «пуск» и начинают работать все приборы, аппараты, поднимается огненный столб и корабль летит с бешенной скоростью ввысь, в космическое пространство.

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась

Лишь в синем небе полоса

Как снег белеть осталась.

- Каких людей отправляют в космос? (ответы детей)

- В космос надо отправить самых здоровых, закалённых, умных, бесстрашных. Тренированных людей. Поэтому для этой профессии отбирают людей самых лучших. Перед полётом они много тренируются, готовятся: занимаются спортом, проходят испытания в камерах. (рассмотреть иллюстрации). Для них создают здесь, на земле те же условия, что и в космосе.

- Что надевают на лётчика перед полётом в космос?

- Вот это скафандр (показать иллюстрацию) – костюм для космонавта. Это не одежда, а отдельная индивидуальная кабина. Сделана она  не из металла, а из мягкого, прочного, надёжного материала.

- Может ли обойтись космонавт в космосе без скафандра?

- Нет, не может, потому что скафандр спасёт космонавта от жары, холода и перегрузок. В нём не жарко и не холодно, температура как в комнате и дышится в нём легко. Если солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гершлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, космонавт может разговаривать с друзьями, которые остались дома, на земле. Если стало холодно, то есть кнопка, которая быстро приведёт всё в норму. Другая кнопка спасёт космонавта от мокрой одежды или запотевшего стекла.

- Почему космонавт не может находиться в обычной одежде в космосе?

- Космонавтам приходится выходить в открытый космос: осмотреть станцию снаружи, провести наблюдения.

- Здесь, на земле,  летом мы одеваем какую одежду? (лёгкую)

- А зимой, что мы надеваем, чтобы не замёрзнуть? (шубу, валенки,…)

- Правильно. Здесь в открытом космосе одновременно жуткий мороз, и невыносимая жара: в тени всё замерзает, на солнце – печёт. А в скафандре комнатная температура и космонавт находится в безопасности. Или представьте, что в космосе в корабль попал метеорит. Пусть пробоина небольшая, но опасность смертельная. Так, как в космосе нет кислорода, то через пробоину воздух  улетучится и людям нечем будет дышать. А в скафандре никакого несчастья не произойдёт, там есть запас воздуха.

- Нужна ли космонавтам вилка, ложка?

- А как космонавты питаются в космосе? Что из продуктов они берут?

- Вся пища упакована в тубы и пакеты. Все пудинги, супы и каши они выдавливают себе в рот. Потому что любая жидкость в космосе приобретают форму шара, потому что в космосе невесомость Но даже в космосе у космонавтов есть стадион, где они занимаются спортом. Есть кухня, где хранят продукты и питаются. Медицинский кабинет, где лечатся и проверяют своё здоровье.

- А вот есть ли спальня?

- Космонавты, конечно, спят, но спальни нет. Спят они по-походному: в спальных мешках, которыё пристёгивают ремнями к стенам станции.

- Сегодня мы говорили о профессии лётчика-космонавта. Теперь мы знаем, чтобы стать космонавтом,  надо обладать какими качествами? (ответы детей)

- Что вы должны сделать сейчас, чтобы вырасти настоящими лётчиками-космонавтами (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Программа кружка "Юный космонавт" для детей 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пояснительная запискаВажным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в проц...

“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

программа кружка "Юный эколог" для детей 5-7 лет

программа кружка "Юный эколог" предполагает  тесное общение воспитанников с природой, что доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, зву...

Программа кружка "Юные космонавты" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Юные космонавты"....

ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности для детей 3 - 4 лет «Юные волшебники»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного ...

Программа кружка «ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ» для детей средней группы «Ягодка»

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, про...