Главные вкладки

    История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.

    Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ПИНГВИНЕНОК»

    КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

    Конспект  игры – занятия

    в средней группе

    «История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились».

    Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация».

                                                           

       Конспект подготовила

          воспитатель:

        Харичкова Марина Владимировна

     вторая кв.категория

                                                       

         

    ЗАТО Александровск

    Г.Снежногорск

    2012 г.                            

    Тема: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились».

    Вид: ознакомление с окружающим.

    Тип: интеллектуально-развивающее.

    Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

    Способ организации детей: по подгруппам.

    Задачи:

    Познание

    Продолжать знакомить детей со свойствами  дерева и металла, развивать умение изучать  их  опытным путём:  деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут.

    Учить детей  выделять противоположные признаки объектов.

    Совершенствовать умение  узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.

    Коммуникация.

    Совершенствовать диалогическую речь:  учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

    Активизировать  употребление в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает.

    Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность.

    Социализация.

    Побуждать детей включатся в совместную с взрослым игровую ситуацию.

    Материалы и оборудование: две шкатулки, гвоздь, карандаш,  металлические и деревянные предметы; 2 корзины (красного и зелёного цвета); модели обследовательских действий; деревянные  и металлические пластинки, монетки  по количеству детей, ёмкость для воды на каждого ребёнка.

    Ход занятия:

    ( входит девочка)

    Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла девочка.

    Вы узнали кто это?

    А я ее узнала, это Стрекатуша, из передачи «Давайте поиграем».

    Стрекатуша: Здравствуйте, ребята! Я была у Дедушки-Секрета. Он передал вам письмо и две шкатулки.

    Воспитатель. Спасибо, Стрекатуша! Оставайся с нами, поиграем!

    Стрекатуша.  Я не могу, ребята, надо медвежонка Топтыжку найти, боюсь без меня он заблудится. (уходит)

    Воспитатель. Давайте прочтём письмо, что передал нам Дедушка-Секрет.

    ( дети садятся на стулья полукругом, воспитатель читает письмо)

    Дорогие ребята  из группы «Капелька» !

    Мои друзья – Гвоздь и Карандаш, что лежат в этих шкатулках, постоянно спорят о том, кто из них важнее. Помогите мне их помирить и разрешить их спор!

    Воспитатель:  Да, трудную задачу поставил перед нами Дед-Секрет!

     (рассматривает шкатулки).

    Две совершенно одинаковые шкатулки.  Как узнать в какой шкатулке карандаш, а в какой гвоздь?

    Дети: Посмотреть.

    Воспитатель: Вот шкатулки, посмотрите на них. Разве видно, в какой шкатулке карандаш, а в какой гвоздь?

    Дети: Нет, не видно.

    Надо открыть.

    Воспитатель. Не открывая  шкатулки, можно ли узнать в какой  карандаш, а в какой гвоздь?

    - Воспитатель. А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)

    ( предложить  опорную модель обследовательских действий при помощи органов чувств).

    Воспитатель. Давайте попробуем узнать по звуку.  Кто попробует?

    Воспитатель: По запаху можно различить, где лежит гвоздь, а где карандаш? (нюхают)

    Дети: Нет.

    Воспитатель:   Давайте мы закроем глазки, и попробуем потрогать. Только будьте осторожны – гвоздь острый, им можно уколоть руку.

    (дети трогают, определяют, где карандаш, где гвоздь)

    Воспитатель:  Вот они, наши гости, знакомьтесь: это Карандаш, а это Гвоздь-Гвоздович.  

    Упражнение «Чем похожи, чем отличаются?»

    Воспитатель. Чем похожи  карандаш и гвоздь?

    Похожи формой, толщиной. И у гвоздя и у карандаша острый кончик, они оставляют след на бумаге, столе.

    Воспитатель. Чем отличаются карандаш и гвоздь?

    Дети: Цветом.

     (если не скажут, задать вопросы)

    Ребята, из чего сделан карандаш?

    Из дерева.

    А из чего сделан гвоздь?

    Из металла.

    Отличаются тем, что карандаш сделан из дерева, а гвоздь из металла.

    Воспитатель.  Гвоздь и Карандаш - давние друзья, но великие спорщики. Никак не могут решить, что важнее - дерево или металл.

    Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов.

    Как вы думаете, прав карандаш?

     Какие предметы делают из дерева?  

    Дети: Мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.                                                            

    - Воспитатель. А Гвоздь с Карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают.

     Какие предметы из металла вы знаете?  

    Дети: Машины, посуду, игрушки, мебель, самолёты …..                                          

    Воспитатель:  Так кто  прав - Гвоздь или Карандаш?                                                               Сегодня мы и попробуем с вами разрешить спор Карандаша и Гвоздя и  ответить на  вопрос: что важнее – дерево или металл?

    Воспитатель:

    Ребята,  Дед – Секрет  передал нам много разных предметов. Из чего сделаны эти предметы?

    Дети: Из металла.

    Воспитатель. Значит они какие?

    Дети: Металлические.

    Воспитатель. Из чего сделаны эти предметы?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель. Значит они какие?

    Дети: Деревянные.

    Воспитатель. Чтобы доказать, какие предметы важнее: металлические или деревянные, давайте   поиграем  в игру « Что из чего и для чего?».

    Игра « Что из чего и для чего?».

    Слушайте условие игры:

    Нужно назвать предмет, сказать для чего он нужен,  а потом, металлический предмет  положить  в красный обруч,  деревянные  -  в зеленый.

    (дети выполняют задание)

    Воспитатель. В какую корзину мы положим гвоздь?

    Скажите, а для чего нужен гвоздь?

    (ответы детей).

    Воспитатель. В какую корзину мы положим  карандаш?

    Воспитатель. Для чего нужен карандаш?

    (ответы детей).

    Воспитатель. А может ли гвоздь заменить карандаш?

     Дети: можно рисовать гвоздем на песке, макнуть   в краску и нарисовать на листе бумаги, на снегу.

    Воспитатель. А может  ли карандаш  заменить гвоздь?

     Дети: да, можно карандашом соединить детали конструктора.

    Воспитатель:  мы с вами увидели, что  и из дерева, и из металла делают много  предметов, и все они важны, потому что нужны человеку.

    Музыкальная пауза «Давайте поиграем»

    (под песенку «Мы идём играть» из телевизионной передачи «Давайте поиграем», дети выполняют движения по показу воспитателя).

    Воспитатель.  Пока мы с вами играли, Карандаш и Гвоздь продолжали свой спор. Карандаш утверждает, что деревянный предмет – это хорошо, он  не тонет.

    Что ответил ему Гвоздь, как вы думаете?

    Давайте узнаем, правда ли деревянные предметы не тонут.

    (садятся за стол)

    Игра - эксперимент «Тонет- плавает»

    У вас на столах лежат металлические и деревянные пластинки.

    Если бросим деревянные предметы в воду, они утонут? (бросают)

    Воспитатель. Что ещё у вас на столах есть деревянное?

    Положите эти предметы в воду.

    Что делают предметы?

    Дети: Плавают.

    Воспитатель. Положите  металлические предметы в воду, что с ними случилось?

    Дети: Металлические предметы утонули.

    Воспитатель. Значит можно сделать вывод: металлические предметы – тонут, а деревянные плавают.

    Игра «Хорошо-плохо»

    Воспитатель:  Но это совсем  не значит, что металлические предметы это плохо. Мы знаем, что металлические предметы это и хорошо.

    Воспитатель. Чем хороши металлические предметы?

    Дети: Не ломаются, прочные,

    Воспитатель. Деревянные предметы  – это хорошо.

    Что в этом хорошего?

    Дети: Лёгкие,

    Воспитатель. Деревянные – это плохо.

    Что в этом плохого?

    Дети: Могут сломаться, можно занозить пальчик, …

    Воспитатель. Значит  в том, что предметы металлические есть и  хорошее и плохое, и в том, что   деревянные  тоже есть хорошее и плохое.

     Но и металлические и деревянные предметы  одинаково нужны и важны  людям.

    Воспитатель. Посмотрите, Карандаш и Гвоздь перестали спорить. Они стали добрыми и весёлыми, потому что теперь знают, что и  металлические и деревянные предметы  одинаково  важны.

      А чтобы совсем их помирить, я предлагаю заменить  серую, скучную одежду Гвоздя -  на яркую, разноцветную.

    (воспитатель раздаёт силуэты Гвоздя, дети их раскрашивают в самостоятельной деятельности)

    Литература.

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: «Просвещение», 2006.
    2. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфины, 2007. – 112с.

        Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. Песня «Мы идём играть» из телевизионной передачи «Теле-няня»      http://www.muznarod.net/artist/9164


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"

    Название игры - занятия: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились»....

    История карандаша.

    Материал может использоваться для ознакомления детей с историей и эволюцией карандаша....

    Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

    Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

    “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

    Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла.  Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”...

    Конспект НОД «Как поссорились Гвоздь и Карандаш» Средняя группа (4-5 лет) ОО «Познавательное развитие»

    Конспект НОД «Как поссорились Гвоздь и Карандаш»Средняя группа (4-5 лет)ОО «Познавательное развитие»...