Трудовая деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

ухаживаем за растениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zan._po_trudovoy_deyatelnosti_detey.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспекты занятий

 по трудовой деятельности детей

Занятие  «Как поливать растение»

Цели

 Закрепить знание структуры трудового процесса.

 Обучить детей практическим навыкам поливки.

 Воспитывать отношение к растениям как к живым су ществам.

Предварительная работа

Система опытов по ознакомлению с потребностями расте ний (почвенное питание, свет, тепло, влага).

Ход занятий

1. Появляется уже знакомая детям обезьянка, которая вновь решила навестить детей и посоветоваться с ними. Она достает комнатное растение колеус, которому не хватает вла ги: листья опущены, земля сухая.

Обезьянка не понимает, что произошло с растением. Дети объясняют, что растение необходимо полить. Обезьянка не зна ет, как это делается, потому что в Африке растения на улице поливает дождик.

2. Воспитатель предлагает детям рассказать обезьянке, что необходимо приготовить для поливки, используя модели тру дового процесса. Затем дети приносят необходимое оборудо вание.

Проводится обсуждение, какую воду можно использовать для поливки. Обезьянка предлагает использовать воду из-под крана. Воспитатель выясняет с детьми можно ли поливать колеус водой из-под крана: в банку наливается вода из-под крана, и воспитатель дает детям ее потрогать. Дети убеждаются, что вода холодная и мутная. Воспитатель подводит де тей к выводу, что такой водой поливать колеус нельзя, так как его родина — теплые края, значит поливать его надо теп лой отстоянной водичкой. Дети приносят банку с водой, на литой в нее накануне. Далее воспитатель с детьми обсуждают, сколько воды требуется растению (надо смочить весь ком водой, пока она не появится на поддоне).

Воспитатель задает детям следующие вопросы:

— Почему надо смачивать всю землю?

Чем растение забирает воду из почвы?

— Где у растения корни? (Корни пронизывают всю землю.)

— Куда нужно лить воду?

— Как правильно направлять струю?

— Почему нельзя лить воду под самый корень?

3. Дети под руководством воспитателя отбирают в уголке природы растения, которые необходимо полить, и полива ют их.

Обезьянка «подходит» к каждому ребенку и задает вопросы:

— Как узнал, что надо полить?

— Куда больше лить воду?

— Сколько воды нужно?

Занятие

«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Программное содержание. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые — еще и опрыскивать; другие — с плотными, толстыми листьями, стеблями — засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев — это приспособленность засухоустойчивых расте ний к запасанию воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному— в соответствии с их потребностями во влаге.

Учить детей рассматривать особенности внешнего стро ения растений и на этой основе относить их к засухоустой чивым или влаголюбивым.

Материалы к занятию. Два растения — ти пичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой групп (например, бальзамин и алоэ; традесканция и агава; циперус и красуля и др.), глобус.

Ход занятия

Сначала воспитатель обращает внимание детей на то, что в помещении много красивых комнатных растений, которые благодаря заботе дежурных хорошо себя чувству ют. В беседе дети вспоминают, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли, называют их общие потребности в воде, свете, тепле, питательной почве.

Затем воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что разные комнатные растения имеют разную потребность в воде: одним нужно ее много, другим — поменьше, третьим — совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.

Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду — накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые, сочные листья, покрытые плотной (иногда жесткой) кожицей. Тонких лис тьев, которые отдают (испаряют) много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев:

вместо них — колючки.

    Затем воспитатель ставит перед детьми два растения: алоэ и традесканцию. Спрашивает у детей названия расте ний, если они знакомы с ними, или называет их сама, если для ребят это неизвестные растения. Предлагает их рас смотреть и затем рассказать про них: описать сначала одно, затем другое. Следит, чтобы дети назвали все особенности стеблей, листьев. Когда описание кончится, задает такие вопросы: какое из этих двух растений может запасать воду? Какое — не может? Как узнали, что алоэ запасает влагу? Почему решили, что традесканция не «делает запасов»?

Почему алоэ должно запасать воду? В каких местах оно растет на родине? В каких местах растет традесканция на родине? Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково  поливать или по-разному? Как по-разному?

 В.: Теперь послушайте, я расскажу про эти растения.

 Родина алоэ — Южная Африка, где много сухих степей (показывает на глобусе}. В этих местах жарко и сухо, но для алоэ хорошо. Там это растение цветет оранжево-крас ными цветами. Местное население ценит это растение и использует его от многих болезней: ожогов, простуды и др. В комнатных условиях алоэ цветет очень редко. Из листьев этого растения изготовляют ковры, морские канаты.

Традесканция растет в болотистых местах южной части Северной Америки (показывает на глобусе). Свое название это растение получило по фамилии английского садовода Джона Традесканта, который жил в Англии 300 лет назад (показывает Англию на глобусе). Он очень любил растения, ездил по разным странам, собирал их, затем выращивал в своих садах. С тех пор традесканция распространилась по всему миру как комнатное растение. Оно растет легко, быстро, его только надо много поливать, так как оно родом из болотистых мест.

В последней части занятия дети обходят групповое помещение, рассматривают растения, находят среди них засухоустойчивые и влаголюбивые, решают, как их надо поливать.

В последующие дни дети вместе с воспитателем соверша ют экскурсию по детскому саду, осматривают растения в холле, комнате природы, кабинетах, определяют, какие среди них засухоустойчивые, какие влаголюбивые. Заходят в младшую или среднюю группу, дают рекомендации, как поливать влаголюбивые растения

Занятие  «Мытье комнатных растений»

Цели

 Формировать у детей знания о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, опре делять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям и их последовательности, формировать умение со относить результат с целью.

 Воспитывать желание помогать растениям.

Модели

Цель труда — чистое сверкающее растение. Предмет тру да — грязное пыльное растение. Материал — тазик с водой. Инструмент — тряпочка. Трудовые действия — рука ребенка с тряпочкой. Результат — чистое растение.

Ход занятия

1. Игровой персонаж приносит грязное пыльное растение и говорит о том, что оно плохо себя чувствует и стало некра сивым.

Вопрос воспитателя к детям — почему это произошло? Что надо сделать с растением? Отвечая на вопросы, дети приходят к выводу, что растение необходимо вымыть, чтобы оно снова стало чистым и красивым.

2. Обсуждение структуры трудового процесса с использо ванием модели. Педагог последовательно выкладывает модели структуры трудового процесса на панно, сопровождая их во просами к детям:

— Каким надо сделать растение? (Чистым, красивым.)

— Какое сейчас растение? (Грязное, пыльное.)

— Чем будем мыть растение? (С помощью воды и тря почки.)

— Как будем мыть? (Описание трудовых действий.)

— Каким станет растение после мытья? (Чистым и кра сивым.)

3. Труд детей — мытье комнатных растений в уголке при роды. Дети с помощью воспитателя отбирают в уголке при роды те растения, которые необходимо вымыть. Моют их. Игровой персонаж подходит к каждому ребенку, комменти рует его действия и поощряет.

Занятие «Посев овса»

Программный материал. Ознакомление детей с семенами овса и их по севом.

Обогащение словаря: овес и сеять.

Ход занятия. На столе 2 ящика — пустой и с землей; перед каждым ребенком—коробка (или стакан из бумаги), совочек (или ложка), тарелоч ка с семенами овса.

Воспитатель. На столе перед вами лежат в тарелочках семена овса. Возьмите каждый одно семя. Какое оно? Посмотрите на его длинный острый кончик. Теперь положите семена и послушайте.

— Сегодня мы посеем семена овса в землю, а когда из них вырастет трава, будем кормить ею птиц. Семена мы посеем в коробки (или стаканы), стоящие перед вами. Посмотрите, как следует сеять. Сначала надо насыпать землю, за тем положить на нее семена. Семена надо засыпать землей. (Все объяснение сопровождается показом.) Чтобы из семян выросла трава, надо землю полить водой. Когда вы посеете овес, дежурные соберут коробочки, поставят в ящик и польют.

Воспитатель вызывает 2—3 детей и предлагает им показать, как они будут сеять семена овса. Затем дети приступают к посеву. Воспитатель следит, что бы все дети посеяли семена правильно. По окончании занятия дети ставят свои коробочки в ящик, дежурные поливают посевы из лейки.

Занятие «Посадка гороха в уголке природы»

Цели: Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инстру менты и материалы для работы, определять последователь ность трудовых действий.

 Формировать практические навыки посадки растений.

 Учить дружескому отношению детей друг к другу в про цессе труда.

Ход занятия

1. В группе появляется Буратино, у него в руках коробка с мелкими камешками. Буратино говорит детям, что ему по нравилось ухаживать за растениями, ведь дети научили его правильно поливать и мыть растения. Но ему очень хочется вырастить новые растения. Буратино обращается к детям с просьбой научить его выращивать новые растения.

2. Дети решают научить Буратино выращивать растения. Для того чтобы Буратино лучше запомнил, воспитатель пред лагает сначала рассказать Буратино, как это нужно делать с по мощью картинок. Обсуждение идет по следующему плану.

А, Цель — картинка растения. При обсуждении цели дети спрашивают у Буратино, какое растение он хочет вырастить. Бу ратино предлагает вырастить горох, так как он его очень любит;

Б. Предмет труда — картинка с изображением семени го роха. Буратино предлагает коробочку с камешками, ведь ка мешки так похожи на семена. Воспитатель спрашивает у детей, что произойдет, если посадить камешки. (Растение не вырас тет.) Буратино не верит. Воспитатель предлагает посадить и камешки и семена и проверить, что вырастет;

В. Материал — картинка с изображением земли;

Г. Инструменты — картинка с изображением палочки для рыхления и лейки;

Д. Трудовые действия — картинка с изображением ямки в земле, в которой лежит семя, и лейки. Опираясь на эту мо дель, дети говорят о том, что в земле надо сделать небольшую ямку, положить туда семя и полить. Буратино говорит о том, что ему палочка не нужна, он сделает ямку своим длинным носом. Дети объясняют Буратино, почему так делать нельзя.

Буратино предлагает не делать ямку, а положить семя сверху, чтобы его было видно. Дети объясняют, почему семя необходимо закопать.

Е. Результат труда — картинка проросшего гороха. Бура тино говорит о том, что он хотел бы получить готовый горох уже сегодня вечером. Дети объясняют, что это невозможно. Расте ние растет медленно и постепенно. Должно пройти время.

3. Дети приносят необходимое оборудование и сажают в большом ящике семена гороха, а в другом небольшом ящи ке — камешки. Затем в альбомах наблюдений делаются зари совки посадки. В дальнейшем ведется длительное наблюде ние за посадками и зарисовки детей.

Занятия «Посадка душистого горошка»

Цель. Учить детей узнавать семена душистого горошка (они коричневые, круглые, гладкие, твердые). Формировать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать землей, полить). Упражнять в использовании обследовательских действий. Активизировать употреб ление слов, обозначающих особенности семян, а также действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к выращиванию растений.

Организация занятия. Детей посадить за столы, поставлен ные буквой «П». Приготовить блюдца с семенами, лейки с водой, картинки с изображением душистого горошка. В ящиках с землей сделать бороздки.

Ход занятия. Показать детям картинку с изображением душис того горошка и спросить, хотят ли они вырастить такое же растение, Предложить каждому взять горошину из блюдца и положить перед собой на столе. Уточнить знания детей о цвете и форме гороха, пред ложить погладить горошину пальчиком, чтобы определить, гладкая или шероховатая у нее поверхность, затем надавить, чтобы узнать, твердые или мягкие семена, прокатить, чтобы определить ее форму. Далее предложить детям стать возле ящиков. (Сам воспитатель стоит возле своего ящика, чтобы все дети его видели.) Показать бороздки каждому ребенку, предложить взять по одному семени и положить в бороздку. (Показать, как это сделать.) Контролировать выполнение, показывать, как положить второе семя (на некотором расстоянии от первого). Контролировать выполнение, помогать тем, у кого не полу чается. Затем показать, как бороздку, где лежат семена, засыпать землей (прищипнуть землю). Проверить, как дети выполняют задание. Поощрить детей. После того как посадка семян будет закончена, вместе с детьми полить бороздки.

Занятия «Посадка черенков»

Программный материал. Различать и называть два-три вида комнатных растений, правильно показывать их части — стебель, лист, цветок, уметь по садить черенок комнатного растения.

Оборудование: горшки (или бумажные стаканы) по числу детей (или один на двоих), ящики с землей и песком, палочки, черенки, несколько комнатных растений (традесканция, бегония вечноцветущая, герань), от которых будут взя ты черенки.

Ход занятия. Воспитатель спрашивает, как называются части растения (показывает лист и стебель герани), предлагает нескольким детям показать эти части на других приготовленных растениях и затем говорит: «Если от этих растений взять веточки — черенки, посадить их в землю и поливать, то из них вырастут такие же растения, как те, от которых они взяты. (Срезают че ренки.) Вот черенок бегонии вечноцветущей, вот черенок герани. (Показывает.) Мы сейчас посадим эти черенки, и вы будете за ними ухаживать. Посмотри те, как нужно правильно сажать черенок. (Показывает.)

Теперь дежурные раздадут вам горшки с землей и черенки. Сосчитайте, сколько листочков на вашем черенке. Когда на нем после посадки появится новый листок, то это будет означать, что растение принялось и растет. Помните, что посаженные черенки надо каждый день поливать».

После этих указаний каждый ребенок самостоятельно сажает черенок, а воспитатель проверяет правильность его работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие нравственно – трудовых качеств, посредством организации разнообразной трудовой деятельности.

В данной статье представлен опыт работы по развитию нравственно - трудовых качеств у детей младшего возраста, посредством организации разнообразной деятельности....

Презентация на тему "Развитие нравственно - трудовых качеств у старших дошкольников посредством разнообразной трудовой деятельности".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

"Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Структура, цели, задачи. условия трудовой деятельности"

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба....

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...